ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5763/2014 от 23.12.2014 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 Судья Костина О.В. Дело № 33-5763/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 23 декабря 2014 года г. Ханты – Мансийск

 Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

 председательствующего судьи Ковалёва А.А.,

 судей Гудожникова Д.Н., Мироненко М.И.,

 при секретаре Котельникове А.У.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по выдаче удостоверения,

 по апелляционной жалобе ответчика на решение Ханты - Мансийского районного суда от 12 сентября 2014 года, которым постановлено:

 «Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по выдаче удостоверения, удовлетворить частично.

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда».

 Признать за (ФИО)1 право на присвоение звания «Ветеран труда». В остальной части иска отказать.

 Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей».

 Заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., судебная коллегия

 установила:

 (ФИО)1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она награждена Почетной грамотой Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерацию. 22 апреля 2014 г. обратилась к ответчику для присвоения звания «Ветеран труда», однако 16 июня 2014 г. ей было отказано в присвоении звания, в связи с тем, что указанная грамота не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п.

 Дело рассмотрено в отсутствие сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ.

 Судом постановлено изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Выражает несогласие с решением, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 г. № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-мансийского автономного округа – Югры», являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Почетная грамота Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации отсутствует.

 Возражая против доводов апелляционной жалобы, истец просит оставить решение без изменения, а жалобу-без удовлетворения.

 Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

 10 февраля 2012 года на основании приказа Генерального директора Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации за высокие результаты в деле организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и личный вклад в укрепление органов правосудия Российской Федерации (ФИО)1 В.К. награждена Почетной грамотой Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации.

 (ФИО)1 обратилась в Департамент социального развития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

 Решением Комиссии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (протокол (номер) от 26 мая 2014 г.) (ФИО)1 было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Почетная грамота Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации отсутствует в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года №103-п.

 В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах").

 Согласно статье 1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к ветеранам труда отнесены: 1) лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Таким образом, одним из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" помимо ведомственного знака отличия за труд, является наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, который в силу абзаца 4 статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяется как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в календарном порядке, и общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа женщин должен быть не менее 20 лет.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.

 Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда».

 Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».

 Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. N 17 учреждена Почетная грамота Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

 В соответствии с Положением о Благодарности и Почетной грамоте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 23.10.2006 N 112, Почетной грамотой Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации награждаются работники системы Судебного департамента за образцовое исполнение должностных обязанностей, личный вклад в развитие системы Судебного департамента, судебной системы.

 Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Почетная грамота Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации дает право на присвоение (ФИО)1 звания "Ветеран труда", поскольку относится к ведомственным наградам за труд.

 Трудовой стаж истца составляет более 33 лет, с 1 февраля 2010 года (ФИО)1 является пенсионером по старости, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, истец относится к категории граждан, имеющих право на присвоение звания «ветеран труда».

 Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части.

 Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

 Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Ханты - Мансийского районного суда от 12 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

 Председательствующий                    Ковалёв А.А.

 Судьи         Гудожников Д.Н.

     Мироненко М.И.