ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5759/14 от 05.06.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Пригарина С.И. дело № 33-5759/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Волгоград 05 июня 2014 г.

 Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего Грымзиной Е.В.,

 судей: Горковенко В.А., Бурковской Е.А.,

 при секретаре Тершуковой Е.И.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к <.......> о возложении обязанности оборудовать вход в здание администрации сельского поселения пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов,

 по апелляционной жалобе <.......>

 на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 11 апреля 2014 года, которым постановлено:

 исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц к <.......> о возложении обязанности оборудовать вход в здание администрации сельского поселения пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить.

 Обязать <.......> оборудовать вход в здание администрации сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, поручнями и пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов.

 Заслушав доклад судьи Горковенко В.А., выслушав пояснения прокурора фио, полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 прокурор Быковского района Волгоградской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к <.......> о возложении обязанности оборудовать вход в здание администрации сельского поселения пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов.

 В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения требования Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности администрации Верхнебалыклейского сельского поселения Быковского муниципального района.

 В ходе проведённой проверки установлено, что вход в здание администрации <.......>, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудован поручнями для обеспечения доступа инвалидов и пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов.

 Просил обязать <.......> оборудовать вход в здание администрации <.......>, расположенное по адресу: <адрес>, поручнями и пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе <.......> оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, указала, что в местном бюджете не имеется денежных средств для оборудования входа в здание администрации пандусом и поручнями, просила решение суда отменить.

 Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

 В силу статей 12, 130-133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных статьями 2, 7, 18 Конституции РФ.

 Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 Органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования любым видом транспорта, средствами связи и информации.

 Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

 В порядке, установленным законодательством Российской Федерации утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.

 Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

 СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14,3.17,3.27-3.33).

 Пункт 3.9 указанных СНиП 35-01-2001 предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъёма. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах – колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).

 Согласно пунктам 3.13, 3.14 и 3.29 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 июля 2001 года № 73, обеспечение беспрепятственного доступа в общественные здания инвалидов, использующих кресло-коляску, производится путём устройства пандусов, максимальная высота одного подъёма (марша) не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. Наружные лестница и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

 Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой Быковского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав отдельных категорий граждан <.......>, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, выразившиеся в не оборудовании входа в здание администрации <.......> поручнями и пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов.

 Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ здание администрации принадлежит на праве собственности <.......>

 Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность оборудовать вход в здание администрации сельского поселения, расположенное по адресу: <адрес>, поручнями и пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов.

 Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.

 Органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования любым видом транспорта, средствами связи и информации.

 Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

 Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у лестницы при входе в здание администрации <.......>, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории Быковского района.

 Довод апелляционной жалобы о том, что в местном бюджете не имеется денежных средств для оборудования входа в здание администрации пандусом и поручнями, судебная коллегия в силу вышеизложенного считает несостоятельным.

 Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, в апелляционной жалобе не приводится.

 Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда, постановленного в соответствии с исследованными обстоятельствами дела, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

 Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Быковского районного суда Волгоградской области от 11 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <.......> – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: