Судья Петрова М.В. Дело № 33-5779/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А,
судей Ошманкевича Р.А, Смирновой Н.И,
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрев в судебном заседании 27 ноября 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 02 сентября 2014 года, по которому
ФИО1 в удовлетворении иска к ГУФСИН России по РК, ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по РК, ФКУ ОИУ ОУХД ГУФСИН России по РК о признании отказа ФКУ ОИУ ОУХД ГУФСИН России по РК в выдаче справки незаконным, признании права на получение права социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, признании отказа ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по РК в приеме документов незаконным, обязании включить её в список участников Подпрограммы на получение социальной выплаты в соответствии с подпунктом «Б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение - государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, отказано.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, объяснения ФИО1, представителей ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми ФИО2, ГУФСИН России по Республике Коми ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к ГУФСИН России по РК, ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по РК, ФКУ ОИУ ОУХД ГУФСИН России по РК о признании права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050, признании отказа ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по РК в приеме документов и выдаче справки незаконным, обязании включить её в список участников подпрограммы на получение социальной выплаты в соответствии с подпунктом «Б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение - государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В обоснование иска указала, что проживает с семьей в пос. <Адрес обезличен>, включенном в перечень поселков учреждений уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, имеет право на получение жилищного сертификата, в связи с чем считает оспариваемые действия ответчиков незаконными.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО4 поддержали заявленные требования.
Представители ответчиков ГУФСИН России по РК ФИО5, ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по РК ФИО2 и представитель ФКУ ОИУ ОУХД ГУФСИН России по РК ФИО6 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, полагая заявленные требования необоснованными.
Заинтересованное лицо - ФИО7 участия в судебном заседании не принял.
Суд постановил приведенное выше решение, с которым не согласилась истица ФИО1, просит его отменить.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что ей не было известно о переселении жителей из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, к которым был отнесен пос. <Адрес обезличен>, поскольку принятый закон является документом для служебного пользования, до сведения жителей поселка информация о праве на переселение доведена не была. Полагает, что судом дана неправильная оценка действиям ответчика, до настоящего времени статус поселка не изменился в связи с нахождением исправительного учреждения, что соответственно дает ей право на включение в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата.
В соответствии со статьей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело по жалобе рассмотрено при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен> с 07 октября 2008 года. С истицей совместно зарегистрированы муж ФИО7 с 16 апреля 2014 года, несовершеннолетние дети В.А. и Д.Е. – с 09 апреля 2014 года.
20 мая 2010 года между ФИО1 и ООО «УК «КЖКХ» заключен договор социального найма жилого помещения, состоящего из двух комнат общей площадью ... кв. м, в т. ч. жилой ... кв. м, по адресу: <Адрес обезличен>.
Из акта проверки жилищных условий заявителя от 28 мая 2014 года следует, что ФИО1 и члены ее семьи ФИО7, В.А. Д.Е. занимают указанное жилье.
Согласно обязательству о сдаче жилого помещения в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории РК ФИО1 и члены её семьи обязуются жилое помещение из двух комнат ... кв.м. в квартире <Номер обезличен> дома № <Номер обезличен> ул. <Адрес обезличен>, занимаемое ими, находящееся в муниципальной собственности, в 2-х месячный срок с даты приобретения жилого помещения освободить и сдать его в установленном законодательством РФ порядке.
Из справки АМР «Княжпогостский» № <Номер обезличен> от 21 мая 2014 года следует, что ФИО1, проживающей по адресу: <Адрес обезличен>, безвозмездные жилищные субсидии, социальные выплаты, ссуды и сертификаты для приобретения или строительства жилья администрацией муниципального района «Княжпогостский» не выдавались.
На заявление ФИО1 о выдаче справки о проживании в поселке учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности письмом ФКУ ОИУ ОУХД ГУФСИН России по Республике Коми от 09 июня 2014 года отказано в выдаче справки, так как Распоряжением Правительства РФ от 03 ноября 2012 года № 2065-р утвержден перечень посёлков с особыми условиями хозяйственной деятельности, из которого пст. <Адрес обезличен> исключен.
Материалы дела содержат заявление ФИО1 о приеме документов от 02 июня 2014 года и заявление о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 14 июня 2014 года.
Письмом ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми от 03 июля 2014 года ФИО1 отказано в приеме документов и заявления на участие в программе «Жилище» на 2011-2014г.г., поскольку она зарегистрирована в поселке, не включенном в перечень посёлков с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истица с семьей зарегистрирована по месту жительства в населенном пункте пст. <Адрес обезличен>, который не входит в перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, утвержденный действующим на момент спорных правоотношений Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2012 года №2065-р.
Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Право на получение сертификата для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности было установлено Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2004 года №522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы
Данным Постановлением было определено, что перечень поселков, из которых осуществляется переселение граждан с использованием механизма предоставления субсидии посредством сертификата, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
На основании чего Распоряжением Правительства РФ от 07 октября 2004 года №1291-р был утвержден соответствующий перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, в который был включен пст. <Адрес обезличен>.
В 2006 году издано и вступило в силу Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы"), отменившее ранее действующее Постановление Правительства РФ от 07 октября 2004 года № 522.
Согласно пункту 1 указанного Постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675) является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии (социальной выплаты) на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Также Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и определен исчерпывающий список категорий граждан, имеющих право на участие в подпрограмме.
В соответствии с пунктом 6 Правил, участвовать в подпрограмме (получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом) могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии (социальной выплаты), удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050.
Из системного анализа положений указанных Правил следует, что граждане, подлежащие переселению из поселков, имеют право на участие в подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и прохождения ими службы в органах уголовно-исполнительной системы при условии проживания в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности
Указанные лица, изъявившие такое желание, вправе в установленном порядке получить государственный жилищный сертификат, подтверждающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Пунктом 19 Правил прописан общий порядок для желающих участвовать в подпрограмме граждан, согласно которому для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1 с необходимым пакетом документов.
Порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или поселков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки (пункт 31 Правил).
Приказом ФСИН РФ от 04 июня 2007 года № 287 была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", действующая до принятия и издания приказа ФСИН России от 16 мая 2012 года № 267, вступившего в силу 22 июля 2012 года.
Как установлено указанной Инструкцией, для участия в подпрограмме граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению №1 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, с необходимым пакетом документов - в учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.
Таким образом, в совокупности вышеприведенных норм следует, что включение в состав участников подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" в уголовно-исполнительной системе носит заявительный характер, то есть должно быть добровольное волеизъявление лица, имеющего право на участие в подпрограмме при обязательном соблюдении условия- проживание в поселке, который включен в перечень учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, что не противоречит содержанию подпрограммы и ее цели по выполнению государственных мероприятий в области обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.
На момент обращения истицы с соответствующим заявлением от 14 июня 2014 года приведенное выше Распоряжение Правительства РФ от 07 октября 2004 года №1291-р, которым пст. <Адрес обезличен> был включен в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы утратило законную силу.
Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2012 года №2065-р утвержден новый перечень данных поселков, в котором пст. <Адрес обезличен> отсутствует.
Как следует из материалов дела, до момента исключения поселка из указанного перечня истица своим правом на получение сертификата не воспользовалась, достоверных доказательств обращения ФИО1 в период действия Распоряжения Правительства №1291-р о включении ее в состав участников подпрограммы не представлено, как равно и отсутствуют сведения, свидетельствующие об отказе стороны ответчика в участии истицы в данной подпрограмме.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истица, имевшая гарантированное государством право, не воспользовалась им по своему добровольному волеизъявлению, основания для возложения на ответчика обязанности включить ФИО1 в список граждан-участников подпрограммы на получение социальной выплаты в соответствии с подпунктом «Б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение - государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что статус пст. <Адрес обезличен> не изменился, является несостоятельным в силу иного толкования вышеприведенных правовых норм.
Ссылка апеллянта на незнание закона, дающего ей право на обращение к ответчику в рамках подпрограммы, не принимается во внимание, поскольку о реализации данного права другими жителями поселка она знала, в том числе и ее родителей, но за разъяснением обратилась лишь в 2013 году.
В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение либо опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, ее доводы по существу представляют выраженное несогласие заявителя с выводами суда в части оценки доказательств, произведенных по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу чего не могут являться основанием для отмены решения суда.
Судом при разрешении настоящего спора не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела и влекущих отмену обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 02 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –