ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5763/2022 от 28.09.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Марченко Е.С. № 33-5763/2022

2-1385/2022

55RS0007-01-2022-001477-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 28 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей областного суда Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Рудаковой Т.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лохманюка Георгия Васильевича на решение Центрального районного суда г. Омска от 24 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Лохманюка Георгия Васильевича к отделению Пенсионного фонда РФ по Омской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязании включить в трудовой стаж периоды работы, назначение страховой пенсии, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Перфиловой И.А., судебная коллегия

установила:

Лохманюк Г.В. обратился с иском к Государственному учреждению –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в страховой стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В обоснование заявленных требований истец указал, что 20.07.2021 он обратился в ГУ УПФР в САО г. Омска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно ввиду наличия специального стажа работы во вредных условиях труда в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 02.08.2021 ГУ УПФР в САО г. Омска ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

С учетом уточнений просил обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно следующие периоды трудовой деятельности: с 28.08.1985 по 31.12.1985 в должности слесаря по ремонту и обслуживанию технологических установок по 5 разряду в цехе № <...> в ПО «Омскнефтеоргсинтех»; с 14.01.1986 по 31.12.1998 в должности мастера по ремонту технологического оборудования в цехе № <...> в ПО «Омскнефтеоргсинтез»; с 01.07.2003 по 30.03.2004 в должности мастера участка по ремонту насосно-компрессорного оборудования в цехе № <...> (мастер по ремонту оборудования) в ООО «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ»; с 01.04.2004 по 31.12.2021 в должности мастера по ремонту оборудования участка цеха № <...> в ООО «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20.07.2021, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании Лохманюк Г.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений.

Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, Данилишина В.В. и Пшеченко К.П. исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ООО «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ» по доверенности Байер Е.Ю. представила заявление, согласно которому код льготы в отношении Лохманюка Г.В. работодателем не проставлялся, поскольку факт работы в неблагоприятных условиях с 01.01.2004 не подтвержден ведением журналов учета фактически отработанного времени во вредных условиях труда.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Лохманюк Г.В. с решением суда не соглашается, просит его отменить. Полагает, что в отношении периода его работы с 14.01.1986 по 31.12.1998 в должности мастера по ремонту технологического оборудования действовали Списки № <...> и № <...>, утвержденные Постановлением Совмина С. от 22.08.1956 № <...>, которым и должен был руководствоваться суд при рассмотрении дела, тогда как суд неверно руководствовался утвержденным постановлением Кабинета М. С. от 26 января 1991 г. № <...> «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» Списком № <...>, в связи с чем постановленное решение суда является незаконным. Находит незаконными доводы ответчика и суда о необходимости подтверждения занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в период до 01.01.1992, поскольку законом это не предусмотрено.

Представитель третьего лица ООО «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ» по доверенности Байер Е.Ю. направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие третьего лица. В представленном ходатайстве указала, что третьим лицом в материалы дела представлены все имеющиеся в отношении истца документы о периодах его работы у ответчика. Код льготы работодателем не проставлялся, поскольку факт работы в неблагоприятных условиях труда не подтвержден ведением журналов учета фактически отработанного времени во вредных условиях труда. Оплата дополнительных тарифов с 2013 года в отношении Лохманюка Г.В. не производилась, поскольку факт работы в неблагоприятных условиях труда не подтвержден. Период работы истца до 01.01.1992 не требует подтверждения факта осуществления трудовой деятельности в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущено не было.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.07.2021 Лохманюк Г.В. обратился в ГУ УПФР в САО г. Омска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно ввиду наличия необходимой продолжительности специального стажа работы во вредных условиях труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в САО г. Омска от 02.08.2021 было отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Согласно решению для назначения пенсии, требуется страховой стаж 25 лет, специальный стаж 12 лет 6 месяцев, ИПК 21. По предъявленным документам у Лохманюка Г.В. имеется продолжительность страхового стажа 39 лет 1 месяц 15 дней, специального 4 года 6 месяцев 13 дней, ИПК <...>.

В специальный стаж истца не были включены следующие периоды работы:

- с 28.08.1985 по 31.12.1985 в должности слесаря по ремонту и обслуживанию технологических установок цеха №13 в <...> - с 14.01.1986 по 31.12.1998 в должности мастера по ремонту технологического оборудования в цехе № 30 в ПО «Омскнефтеоргсинтез», поскольку за указанные периоды в справке, уточняющей условия труда, отсутствуют сведения о закреплении истца за технологическими установками;

- с 01.07.2003 по 31.03.2004 в должности мастера участка по ремонту насосно-компрессорного оборудования в цехе № <...> (мастер по ремонту оборудования) в ООО «<...>», поскольку должность мастера по ремонту насосно-компрессорного оборудования не предусмотрена Списком № <...>, утвержденным постановлением Кабинета М. С. от <...>№ <...>;

- с 01.04.2004 по 31.12.2006, с 02.01.2007 по 01.05.2017, с 06.05.2017 по 22.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2020 в должности мастера по ремонту оборудования участка цеха № <...> в ООО «<...>».

Периоды работы истца с 01.07.2003 по 31.03.2004, с 01.04.2004 по 31.12.2006, с 02.01.2007 по 01.05.2017, с 06.05.2017 по 22.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2020 не включены ответчиком в специальный стаж, поскольку за данные периоды работы справки, журналы ежедневного учета времени работы в неблагоприятных условиях труда, на технологических установках не велись, на проверку не передавались. Постоянная занятость на ремонте технологического оборудования во вредных условиях труда не подтверждена. С момента регистрации Лохманюка Г.В. в системе обязательного пенсионного страхования работодатель не подавал в пенсионный орган сведения о работе истца в тяжелых условиях труда.

Не согласившись с указанным решением, полагая что решение органа пенсионного обеспечения нарушает его пенсионные права, Лохманюк Г.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что в судебном заседании не установлено данных о том, что истец, в период с 28.08.1985 по 31.12.1985 работая в должности слесаря по ремонту и обслуживанию технологических установок цеха № <...> в ПО «Омскнефтеоргсинтез»; в период с 14.01.1986 по 31.12.1998, работая в должности мастера по ремонту технологического оборудования в цехе № <...> в ПО «Омскнефтеоргсинтез», был закреплен за технологическими установками, был занят постоянно и непосредственно (не менее 80 % рабочего времени) на работах по ремонту технологического оборудования.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В доводах, изложенных в апелляционной жалобе, истец указывает о том, что суд необоснованно отказал во включении в его специальный стаж периода работы с 14.01.1986 по 31.12.1998 в должности мастера по ремонту технологического оборудования.

Из трудовой книжки на имя Лохманюка Г.В. следует, что истец с 28.08.1985 по 13.01.1986 работал в ПО «Омскнефтеоргсинтез» в должности слесаря по ремонту и обслуживанию технологических установок цеха № <...>; с 14.01.1986 по 01.11.1998 в должности мастера по ремонту технологического оборудования цеха № <...>, 02.11.1998 переведен мастером группы по ремонту насосно-компрессорного оборудования № <...> цех 13 РМЗ, 30.06.2003 уволен в связи с переводом на работу к другому работодателю. 01.07.2003 принят переводом мастером участка по ремонту насосно-компрессорного оборудования в цех в цех № <...> в ООО «Ремонтно-механический завод «Сибирь-ОНПЗ». 01.04.2004 в связи с изменением штатного расписания переведен мастером по ремонту оборудования участка цеха № <...>. 26.12.2008 ООО «Ремонтно-механический завод «Сибирь-ОНПЗ» переименовано в ООО «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ», которое 03.03.2017 переименовано в ООО «РМЗ «ГПН-ОНПЗ. В указанной организации работает по настоящее время.

Разрешая заявленные требования, районный суд правовых оснований для их удовлетворения не усмотрел в полном объеме.

Проверяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, периода работы с <...> по <...> в ПО «Омскнефтеоргсинтез» в должности слесаря по ремонту и обслуживанию технологических установок цеха № <...>; судебная коллегия отмечает, что поскольку спорный период работы истца имел место до его регистрации (до <...>) в системе обязательного пенсионного страхования, то страховой стаж, в том числе на соответствующих видах работ, может быть подтвержден документами, выдаваемыми работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

С <...> страховые пенсии по старости назначаются на основании Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 настоящего Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета М. С. от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета М. С. от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665).

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пп. "а" п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В пп. 2 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н, предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат работы с тяжелыми условиями труда.

Согласно п. 4 Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений следует, что характер работы подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Поскольку указанный период работы имел место до 1 января 1992 года, то для оценки пенсионных прав истца в указанной части подлежит применению Список № <...> года.

В отношении периода работы истца с 28.08.1985 по 31.12.1985 в ПО «Омскнефтеоргсинтез» в должности слесаря по ремонту и обслуживанию технологических установок цеха № <...> необходимо учесть, что согласно позиции 11000000-18547 раздела X "Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца" Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета М. С. от 26.01.1991 г. N 10, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в Списке N 1.

В соответствии с разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета М. С. от 26.01.1991 г. N 10, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются слесари по ремонту технологических установок (позиция 2130200а-18547), слесари по ремонту технологических установок, занятые в производствах, перечисленных в п. 1 ч. 3 раздела XII (позиция 2130301а-18547), слесари по ремонту технологических установок, занятые на переработке нефти, газа, газового конденсата, угля, сланца в производствах, перечисленных в разделе X Списка N 1 (позиция 2130302а-18547).

Согласно ч. 3 раздела XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совмина С. от <...> N 1173, право на назначение пенсии на льготных условиях имеют слесари, занятые полный рабочий день на ремонте и обслуживании технологических установок в производствах, перечисленных в разделе XIII часть 3 пункт 1 "Переработка нефти, газа, угля и сланца".

При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Суд, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что представленная в обоснование заявленных требований справка, уточняющая льготный характер работы, от 17.03.2022 г. № <...> (<...>), в отношении периода работы истца с 28.08.1985 г. по 31.12.1985 не содержит сведений о закреплении истца за технологическими установками, журналы учета отработанного времени слесаря по ремонту технологических установок, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.

Суд апелляционной инстанции в отсутствие сведений о закреплении истца за технологическим оборудованием, технологическими установками, занятыми в производствах, перечисленных в Списке N 1, что является обязательным по смыслу вышеприведенных положений Списка, не находит оснований для удовлетворения жалобы истца и включения в специальный стаж указанного периода работы.

Кроме того, отсутствуют основания и для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмене решения суда в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с 14.01.1986 по 01.11.1998 в должности мастера по ремонту технологического оборудования цеха № 30, с 02.11.1998 по 31.12.1998 в должности мастера группы по ремонту насосно-компрессорного оборудования № 2 цеха 13 РМЗ.

Так, подпунктом 2 ("б") подраздела 3 «Переработка нефти, газа, угля и сланца» Раздела XIII «Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца» Списка N 2, утвержденного постановлением Совета М. С. от <...> N 1173, предусмотрены старшие мастера и мастера, занятые в технологических цехах на переработке нефти, газа, угля и сланца в производствах, перечисленных в списке N 1 - производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

При этом в разделе X "Переработка нефти, газа, угля и сланца" Списка N 1 1956 года предусмотрены, в том числе производства перегонки и крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов; перегонки сланцевых и угольных смол; пиролиза сернистых нефтепродуктов; ректификации ароматических углеводородов, компримирования и фракционировки газов, содержащих сероводород и окись углерода; алкилирования сернистого сырья; этилирования бензина; кислотной, селективной, гидроочистки и депарафинизации нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива; дефеноляции вод; парафина; церезина; катализаторов и алкилфенольных присадок к нефтепродуктам; кокса; синтетических продуктов из нефтесырья; полукоксования твердого топлива; очистки газов от сернистых соединений и окиси углерода; гидрирования твердого топлива и сернистых нефтепродуктов; синтеза углеводородов; переработки продуктов гидрирования, синтеза, полукоксования, коксования и газификации твердого топлива; сажи

Согласно подпункту 2 пункта 3 "Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца" раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета М. С. от <...> N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют мастера, старшие мастера, мастера по ремонту оборудования (позиции 2290100б-23187, 2290100б-23419), занятые на переработке нефти, газа, газового конденсата, угля, сланца в производствах, перечисленных в разделе X Списка № <...>.

Разделом X "Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца" Списка N 1 1991 года перечислены следующие производства: перегонки, крекирования сернистых нефтей и выработки из них нефтепродуктов; каталитического риформинга; перегонки сланцевых и угольных смол; пиролиза сернистых нефтепродуктов; ректификации ароматических углеводородов; компримирования и фракционировки газов, содержащих сероводород и окись углерода; сернокислотного алкилирования, этилирования бензина; кислотной, селективной гидроочистки и депарафинизации нефтепродуктов и искусственного жидкого топлива; дефеноляции вод; парафина; церезина, меркаптанов; катализаторов, присадок к нефтепродуктам; кокса; синтетических продуктов из нефтесырья; полукоксования твердого топлива; очистки газов от сернистых соединений, окиси углерода; гидрирования твердого топлива и сернистых нефтепродуктов; синтеза углеводородов; переработки продуктов гидрирования, синтеза, полукоксования, коксования и газификации твердого топлива; обезмасливания и раскисления щелочных отходов; электрообессоливания и обезвоживания, стабилизации, гидроочистки сероводородосодержащей нефти и газового конденсата, получения элементарной (газовой) серы.

Таким образом, правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях имеют мастера, старшие мастера, а после 1 января 1992 года и мастера по ремонту оборудования, занятые на переработке нефти, газа, угля и сланца, если производство, в котором они работают, является одним из производств:

- перечисленных в Списке N 1 1956 года (применительно к периодам, имевшим место до 1 января 1992 года);

- перечисленных в разделе X Списка N 1 1991 года (применительно к периодам, имевшим место после 1 января 1992 года).

Предоставление доказательств постоянной в течение полного рабочего дня занятости на соответствующих видах работ, имевшей место после 1 января 1992 года, также является обязательным условием для удовлетворения заявленных требований в данной части.

Пунктом 3 Постановления Кабинета М. С. от 26 января 1991 года № <...> было предусмотрено, что применение нового Списка № <...> возможно только с учетом аттестации рабочих мест, по результатам которой работодателем должен быть определен перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с настоящими Списками установлено льготное пенсионное обеспечение работников.

Как следует из пункта 12 разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" мастера по ремонту оборудования, мастера контрольные и мастера производственного обучения пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при их занятости в тех производствах, в которых такие должности прямо предусмотрены Списками.

Согласно пункту 14 приведенных разъяснений работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций.

Работникам специализированных ремонтных организаций, цехов и участков, постоянно полный рабочий день занятым на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный трудовой стаж исчисляется по общим правилам.

С учетом приведенных разъяснений органом пенсионного обеспечения и оцениваются права работников, занятых ремонтом оборудования, на льготное пенсионное обеспечение (в том числе специализированных ремонтных цехов/участков): при закреплении за ними технологического оборудования (установок), используемого в производствах, поименованных в Списке № <...> и Списке № <...>, и при осуществлении ремонта данного оборудования по месту их установки указанные работники имеют право на исчисление стажа в особых условиях в календарном порядке.

Указанные положения судом первой инстанции при разрешении настоящего спора применены правильно, документы о закреплении истца за технологическим оборудованием, технологическими установками, как в период работы в должности слесаря, так и в период работы в должности мастера по ремонту технологического оборудования цеха № <...>, мастера группы по ремонту насосно-компрессорного оборудования № <...> цеха 13 РМЗ, суду не представлены, данный вывод суда основан на имеющихся в деле доказательствах.

В материалах дела имеется справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, подтверждающая постоянную занятость в особых условиях труда, № <...> от 17.03.2022 года, выданная АО «Газпромнефть - Омский НПЗ», согласно которой за период работы истца с 14.01.1986 г. по 31.12.1998 отсутствуют сведения о закреплении истца в должности работы мастером за технологическими установками, журналы учета отработанного времени мастера по ремонту оборудования отсутствуют.

Представленные суду за спорный период распоряжения о закреплении работников цеха № <...>, цеха № <...> не содержат сведений о закреплении истца за технологическими установками завода.

Разрешая заявленные требования в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01.07.2003 по 30.03.2004 в должности мастера участка по ремонту насосно-компрессорного оборудования в цехе № <...> (мастера по ремонту оборудования) в ООО «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ»; с 01.04.2004 по 31.12.2021 в должности мастера по ремонту оборудования участка цеха № <...> в ООО «Ремонтно-механический завод «Газпромнефть-ОНПЗ», и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что в судебном заседании не установлено данных о том, что в указанные периоды истец был занят постоянно и непосредственно (не менее 80 % рабочего времени) на работах по ремонту технологического оборудования, предусмотренной Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета М. С. от <...> N 10, согласно которому право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют мастера, старшие мастера, мастера по ремонту оборудования (позиции 2290100б-23187, 2290100б-23419), занятые на переработке нефти, газа, газового конденсата, угля, сланца в производствах, перечисленных в разделе X Списка № <...>.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ) установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работающих граждан подаются работодателями для обеспечения организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице для последующей реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ страхователи предоставляют о каждом работающем и застрахованном лице предусмотренные пунктами 2-2.2 данной статьи сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, дату приема на работу, дату увольнения, другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости) для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.

На работодателей, применяющих труд работников с особо вредными и особо опасными условиями труда, была возложена обязанность по уплате, начиная с 1 января 2013 г., дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с 1 января 2017 г. – статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов.

Судом установлено, что работодатели Лохманюка Г.В. (зарегистрирован в системе персонифицированного учета 04 октября 1999 г.) относительно характера условий его труда отчитывались без указания кода льготных условий назначения пенсии, страховые взносы по дополнительному тарифу не перечисляли.

Льготно-уточняющие справки за спорные периоды (с 01.07.2003 по 30.03.2004, с 01.04.2004 по 31.12.2021) ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций представлены не были.

Таким образом, льготный характер работы истца в спорные периоды работодатели не подтверждают.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Поскольку у истца отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (стаж работы истца по Списку N 2 составляет 4 года 06 месяцев 13 дней, при необходимом для признания права на досрочную страховую пенсию по достижении возраста 55 лет (как просил истец), не менее 12 лет 06 месяцев), суд правомерно отказал в удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит изложенные в решении выводы суда первой инстанции верными, основанными на материалах дела. Установление обстоятельств и оценка судом первой инстанции имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, произведена судом первой инстанции по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ. Каких-либо нарушений правил оценки доказательств судом первой инстанции не допущено.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 октября 2022 года