ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5740/19 от 16.08.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33 – 5740/2019

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Шевцовой О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2019 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Гвоздева М.В.

судей Флюг Т.В., Дорожкиной О.Б.

при секретаре Носаль М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края к министерству промышленности и транспорта Хабаровского края, администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать проведение технического осмотра транспортных средств,

по апелляционной жалобе министерства промышленности и транспорта Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 мая 2019 года,

Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя министерства промышленности и транспорта Хабаровского края Карташова Д.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к министерству промышленности и транспорта Хабаровского края, администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать проведение технического осмотра транспортных средств.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки было установлено, что на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края министерством промышленности и транспорта технический осмотр транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не организован, поскольку на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края организации, осуществляющие оказание населению услуги по техническому осмотру транспортных средств, деятельность не осуществляют. Указанное обстоятельство исключает реализацию владельцами автотранспортных средств обязанности страхования гражданской ответственности. Просил обязать министерство промышленности и транспорта Хабаровского края организовать на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края проведение технического осмотра транспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 13.03.2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 мая 2019 года иск прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края к министерству промышленности и транспорта Хабаровского края удовлетворен.

На министерство промышленности и транспорта Хабаровского края возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение технического осмотра транспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В удовлетворении исковых требований к администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края отказано.

В апелляционной жалобе министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, не соглашаясь с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что полномочия по организации транспортного обслуживания населения на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края возложены на органы местного самоуправления ввиду того, что организация технического осмотра транспортных средств является составной частью транспортного обслуживания населения. Выражает несогласие с выводом суда о том, что на министерстве лежит обязанность по организации транспортного обслуживания населения Аяно-Майского района посредством организации проведения технического осмотра транспортных средств. Выражая несогласие с выводом суда об отсутствии пунктов технического осмотра транспортных средств на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, что исключает реализацию владельцами транспортных средств обязанности страхования гражданской ответственности, ссылается на отсутствие доказательств невозможности пройти технический осмотр транспортных средств и обращения в связи с этим с жалобами граждан. Представленная истцом переписка между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципальным образованием не может служить доказательством отсутствия у владельцев транспортных средств диагностических карт, полисов ОСАГО. Указывает, что министерство наделено полномочия по принятию мер по организации проведения технического осмотра транспортных средств, а не по организации технического осмотра транспортных средств. судом не учтены требования бюджетного законодательства и отсутствие у субъектов Российской Федерации полномочий и расходных обязательства по организации технического осмотра транспортных средств. Выражает несогласие с выводом суда относительно установленного срока исполнения решения суда.

Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, не явился, доказательств уважительности причин неявки не представлено, об отложении рассмотрения дела не заявлено.

На основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере технического осмотра относятся: принятие мер по организации проведения технического осмотра на территории субъекта Российской Федерации; утверждение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и для входящих в их состав муниципальных образований; установление предельного размера платы за проведение технического осмотра в соответствии с настоящим Федеральным законом и осуществление контроля за соблюдением установленного предельного размера; осуществление контроля за соблюдением установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера платы за выдачу дубликата диагностической карты.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены нарушения законодательства при организации проведения технических осмотров транспортных средств на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края и страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установлено, что на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края министерством промышленности и транспорта технический осмотр транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не организован, поскольку на территории Аяно-Майского муниципального района организации, осуществляющие оказание населению услуги по техническому осмотру транспортных средств деятельность не осуществляют. Указанное обстоятельство исключает возможность реализации владельцами автотранспортных средств обязанности страхования гражданской ответственности.

Подпунктом 70 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов принятия мер по организации проведения технического осмотра транспортных средств и осуществления мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра транспортных средств.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.07.2011 -пр утверждено Положение о министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края, согласно которому (п. 1) Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Хабаровского края (далее также - край), осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства края и реализацию промышленной политики в крае.

Министерство в соответствии с возложенными на него полномочиями решает задачи по реализации на территории края государственной политики, направленной на повышение эффективности деятельности предприятий транспорта, дорожного хозяйства, удовлетворение потребностей населения и юридических лиц в пассажирских и грузовых перевозках, основных направлений государственной политики края в сфере промышленности (п. 2.1 Положения).

Министерство в соответствии с возложенными задачами осуществляет функции по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (п. 3.9 Положения); функции по утверждению нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра на территории края и входящих в его состав муниципальных образований, принятие мер по организации проведения технического осмотра транспортных средств на территории края и осуществление мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра транспортных средств (п.3.30 Положения).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 3 ст. 10, п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч. 1 ст. 9, ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп. 70 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», п. 1, 2.1, 3.9 Положения о министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.07.2011 № 207-пр, установив, что в ходе проведенной прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения законодательства при организации проведения технических осмотров транспортных средств на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края и страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, исходил из того, что на министерстве промышленности и транспорта Хабаровского каря, как на органе государственной власти, реализующим на территории края государственную политику в области транспорта, лежат обязанности по реализации государственной политики и осуществления управленческих функций в сфере организации проведения технического осмотра транспортных средств, принял решение о возложении на министерство промышленности и транспорта Хабаровского края в течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обязанность организовать проведение технического осмотра транспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Соглашаясь с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении обязанности на министерство промышленности и транспорта Хабаровского края обязанности по совершению определенных Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.07.2011 N 207-пр "Об утверждении Положения о министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края" действий, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в части возложенных обязанностей и сроков их исполнения.

Так, п 3.40 указанного Положения, на министерство промышленности и транспорта Хабаровского края возложена обязанность по утверждению нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра на территории края и входящих в его состав муниципальных образований, принятие мер по организации проведения технического осмотра транспортных средств на территории края и осуществление мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра транспортных средств.

Таким образом, на указанного ответчика подлежала возложению обязанность по принятию мер по организации проведения технического осмотра транспортных средств на территории Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края. Доводы апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия находит обоснованными.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Судебная коллегия с учетом обстоятельств дела и объёма необходимых к выполнению мероприятий, полагает необходимым установить срок исполнения решения в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности реализации владельцами транспортных средств обязанности страхования гражданской ответственности, судебной коллегией не принимаются, как опровергающиеся обращением министра промышленности и транспорта Хабаровского края Ивашкина С.И. кГлаве Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края№ 05.2.15-5398 от 11.09.2018 г. Об организации пункта технического осмотра» есть ссылка на поступление жалоба от жителей Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края в связи с отсутствием на территории района пунктов технического осмотра транспортных средств.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии выводов суда относительно возражений ответчика со ссылками на БК РФ, отмену решения не влекут.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию ответчика в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены решения суда явиться не может.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Центрального районного суда города Хабаровска по делу по иску прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края к министерству промышленности и транспорта Хабаровского края, администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности организовать проведение технического осмотра транспортных средств отменить в части требований к министерству промышленности и транспорта Хабаровского края и принять в указанной части новое решение, которым исковые требования к министерству промышленности и транспорта Хабаровского края удовлетворить

Возложить на министерство промышленности и транспорта Хабаровского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации на территории Аяно-Майского района Хабаровского края проведения технического осмотра транспортных средств в соответствие с требованиями Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий М.В. Гвоздев

Судьи Т.В. Флюг

О.Б. Дорожкина