ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5720/2015 от 24.06.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья АнтоноваН.В. Дело №33-5720/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июня 2015 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего КотликовойО.П.,

судей ВегельА.А., Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре МорозовойА.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя К. на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 14 апреля 2015 года по делу по заявлению К. об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи КовалюкЛ.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отдела Военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Л. по выдаче временного удостоверения *** от 31 марта 2015 года взамен военного билета, возложении на отдел Военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам обязанности выдать ему установленный законодательством Российской Федерации документ воинского учета и принять его на воинский учет.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что действия начальника отдела военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Л. по выдаче К. временного удостоверения взамен военного билета не основаны на положениях нормативных правовых актов, регламентирующих выдачу таких документов, - Положении о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года №719, Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №495, полагая, что при наличии документа, удостоверяющего личность заявителя, имелись основания для выдачи К.. военного билета.

Также указал, что в нарушение установленного порядка ведения временного удостоверения, выданного взамен военного билета, выданное ДД.ММ.ГГК. временное удостоверение *** заполнено обычной ручкой черного цвета, не содержит штампа отдела военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам, а также отметки о принятии на воинский учет.

Выдачей временного удостоверения, по мнению заявителя, нарушены его права: на него незаконно возложена обязанность ежемесячно являться в отдел военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам для продления временного удостоверения; из-за отсутствия отметки о принятии на воинский учет он может быть незаконно подвергнутым наказанию за уклонение от обязанности встать на воинский учет; ввиду ограниченного срока действия временного удостоверения он лишен возможности свободного выбора места жительства и выбора рода занятий.

Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 14 апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе представитель заявителя К.О. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении при обращении в суд первой инстанции, дополнительно указывая на то, что факт признания заявителя не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нельзя считать установленным, ввиду того, что решение суда, которым установлено данное обстоятельство, не вступило в законную силу; к сложившимся отношениям недопустимо применять требование военного комиссара Алтайского края о выдаче гражданам России, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, временных удостоверений взамен военного билета до поступления на места справок формы №1/У (форма *** Приложения *** к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №495), поскольку такое требование является локальным правовым актом, не прошедшим государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, официально не опубликованным, и противоречит приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №495; вывод суда об исполнении записей во временном удостоверении тушью черного цвета является необоснованным, поскольку специального исследования по данному вопросу не проводилось; судом не дана оценка тому обстоятельству, что на временном удостоверении, выданном взамен военного билета, отсутствует штамп военного комиссариата, а также штамп о приеме КлассенаА.В. на воинский учет, что ставит под сомнение юридическую силу указанного документа и вопрос о постановке заявителя на воинский учет.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель К. его представитель О. представитель заинтересованного лица отдела Военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя Военного комиссариата Алтайского края Н. возражавшую против отмены или изменения решения суда, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность указанных выше условий (несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение прав и свобод заявителя) при наличии которых заявление подлежало бы удовлетворению, отсутствует; законных оснований для выдачи КлассенуА.В. военного билета, как о том поставлен вопрос в заявлении, также не имеется.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

Так, согласно п.п. 1, 6 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета, установленного Приложением к форме №1/У Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации (далее - Инструкция) (Приложение *** к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года №495) справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня «В».

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Бланки справок взамен военных билетов являются документами строгой отчетности. Военные комиссариаты получают бланки справок взамен военных билетов строго в объемах, необходимых для выдачи гражданам.

Согласно п.п. 1, 5 Порядка ведения и хранения временного удостоверения, выданного взамен военного билета, предусмотренного Приложением к формам *** и 4 Инструкции временное удостоверение, выданное взамен военного билета (далее - временное удостоверение) является одним из основных документов персонального воинского учета, удостоверяющим отношение гражданина к исполнению воинской обязанности.

Временное удостоверение оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не имеющему соответствующих документов для оформления и выдачи ему военного билета (справки взамен военного билета), в целях установления его личности, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных им документов, а также для запроса и получения военного билета, который был сдан на хранение в отдел (муниципальный) по прежнему месту его жительства.

Временные удостоверения гражданам выдаются сроком на один месяц.

Начальники отделов военных комиссариатов могут продлить срок действия временных удостоверений, выданных взамен военного билета, на срок до одного месяца, но общей продолжительностью не более трех месяцев, если соответствующие документы или сведения, необходимые для выдачи военного билета, в течение месячного срока не поступили.

Как следует из материалов дела, решением призывной комиссии Поспелихинского района от 19 декабря 2014 года КлассенА.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Наличие у заявителя указанного статуса, вопреки доводам апелляционной жалобы, подтверждается вступившим в законную силу решением Поспелихинского районного суда от ДД.ММ.ГГ.

Согласно п.36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №663, в соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела военного комиссариата обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета.

Судом верно установлено, что в адрес К. была направлена повестка с предложением ДД.ММ.ГГ к 09 часам 30 минутам явиться в отдел военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам.

В указанный день (ДД.ММ.ГГ) начальником отдела военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам К. взамен военного билета выдано временное удостоверение №3, согласно которому он действительно принят на воинский учет <данные изъяты> (воинская должность – водитель, категория запаса – II) и зачислен в запас, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований (л.д.8).

При выдаче временного удостоверения начальник отдела военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам руководствовался положениями вышеназванных правовых норм, а также требованием военного комиссара Алтайского края от ДД.ММ.ГГ №ПСС/5912, изданного в дополнение к распоряжению Ш. от ДД.ММ.ГГ*** по вступлению в действие приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГ*** по функционированию системы воинского учета, в том числе по введению новых видов документов воинского учета, в частности справки взамен военного билета, которым начальникам отделов по муниципальным образованиям предписано выдавать гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, до поступления на места справок формы №1/У, временные удостоверения взамен военного билета.

Таким образом, учитывая, что с ДД.ММ.ГГ вступил в законную силу Приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ №495, которым утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, предусматривающая выдачу нового вида документа воинского учета гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в соответствии с заключением призывной комиссии, – справки взамен военного билета формы №1/У, доводы заявителя о необходимости выдачи ему военного билета с учетом его статуса, установленного решением призывной комиссии, являются несостоятельными.

Как было указано выше, бланки справок взамен военных билетов являются документами строгой отчетности, военные комиссариаты получают такие документы строго в объемах, необходимых для выдачи гражданам, и они в отдел военного комиссариата Алтайского края по Поспелихинскому и Новичихинскому районам на момент выдачи К. временного удостоверения не поступили, в связи с чем выдача заявителю взамен военного билета временного удостоверения являлась правомерной.

Ссылка в жалобе на то, что требование военного комиссара Алтайского края не подлежит применению к сложившимся отношениям, судебной коллегией отклоняется. Данное требование обоснованно принято судом во внимание при вынесении решения, поскольку оно хотя и не является нормативным правовым актом, но представляет собой ведомственный акт, обязательный для применения начальниками отделов военных комиссариатов муниципальных образований в их работе, который согласуется с положениями действующего законодательства.

Указание в жалобе на нарушения, имевшие место при оформлении временного удостоверения, наличие которых ставит под сомнение факт постановки заявителя на воинский учет, не принимается во внимание, поскольку опровергается содержанием временного удостоверения, выданного взамен военного билета от 31 марта 2015 года №3, а также учетной и алфавитной карточками, согласно которым КлассенА.В. принят на воинский учет и зачислен в запас (л.д.8, 21, 22).

С учетом изложенного и ввиду того, что нарушений прав и свобод заявителя выдачей ему временного удостоверения взамен военного билета не усматривается, апелляционная жалоба по доводам, изложенным в ней, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 14 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя К. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: