Дело №33-5774/2013 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего: Шиловой О.М.,
судей: Масловой Т.В., Шемякиной О.Т.
при секретаре: Задорожной М.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 сентября 2013 года гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по принятию товара, обращенного в федеральную собственность по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 08 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя ответчика ТУ Росимущество в Хабаровском крае ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, помощника Хабаровского транспортного прокуратура Дальневосточной транспортной прокуратуры ФИО2, представителя третьего лица Хабаровской таможни ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Хабаровский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее по тексту ТУ Росимущество в Хабаровском крае) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по принятию для организации реализации, уничтожения или переработки товара, обращенного в федеральную собственность.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки прокуратурой соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок приема имущества, перемещенного через таможенную границу Таможенного союза, и впоследствии обращенного в федеральную собственность, были выявлены следующие нарушения.
Так, на основании заявления ОАО «Амурский судостроительный завод» от ДД.ММ.ГГГГ товары, перемещаемые по декларации на товар (далее по тексту ДТ) №, были помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства путем подачи ДТ №. ДД.ММ.ГГГГ Хабаровской таможней в ТУ Росимущество в Хабаровском крае направлено уведомление о готовности передать товары, обращенные в федеральную собственность В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущество в Хабаровском крае выразило готовность приема указанного имущества, затем, ДД.ММ.ГГГГ направило извещение, что товар будет принят после получения соответствующего указания Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, такое указание о реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, своими силами, поступило в ТУ Росимущество в Хабаровском крае ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, до настоящего времени, в нарушение ч. 2 ст. 187 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», п.2 Положения об учете, оценке и распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденного постановлением Правительства №311 от 29.05.2003 г., п.4.5 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. №374, п.2.4 Соглашения «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации при организации приема-передачи отдельных категорий имущества», указанный товар не принят, и хранится на таможенном складе ОАО «Амурский судостроительный завод». Таким образом, отказ Росимущества от приема товаров, обращенных в федеральную собственность, делает невозможным его реализацию в установленном законом порядке, бюджет Российской Федерации не получает денежных средств, которые могут быть выручены от его реализации.
Просит признать бездействие ТУ Росимущество в Хабаровском крае незаконным и возложить обязанность принять от Хабаровской таможни на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товар, обращенный в федеральную собственность на основании подачи ДТ № под таможенную процедуру отказа в пользу государства, хранящегося на таможенном складе ОАО «Амурский судостроительный завод», <...>, а именно: в разобранном виде систему нагревания (отопления), вентиляции, кондиционирования воздуха жилых помещений; холодильную установку типа PCU для провизионных камер в комплекте; автономные установки для кондиционирования воздуха DAIKIN, заправленные хладагентом R404А, согласно представленного перечня.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Хабаровская таможня.
Помощник Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Панченко А.В. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях.
Представители по доверенности ответчика ТУ Росимущество в Хабаровском крае ФИО4 и ФИО1 иск не признали по доводам изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела (л.д. 66-70).
Представитель по доверенности третьего лица Хабаровской таможни ФИО5 не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 08 июля 2013 года исковые требования Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры удовлетворены полностью, судом постановлено:
признать незаконным бездействие ТУ Росимущество в Хабаровском крае, выражающееся в непринятии имущества, обращенного в федеральную собственность;
возложить на ТУ Росимущество в Хабаровском крае обязанность принять не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу от Хабаровской таможни на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товар, обращенный в федеральную собственность, на основании подачи декларации на товар № под таможенную процедуру отказа в пользу государства, хранящегося на таможенном складе ОАО «Амурский судостроительный завод», расположенном по адресу: <...>, согласно указанного в заявлении перечня.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущество в Хабаровском крае просит решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает на нарушение норм материального права, на необходимость применения положений п. 1 ст. 301 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, судом не учтено, что согласно письма центрального аппарата Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ № реализация имущества, обращенного в собственность государства, приостановлена до особого распоряжения, которое в адрес ТУ Росимущество в Хабаровском крае с ДД.ММ.ГГГГ не поступало, и реализация вышеуказанного оборудования по прямому назначению невозможна, а в случае передачи на переработку доход государства от реализации составит всего <данные изъяты>, что повлечет ущерб для государства, и противоречит положениям п. 1 ст. 301 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 186 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность, в том числе на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
Согласно положениям ст. 301 указанного Федерального закона отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров. Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, в соответствии со статьей 187 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 187 названного Федерального закона товары, обращенные в федеральную собственность на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, за исключением товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен особый порядок распоряжения.
На основании п. п. 3, 4 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (организация), владеющий таким имуществом, уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в пункте 2 настоящего Положения, о наличии и месте нахождения этого имущества. Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа (организации), владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Согласно п. п. 4, 5.5, 5.35 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росимущество организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение). К полномочиям Росимущества в установленной сфере деятельности относится прием в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что на основании заявления ОАО «Амурский судостроительный завод» от ДД.ММ.ГГГГ № товары, перемещаемые по декларации на товар №, были помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства согласно указанного прокурором в заявлении перечня.
Хабаровской таможней в ТУ Росимущество в Хабаровском крае направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о готовности таможенного органа к передаче имущества, обращенного в федеральную собственность.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ «О распоряжении бесхозяйным имуществом» ТУ Росимущество в Хабаровском крае выразило готовность принять вышеуказанное имущество.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Росимущество в Хабаровском крае сообщило, что прием и распоряжение данным имуществом будет осуществлено только после получения указания от Росимущества в соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации от 30.10.2008 г. №337 «О порядке распоряжения отдельными категориями имущества», поскольку рыночная стоимость передаваемого имущества превышает <данные изъяты>., и оно относится к имуществу первой категории.
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Росимущество в Хабаровском крае, Центральным аппаратом Росимущество принято решение организовать прием, учет и распоряжение указанным имуществом, обращенным в федеральную собственность, силами территориального управления, при этом просило отложить срок приема этого имущества, поскольку сметой расходов на 2013 г. денежные средства по данной категории имущества по целевой статье не предусмотрены.
Иная информация от ТУ Росимущество в Хабаровском крае об устранении причин невозможности исполнения последним своих полномочий по приему имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, в Хабаровскую таможню не поступила.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ст. 187, ст. 301 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пп 3, 4 Положения об учете, оценке и распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденного постановлением Правительства №311 от 29.05.2003 г., пп. 1, 4, 5.5 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», п. 2.4 Соглашения «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации при организации приема-передачи отдельных категорий имущества» № от ДД.ММ.ГГГГ, оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, при этом исходил из того, что с даты оформления ТУ Росимущество в Хабаровском крае извещения о приеме товара, обращенного в федеральную собственность, - ДД.ММ.ГГГГ, прошло более шести месяцев, что свидетельствует о бездействии ТУ Росимущество в Хабаровском крае, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом органа власти, выразившимся в непринятии имущества, обращенного в федеральную собственность, что приводит к нарушению установленного законом порядка принятия для организации реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товара, обращенного в федеральную собственность, и как следствие, в том числе к невозможности поступления в бюджет Российской Федерации денежных средств от реализации товара.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными.
Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что реализация имущества, обращенного в федеральную собственность, невозможна по основаниям, предусмотренным законом, а также, что стоимость указанного имущества не будет покрывать расходы, связанные с его реализацией.
Доводы ответчика со ссылками на приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации от 30.10.2008 г. №337 «О порядке распоряжения отдельными категориями имущества», обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку он не прошел государственную регистрацию, не был опубликован и не является нормативным актом органа государственной власти Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, они не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 08 июля 2013 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае оставить без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Шилова
Судьи: Т.В. Маслова
О.Т. Шемякина