АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Колосова Н.Е. Дело №33-572/2015
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Нагорновой О.Н., Перминовой Н.А.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании <Дата обезличена> дело по апелляционной жалобе Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому исковое заявление прокурора Усть - Вымского района Республики Коми в интересах Российской Федерации к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми о признании решения о снятии с учета объекта недвижимости незаконным, возложении обязанности по восстановлению сведений о земельном участке удовлетворено.
Признано незаконным решение Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе <Адрес обезличен>.
Обязан Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Коми" восстановить в Государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе <Адрес обезличен>.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Н., К., С., А., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть - Вымского района Республики Коми обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми о признании незаконным решения Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе <Адрес обезличен>; возложении обязанности восстановить в Государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе <Адрес обезличен>.
В обоснование заявления прокурором указано, что решением и.о. начальника отдела учета земельных участков Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в соответствии с ч.5 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ) снят с кадастрового учета земельный участок, имеющий кадастровый номер <Номер обезличен> Однако, у кадастрового органа отсутствовали правовые основания, предусмотренные действующим законодательством, для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, в связи с чем решение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> является незаконным, сведения о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> подлежат восстановлению.
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители Территориального управления Росимущества в Республике Коми С., У. требования прокурора поддержали.
Представитель Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Коми М. с заявлением согласилась.
Представитель администрации муниципального района "Усть - Вымский" Т. в судебном заседании требования прокурора поддержала.
Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд вынес указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не учел, что в составе представленных на регистрацию документов отсутствовали какие-либо сведения о правообладателе формируемого земельного участка, у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для отказа администрации муниципального района "Усть - Вымский" в снятии с учета спорного земельного участка; считает, что суд неправильно применил нормы материального права; не учел то обстоятельство, что на основании государственного акта о праве пользования земельным участком были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном земельном участке площадью 2039 га, в связи с чем нарушение прав Российской Федерации органами кадастрового учета не допущено; в жалобе также указывается о нарушении норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> земли площадью 2039 га, в том числе участок <Номер обезличен> "Сельхозшежам" - площадью 938 га, расположенный в районе <Адрес обезличен>, переданы в постоянное бессрочное безвозмездное пользование Учреждению <Номер обезличен> Министерства внутренних дел СССР для ведения сельского хозяйства Государственным актом на право пользования землей <Номер обезличен> от <Дата обезличена> исполнительного комитета Усть-Вымского районного Совета. Акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за <Номер обезличен>.
В 2013 году Территориальным управлением Росимущества в Республике Коми была осуществлена закупка кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе <Адрес обезличен> в кадастровом квартале <Номер обезличен>, находящегося в фактическом пользовании ФКУ "Исправительная колония <Номер обезличен>" УФСИН России по РК. По результатам выполненных работ площадь земельного участка была уточнена и составила 506, 6158 га. Земельный участок <Дата обезличена> был поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению Д., действующей в интересах и от имени Территориального управления Росимущества в Республике Коми (на основании распоряжения руководителя ТУ Росимущества в Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), участку присвоен кадастровый номер <Номер обезличен>.
Решением и.о. начальника отдела учета земельных участков Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в соответствии с ч.5 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ) снят с кадастрового учета земельный участок, имеющий кадастровый номер <Номер обезличен>.
Указанное решение принято на основании заявления представителя администрации муниципального района "Усть-Вымский" Б. от <Дата обезличена> (регистрационный номер заявления <Номер обезличен>) о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> в связи с прекращением его существования.
Разрешая заявленные требования, суд признал, что переданный в 1984 году Учреждению <Номер обезличен> земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, является федеральной собственностью, правом пользования земельным участком на момент рассмотрения дела обладает ГУФСИН России по РК.
Вывод суда соответствует закону.
Частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, относятся к федеральной собственности.
В соответствии с положениями ч.3 ст. 298 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Администрация муниципального района "Усть-Вымский" собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного в районе <Адрес обезличен> в кадастровом квартале <Номер обезличен>, не является, правом распоряжения указанным земельным участком не наделена. В нарушение требований п.6 ч.1 ст. 22 Федерального закона от <Дата обезличена> №221-ФЗ при подаче заявления в орган кадастрового учета о снятии с учета земельного участка представителем администрации MP "Усть-Вымский" не были предоставлены документы (копии), устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на данный объект недвижимости.
Довод жалобы со ссылкой на положения ч.6 ст.24 Федерального закона от 24.07.207 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и абзац 2 пункта 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", о том, что у органа кадастрового учета отсутствовали основания для отказа администрации МО МР "Усть-Вымский", имеющей право распоряжения в силу закона земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена, в снятии его с учета, является ошибочным, не основан на материалах дела и на законе.
Поскольку установлено, что Государственным актом на право пользования землей <Номер обезличен> от <Дата обезличена> исполнительного комитета Усть-Вымского районного Совета, зарегистрированным в книге записей государственных актов за <Номер обезличен> земельный участок площадью 938 га, расположенный в районе <Адрес обезличен>, передан в постоянное бессрочное безвозмездное пользование Учреждению <Номер обезличен> Министерства внутренних дел СССР, правопреемником и пользователем которого в настоящее время является ГУФСИН России по РК, земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, является федеральной собственностью в силу положений части 1 статьи 3.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", был поставлен на кадастровый учет представителем Территориального управления Росимущества в <Адрес обезличен> Д., действующей в интересах и от имени Территориального управления Росимущества в Республике Коми (на основании распоряжения руководителя ТУ Росимущества в Республике Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), орган кадастрового учета - Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми не имел право снять с кадастрового учета спорный земельный участок на основании заявления представителя администрации муниципального района "Усть-Вымский" Б., не представившей сведения о правообладателе спорного земельного участка.
В силу пункта 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, полномочия по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, относится к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
В соответствии с пунктами 5.35 (2), 5.35 (3) Положения Росимущество принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Решений по разделу, объединению, перераспределению указанного земельного участка ТУ Росимущества в Республике Коми не принимало, следовательно, земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> не является преобразуемым.
Суд верно указал, что решение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> принято должностным лицом филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми на основании ч.5 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ ошибочно.
В соответствии с указанной нормой (ч.5 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ) в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Вопросы постановки земельных участков на кадастровый учет, снятия их с кадастрового учета регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 №221- ФЗ.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существование такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Понятие преобразования земельного участка дано в п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ. В силу требований указанной нормы, в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости.
По изложенным основаниям у кадастрового органа отсутствовали правовые основания, предусмотренные действующим законодательством, для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 11:08:0101001:5612.
При таком положении суд правильно признал решение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> незаконным, сведения о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> - подлежащим восстановлению.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о неправильном применении судом нормы материального права.
Довод жалобы о том, что ГУФСИН по Республике Коми, являющееся правопреемником Учреждения <Номер обезличен> Министерства внутренних дел и обладающее правом пользования земельным участком, выражало в письме просьбу в адрес администрации МО МР "Усть-Вымский" о необходимости снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, не может быть принят во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку указанный орган не наделен полномочиями по распоряжению объектами федеральной собственности.
Довод жалобы о том, что права Российской Федерации действиями органа кадастрового учета не нарушены, опровергается материалами дела, поскольку земельный участок, находящийся в федеральной собственности, поставленный на учет уполномоченным органом - ТУ Росимущества в Республике Коми, незаконно был снят Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми с кадастрового учета на основании заявления органа местного самоуправления, не представившего сведения о правообладателе спорного земельного участка. В судебном заседании представитель администрации МО МР "Усть-Вымский" с требованиями прокурора согласился, имущественные притязания на указанный земельный участок не заявил.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что <Дата обезличена> земельный участок площадью 2039 га был внесен как ранее учтенный в государственный кадастр недвижимости, не свидетельствует о законности действий органа кадастрового учета по снятию ранее земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 5066158 кв.м., расположенного в районе <Адрес обезличен>.
Довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права также не может быть принят во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку возражения кадастрового органа в полном объеме проверены судом апелляционной инстанции, им дана правовая оценка.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи