ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5749/2017 от 20.06.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Черкасова О.В. Дело

Докладчик Дмитриева Л.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего: Галаевой Л.Н.,

судей: Дмитриевой Л.А., Хабаровой Т.А.,

при секретаре: Апариной М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 20 июня 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Сулимовой Н. Г. на решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении исковых требований Сулимовой Н. Г. к Федеральной таможенной службе, Центральное экспертно-­криминалистическое таможенное управление, о признании незаконным приказа о наложении взыскания, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда ДмитриевойЛ.А., объяснения Сулимовой Н.Г., представителей Федеральной таможенной службы Центральное экспертно-­криминалистическое таможенное управление – Жиленко Н.Н., Краснова В.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сулимова Н.Г. обратилась в суд с иском к Федеральной таможенной службе Центральное экспертно-­криминалистическое таможенное управление о признании незаконным приказа о наложении взыскания, компенсации морального вреда.

В обоснование указала, что она проходила службу в таможенных органах с 1993 по 2003 год, была уволена по выслуге срока службы, дающего право на пенсию в специальном звании полковник таможенной службы. С 2005 года состоит на государственной гражданской службе. С 2010 года назначена на должность главного государственного таможенного инспектора общего отдела. В соответствии с ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» она обязана ежегодно предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. За отчетный 2015 год ею была подана справка о доходах, где в разделе предоставлены сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, а именно: ПАО Сибирский банк Сбербанка России, адрес: <адрес>, вид и валюта счета - Пенсионный плюс Сбербанка России, дата открытия счета 30.06.2003г, остаток на счете - 31 896,41 рублей, а также Филиал ВТБ24 (ПАО), <адрес>, вид и валюта счета - текущий (зарплатный) на электронную карту, дата открытия счета - ДД.ММ.ГГГГ, остаток на счете 31588,61 рублей. По информации Сибирского таможенного управления, направленной начальнику экспертно-криминалистической службы, в представленной справке о доходах истцом не указан банковский счет от ДД.ММ.ГГГГ с остатком 26 926,20 рублей, по данному факту предложено провести служебную проверку. ДД.ММ.ГГГГ ФТС ЦЭКТУ <адрес> был издан приказ о проведении служебной проверки по фактам, изложенным в письме Службы противодействия коррупции СТУ. ДД.ММ.ГГГГ ФТУ ЦЭКТУ <адрес> был издан приказ о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Сулимовой Н.Г. за 2015 год. В рамках проведенных проверок ею было дано объяснение о внесении ошибочных сведений в раздел , где указано, что она получает пенсию на счет, открытый 30.06.2003г, перечисления осуществлялись на сберегательную книжку. С ДД.ММ.ГГГГ пенсию стали перечислять на банковскую карту. Она ошибочно полагала, что изменение способа перечисления денежных средств не изменяет номера банковского счета, поэтому в справке о доходах указала счет, открытый ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, остаток денежных средств на пенсионном счете она указала в сторону увеличения - 31 896,41 рублей вместо фактических- 29 926,20 рублей. Начальником ЦЭКТУ утвержден доклад по результатам проверки, в котором указано, что прямого умысла на совершение коррупционного проступка в ее действиях не установлено. По заключению заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ <адрес> рекомендовано применить к ней взыскание в виде замечания за предоставление недостоверных сведений о доходах. ДД.ММ.ГГГГ ЦЭКТУ ФТС в <адрес> издан приказ , к ней применено взыскание в виде замечания. Она считает данный приказ незаконным, поскольку факт получения ею пенсии является общеизвестным, сведения о доходах представлены ею на основании справки Сбербанка России, не учтена ее многолетняя, добросовестная и безупречная работа в таможенной службе, а также обстоятельства, при которых она допустила ошибку. В связи с наложенным взысканием она испытывает сильные переживания, ухудшилось душевное состояние, сон, систематически повышается давление, испытывает боли в сердце, появилось чувство униженности.

На основании изложенного Сулимова Н.Г. просила признать незаконным приказ ЦЭКТУ ФТС в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о наложении взыскания в виде замечания и взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 30 000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Сулимова Н.Г., в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.

Полагает, что в удовлетворении иска отказано неправомерно, поскольку недостоверность представленных сведений обусловлена технической ошибкой, обращает внимание на то, что в ее действиях отсутствовал умысел, проступок совершен впервые, иные требования закона ею соблюдены.

Проверив материалы дела с учетом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

В силу ст.7.1 названного Федерального закона на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 20 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации представляет сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 8 ФЗ N 273-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3.1 настоящей части, а именно граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положением «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утвержденное Указом Президента РФ от 18.05.2009г, обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается на федерального государственного служащего, замещавшего должность по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению) (пп. «в» п. 1 Положения).

Согласно пп. «а» п. 10 Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии с п. 12 Положения проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

Ответственность за непредставление или представление заведомо ложных сведений о доходах, предусмотренная п.15 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 559, возлагается на представившего эти сведения гражданина или федерального государственного служащего соответственно.

В случае непредставления или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается дисциплинарной ответственности, в соответствии со ст. 29 ФЗ N 114-ФЗ.

В соответствии со ст. 29.1 ФЗ N 114-ФЗ за несоблюдение сотрудником таможенного органа ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст.29 настоящего Федерального закона: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

Взыскания, предусмотренные ст.ст. 29.1, 29.2 вышеназванного закона, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего таможенного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), и на основании рекомендации указанной комиссии.

В соответствии с п. 4 ст. 29.3 Федерального закона N 114-ФЗ, а также п. 3 ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником таможенных органов/гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника таможенных органов/гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией).

Информация в справках о доходах должна быть отражена с учетом Методических рекомендаций по заполнению гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, и федеральными государственными служащими таможенных органов Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с Методическими рекомендациями государственные служащие при заполнении любого раздела справки о доходах на себя и членов семьи обязаны использовать только документально подтвержденную информацию о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, содержащуюся в свидетельствах о регистрации транспортных средств, иных правоустанавливающих документах (договорах и т.д.).

Согласно п. 8.2 Методических рекомендаций - неполные сведения - не указание в справках о доходах, имуществе, обязательств, иных сведений, подлежащих внесению в справки в соответствии с утвержденной формой (например, не указание имеющихся иных доходов, недвижимого имущества, транспортных средств, акций, ценных бумаг, обязательств).

Пунктом 8.2.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что при выработке рекомендации о применении к государственному служащему меры дисциплинарной ответственности должны быть приняты во внимание характер недостоверности и степень неполноты сведений, а также наличие вины государственного служащего.

В соответствии с п. 3.1 ст. 29.3 ФЗ N 114-ФЗ взыскание в виде замечания или выговора может быть применено к сотруднику таможенного органа при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).

Судом первой инстанции установлено, что Сулимова Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность главного государственного таможенного инспектора общего отдела, что подтверждается копией приказа -к (л.д. 7).

За отчетный 2015 год Сулимовой Н.Г. была подана справка о доходах, где в разделе предоставлены сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, а именно: ПАО Сибирский банк Сбербанка России, адрес: <адрес>, вид и валюта счета - Пенсионный плюс Сбербанка России, дата открытия счета 30.06.2003г, остаток на счете - 31 896,41 рублей, а также Филиал ВТБ24 (ПАО), <адрес>, вид и валюта счета - текущий (зарплатный) на электронную карту, дата открытия счета - ДД.ММ.ГГГГ, остаток на счете - 31 588,61 рублей (л.д.8-9, 71-77).

Письмом Сибирского таможенного управления от 10.06.2016г. начальнику экспертно-криминалистической службы - филиала ЦЭКТУ <адрес> направлена информация о предоставлении Сулимовой Н.Г. недостоверных сведений о доходах, а именно в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в разделе «сведения о счетах и банках и иных кредитных организациях» не указан банковский счет от ДД.ММ.ГГГГ с остатком 26 926,20 рублей, чем нарушены требования ФЗ РФ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ РФ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». По данному факту предложено провести служебную проверку (л.д.70).

ДД.ММ.ГГГГ ФТС ЦЭКТУ <адрес> был издан приказ о проведении служебной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по 15.07.2016г по фактам предоставления недостоверных сведений о доходах (л.д.66).

По результатам служебной проверки вынесено заключение от 15.07.2016г., в соответствии с которым факт недостоверно указанных сведений Сулимовой Н.Г. нашел свое подтверждение, предложено провести проверку достоверности и полноты сведений (л.д. 95-104).

В рамках проверки истцом было дано объяснение от 23.06.2016г. о внесении ошибочных сведений в раздел в справку о доходах, при этом истец указала, что 30.06.2003г. в Сибирском банке Сбербанка России ей был открыт расчетный счет для перечисления пенсии, перечисления осуществлялись на сберегательную книжку. С ДД.ММ.ГГГГ пенсию стали перечислять на банковскую карту. При этом она ошибочно полагала, что изменение способа перечисления денежных средств не изменяет номера банковского счета, поэтому в справке о доходах указала счет, открытый ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79-81).

ДД.ММ.ГГГГ ФТУ ЦЭКТУ <адрес> издан приказ о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных Сулимовой Н.Г. за 2015 год, срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63).

О проведении проверки составлено уведомление, и ДД.ММ.ГГГГСулимова Н.Г. ознакомлена с ним, что подтверждается ее подписью на листе ознакомления (л.д.113- 114).

ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. начальника ЦЭКТУ ФТС составлена докладная записка о продлении срока проведения проверки до 90 дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением запросов в прокуратуру и СПК СТУ о предоставлении сведений (документов) в части полноты и достоверности предоставления Сулимовой Н.Г. сведений о доходах. На документе имеет резолюция «согласен» и.о. начальника ЦЭКТУ Полякова Д.В. (л.д.65).

По результатам проверки начальником ЦЭКТУ утвержден доклад от 19.10.2016г., в котором указано, что Сулимова Н.Г. допустила нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, выразившееся в предоставлении заведомо недостоверных сведений о доходах за отчетный 2015 год, тем самым совершила коррупционное правонарушение, относящееся к категории малозначительных проступков. Прямого умысла на совершение коррупционного проступка в действиях истца не установлено. Данное коррупционное правонарушение допущено исключительно по причине небрежности и невнимательности, ненадлежащего изучения инструктивно-методических документов. Не указанный ею банковский счет с денежным остатком в размере 26926,20 рублей не вызывает объективных сомнений в правомерности получения доходов. При составлении доклада учтены смягчающие обстоятельства, а именно - совершение нарушения впервые, безукоризненное соблюдение в отчетном периоде других ограничений, запретов и требований, награждение в 2016 году ведомственной наградой, а также отсутствие отягчающих обстоятельств (л.д. 18-23, 130-132).

ДД.ММ.ГГГГ материалы проверки направлены для рассмотрения на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ЭКС - филиала ЦЭЖКТУ <адрес> (л.д. 133).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ <адрес>.

По заключению заседания комиссии рекомендовано применить к Сулимовой Н.Г. взыскание в виде замечания за предоставление недостоверных сведений о доходах (л.д. 137-139).

ДД.ММ.ГГГГ ЦЭКТУ ФТС в <адрес> издан приказ о применении к Сулимовой Н.Г. взыскания в виде замечания (л.д.141-142). С данным приказом Сулимова Н.Г. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143).

Как следует из представленных материалов дела, срок применения взыскания к Сулимовой Н.Г. в один месяц не нарушен, с учетом исключения времени пребывания работника в отпуске, проведения проверки и рассмотрения материалов комиссией, при этом до истечения шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Согласно справке ОАО Сбербанк России от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на имя Сулимовой Н. Г. открыты счета:

карты Maestro Социальная Сбербанка России, валюта - рубль, дата открытия - ДД.ММ.ГГГГ, остаток средств 26.926,20 рублей;

вклада Универсальный Сбербанка России на 5 лет, валюта - рубль, дата открытия - ДД.ММ.ГГГГ, остаток 10,58 рублей;

вклада Пенсионный плюс Сбербанка России, валюта - рубль, дата открытия - ДД.ММ.ГГГГ, остаток 38,69 рублей (л.д. 16).

В Справке о доходах Сулимова Н.Г. указала о наличии двух счетов: одного в Сбербанке, дата открытия ДД.ММ.ГГГГ, с остатком на счете 31.896,41 рублей, и второго - в ВТБ24.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности.

Суд исходил из того, что факт предоставления Сулимовой Н.Г. недостоверных сведений установлен, при этом причины предоставления таких недостоверных сведений не имеют правового значения для признания их таковыми.

Взыскание к Сулимовой Н.Г. применено с учетом всех обстоятельств, в том числе отсутствия прямого умысла на предоставление недостоверной информации, с учетом характеризующих ее данных, совершения правонарушения впервые, безукоризненного соблюдения в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, а также исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, награждения в 2016 году ведомственной наградой, о чем указано в докладе о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, входили в предмет исследования суда первой инстанции, наделены надлежащей правовой оценкой.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Сулимовой Н.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: