Судья (ФИО)2 дело 33-5763/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(дата)(адрес)
Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес)-Югры в составе:
председательствующего (ФИО)5,
судей (ФИО)6, ФИО1,
при секретаре (ФИО)4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения, возложении обязанности на казенное учреждение (адрес) - Югры «Центр социальных выплат» по предоставлению мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
«Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания ветеран труда (ФИО)1; обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание ветерана труда.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300, 0 рублей.»
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития (адрес) - Югры (далее Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении на ответчика обязанности по присвоению указанного звания, выдаче удостоверения, возложении обязанности на КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» по предоставлению мер социальной поддержки. Исковые требования (ФИО)1 мотивированы следующим. На основании приказов Министра финансов РФ он награжден благодарностью Министерства финансов РФ, юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов РФ», почетной грамотой Федерального казначейства. Указанные награды относятся к ведомственным наградам за труд и являются основанием для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда». Однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания по причине того, что указанные награды не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата)(номер)-п. (ФИО)1 считает отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, влекущим нарушение его прав на получение соответствующих льгот.
В судебное заседание истец (ФИО)1, представитель Департамента не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Истец направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст. 7 Федерального закона РФ от (дата) № 5-ФЗ «О ветеранах», положений Закона (адрес) - Югры от (дата)(номер)-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре», ст. 85 БК РФ, постановления Правительства (адрес) - Югры от (дата)(номер)-(адрес) полагает, что судом не приняты во внимание нормы материального права, определяющие, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в соответствии с этими полномочиями названные публично-правовые образования вправе самостоятельно утверждать соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Поскольку благодарность Министерства финансов РФ, юбилейная медаль «200 лет Министерству финансов РФ», почетная грамота Федерального казначейства не предусмотрены Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата)(номер)-п, то отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда».
В возражении на апелляционную жалобу истец (ФИО)1 указывает на необоснованность доводов Департамента, законность судебного постановления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, возражений на неё, извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу, возражения в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения (ФИО)1 с настоящим иском в суд послужил неправомерный, по его мнению, отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении звания «Ветеран труда».
Судом первой инстанции установлено, доводами жалобы не опровергается, что (ФИО)1 обратился в уполномоченный орган с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», ссылаясь на наличие у него ведомственных наград за труд. Истец награжден благодарностью Министерства финансов РФ на основании приказа Министра финансов Российской Федерации (номер) л/с от (дата), юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов РФ» на основании приказа Министра финансов Российской Федерации (номер) л/с от (дата), а также почетной грамотой Федерального казначейства от (дата). Однако в присвоении звания «Ветеран труда» истцу было отказано по тому основанию, что указанные награды не предусмотрены Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденным постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата)(номер)-п, в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Постанавливая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" (далее Закона № 5-ФЗ), согласно которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом (адрес) - Югры от (дата)(номер)-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре» (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
По смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 данного Закона.
В пределах предоставленных полномочий законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования (ФИО)1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата)(номер)-п), определившим исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения звания «Ветеран труда» гражданам субъекта.
Статья 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения наград, знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Как следует из материалов дела, истец награжден благодарностью Министерства финансов РФ, юбилейной медалью «200 лет Министерству финансов РФ», почетной грамотой Федерального казначейства. Указанные награды являются ведомственными наградами за труд.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от (дата) "О ветеранах" и Законом (адрес) - Югры от (дата)(номер)-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре» основания, а именно награждение ведомственными наградами за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца (ФИО)1 права на присвоение звания «Ветеран труда» и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ему указанного звания.
Вместе тем, на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия посчитала необходимым в интересах законности проверить решение суда в полном объеме, выйдя за пределы доводов апелляционной жалобы, поскольку решение нельзя признать отвечающим требованиям ч.ч. 4, 5 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 23 "О судебном решении" о законности и обоснованности судебных актов. Указанное процессуальное нарушение может привести к затруднению при исполнении решения.
Так, судебная коллегия находит мотивировочную часть обжалуемого решения суда не соответствующей требованиям п. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции, указав в резолютивной части решения о полном удовлетворении иска (ФИО)1, не мотивировал вывод об удовлетворении заявленного истцом требования о выдаче удостоверения «Ветеран труда».
Судебная коллегия считает неправильным решение суда в части удовлетворения требования о возложении на Департамент обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда» по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Закона (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре» порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений устанавливается Правительством (адрес) - Югры.
Постановлением Правительства (адрес)-Югры от (дата) N 142-п утвержден Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда (адрес) - Югры» и выдачи удостоверений (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 1.3, 4.1 указанного Порядка присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется Департаментом социального развития (адрес) - Югры, прием документов - казенным учреждением (адрес) - Югры «Центр социальных выплат» (далее Центр социальных выплат), оформление удостоверения «Ветеран труда» - управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития (адрес) - Югры, выдача удостоверения - Центром социальных выплат.
При таком положении у суда не имелось оснований для удовлетворения требования о выдаче удостоверения, поскольку в силу п. 4.1 Порядка выдача удостоверения осуществляется Центром социальных выплат в 15-дневный срок после получения соответствующего решения Департамента.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требования о возложении на Департамент социального развития (адрес) - Югры обязанности по выдаче (ФИО)1 удостоверения «Ветеран труда» по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной выше части, судебная коллегия в соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (ФИО)1 о возложении на Департамент социального развития (адрес) - Югры обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда».
Кроме того, как следует из мотивировочной части решения, судом рассмотрено требование истца о возложении на КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» обязанности по предоставлению мер социальной поддержки. В мотивировочной части решения суд указал на отсутствие оснований для удовлетворения данного требования, при этом в резолютивной части решения этот вывод не отразил. Судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на отказ в удовлетворении данного требования.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) отменить в части возложения на Департамент социального развития (адрес) - Югры обязанности по выдаче (ФИО)1 удостоверения «Ветеран труда».
Принять новое решение, которым (ФИО)1 отказать в удовлетворении искового требования к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о возложении обязанности по выдаче удостоверения «Ветеран труда».
Изменить резолютивную часть решения Ханты-Мансийского районного суда от (дата), дополнив её указанием на отказ в удовлетворении требования (ФИО)1 о возложении на казенное учреждение (адрес) - Югры «Центр социальных выплат» обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.
В остальной части решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития (адрес) - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий (ФИО)5
Судьи: (ФИО)6
ФИО1