Судья Московка М.С. Дело № 33-5724/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2017 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Савищевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 16 марта 2017 года по делу
по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Барнауле Алтайского края о признании права на досрочное назначение пенсии, включении периодов в специальный стаж.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) г. Барнаула Алтайского края об оспаривании решения ответчика от 05.10.2015г. за № 83.6.15, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в должности заведующей детским садом, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 05.10.2015г. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не включены, в том числе, спорные периоды работы:
- с 14.12.2009г. по 29.11.2010г. в должности заведующей МДОУ «Детский сад № 256»;
- с 30.11.2010г. по 22.06.2015г. в должности заведующей МАДОУ «Детский сад № 257».
С принятым решением ФИО1 не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Полагает, что периоды работы в должности заведующей подлежат включению в специальный стаж, так как руководители образовательных учреждений в соответствии с п. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» как педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данная норма отсылает к пп. 19 ст. 20 Федерального закона «О страховых пенсиях». Заведующий детским садом является участником образовательного процесса, организует учебно-воспитательный процесс в рамках учреждения, основной целью создания которого является образовательная деятельность, присмотр, уход за детьми и их развитие. Считает, что заведующий детским садом является педагогическим работником, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 19 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 16 марта 2017 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит решение отменить, вынести новое - исковые требования ФИО1 удовлетворить, ссылаясь на то, что спорные периоды работы в должности заведующей детским садом подлежат включению в специальный стаж, так как в силу положений п. 7 ст. 51 и п. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководители образовательных учреждений как педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данная норма отсылает к пп. 19 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Заведующий детским садом является участником образовательного процесса, организует учебно-воспитательную деятельность в рамках учреждения.
Подпункт «в» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, ухудшает положение заведующих дошкольными образовательными учреждениями по сравнению с ранее действовавшим законодательством, ставит истца в неравное положение с воспитателями и другими педагогическими работниками, работающими в детском саду, нарушает принцип правовой определенности и как противоречащий имеющему большую юридическую силу Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» применяться не должен.
Основной деятельностью учреждения является образовательная программа дошкольного образования. Истцом проводятся мероприятия воспитательно-образовательного процесса, утверждаются образовательные программы, проводится проверка качества образовательного процесса и педагогической деятельности.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 с 14.12.2009г. по 29.11.2010г. работала в должности заведующей МДОУ «Детский сад № 256»; с 30.11.2010г. по 22.06.2015г. - в должности заведующей МАДОУ «Детский сад № 257»(спорные периоды).
Полагая, что указанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением.
Решениями ответчика от 5.10.2015г., а также от 27.01.2017г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа (засчитано в общей сложности 20 лет 4 месяца 10дней), что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Разрешая спор по существу, руководствуясь нормами действующего законодательства, исходя из того, что периоды работы в должности заведующей детским садом засчитывались в специальный стаж педагогической деятельности только до 01.11.1999 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия такой вывод суда находит соответствующим закону.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 30 указанного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Соответственно, к вышеуказанным спорным периодам работы истца в должности заведующей детским садом подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Данным Списком в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего), а разделом «Наименование учреждений» Списка предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка – детский сад; ясли – сад (сад – ясли); детские ясли (п. 1.8).
При этом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года, в подпункте «в» пункта 8 предусмотрено, что работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пункте 1.8 раздела «наименование учреждений» засчитывается в стаж педагогической деятельности за период до 1 ноября 1999 года.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разъяснено, что в силу подпункта "в" пункта 8 Правил, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку периоды работы истицы в должности заведующей детским садом имели место после 01 ноября 1999 года, вывод суда об отсутствии оснований для зачета вышеуказанных периодов в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о противоречии пп. «в» п. 8 Правил положениям п. 7 ст. 51 и п. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» несостоятелен и отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с п. 7 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5 ч. 5 ст. 47 вышеуказанного Закона педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания вышеприведенных положений закона, они носят отсылочный характер и отсылают к специальному законодательству в сфере пенсионного обеспечения, каковым является Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 Список и Правила.
Поскольку законодательством прямо предусмотрена возможность включения в специальный стаж должности заведующей детским садом только за периоды до 01 ноября 1999 года, ссылка в апелляционной жалобе на характер выполняемой истцом работы в должности заведующей не может быть принята во внимание.
Учитывая, что спорные периоды работы истицы в должности заведующей детским садом имели место (начались) после 01.11.1999, в то время как указанная должность была исключена из соответствующего Списка с 01.11.1999, довод жалобы о нарушении принципа правовой определенности несостоятелен.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с действующим пенсионным законодательством, исключившим должность заведующего детским садом из Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не свидетельствует о незаконности принятого судом решение и не влечет его отмену.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы представителя истца не усматривается.
Иных доводов, заслуживающих внимания и являющихся основанием для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 16 марта 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи