Судья Шалаева Д.И. 24RS0040-01-2021-001118-22
Дело № 33-5779/2022
2.143г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Крятова А.Н.,
судей: Русанова Р.А., Полянской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Полянской Е.Н.
гражданское дело по иску Муниципального учреждения «Управление имущества Администрации г.Норильска» к ФИО1 о возложении обязанности по освобождению земельного участка,
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 02 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Муниципального учреждения «Управление имущества Администрации г. Норильска» к ФИО1 о возложении обязанности по освобождению земельного участка удовлетворить.
Обязать ФИО1 освободить земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, находящийся по адресу: <адрес> от самовольно возведенных построек путем вывоза: металлического сооружения из двух стандартных металлических контейнеров, окрашенных в серый и зеленые цвета, площадью 30,0 кв.м. (5,0 * 6,0) и деревянного гараж-контейнера с металлическим каркасом самодельной конструкции, обшитый металлическим листом, окрашенный в коричневый цвет, площадью 15,6 кв.м. (2,6 * 6,0) - в срок 14 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 300 руб. в доход местного бюджета».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное учреждение «Управление имущества Администрации г. Норильска» обратилось в суд к ФИО1 с иском о возложении обязанности по освобождению земельного участка.
Требования мотивированы тем, что на основании Положения «О порядке вывоза объектов движимого имущества, самовольно установленных на территории муниципального образования город Норильск», утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 29.03.2011 № 141, Управлением имущества Администрации города Норильска 07.08.2020 проведена проверка, в ходе которой выявлены самовольно установленные объекты движимого имущества на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном по адресу: <адрес> - металлическое сооружение из двух стандартных металлических контейнеров, окрашенных в серый и зеленые цвета, площадью 30, 0 кв. м. (5,0 * 6,0) и объект № 61 - деревянный гараж-контейнер с металлическим каркасом самодельной конструкции, обшитый металлическим листом, окрашенный в коричневый цвет, площадью 15,6 кв. м. (2.6 * 6,0). По факту выявленного нарушения составлен акт № от 07.08.2020. В отношении владельца указанных самовольно установленных объектов движимого имущества проведены мероприятия в рамках Положения «О порядке вывоза объектов движимого имущества, самовольно установленных на территории муниципального образования город Норильск», утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 29.03.2011 № 141. 17.08.2020 ФИО1 обратился к истцу с заявлением, в котором сообщает о том, что он является собственником самовольно установленных объектов. Поскольку ответчик не отнесен Законом к категории лиц, которому земельный участок может быть предоставлен в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, а также не является лицом, обладающим правом безвозмездного пользования, для эксплуатации земельного участка необходимо заключение договора аренды. Ответчик с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков, об организации торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка не обращался, договор аренды земельного участка с ответчиком не заключался. В адрес ФИО1 направлена претензия от 22.09.2020 № 150-5107/155 с требованием об освобождении земельного участка. Уведомление получено ответчиком 07.10.2020, однако требования, указанные в уведомлении не исполнены.
В этой связи, истец просил возложить на ФИО1 обязанность освободить земельный участок от указанных самовольно установленных построек путем их сноса.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просил отменить решение суда в части возложения на него обязанности освободить земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> от самовольно возведенных построек путем вывоза: металлического сооружения из двух стандартных металлических контейнеров, площадью 30,0 кв.м. (5,0 * 6,0), ссылаясь на то, что суд неверно установил обстоятельства по делу и неправильно применил нормы материального и процессуального права. Поясняет, что данный гараж являются объектом капитального строительства, переместить его без несоразмерного ущерба имуществу невозможно. Указывает на отсутствие оформленного в установленном законом порядке права на спорный земельный участок на момент рассмотрения дела не является безусловным основанием для освобождения спорного земельного участка. Полагает, судом необоснованно не были применены положения пп. а, г, е, п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160.
В судебное заседание стороны, о месте и времени его проведения извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайств не заявляли.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены (изменения) принятого судом решения.
Как установлено статьей 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Статьей 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Ч.2 ст. 22 ЗК РФ, предусматривает, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ только собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с Положением "О собственности и реализации прав собственника муниципального образования город Норильск", утвержденным решением Норильского городского Совета депутатов от 19.12.2005 г. N 59-834, Управление имущества Администрации города Норильска осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами муниципальной собственности, их использованием по назначении и сохранностью, предоставление муниципального имущества, в том числе земельных участков, в аренду, иное владение.
Положением о порядке вывоза объектов движимого имущества, самовольно установленных на территории муниципального образования город Норильск, утвержденным Постановлением Администрации г. Норильска от 29 марта 2011 года N 141 установлено, что под самовольно установленным объектом в настоящем Положении понимается временный объект - сооружение из быстровозводимых сборно-разборных конструкций, перемещение которого возможно без несоразмерного ущерба его назначению (временная постройка, павильон, киоск, рекламная конструкция, навес, другие подобные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства), размещенный на самовольно занятом земельном участке или без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (далее - самовольно установленный временный объект).
Вывоз самовольно установленных объектов и приведение земельных участков в их первоначальное состояние выполняется лицом, самовольно установившим объект, в добровольном порядке либо на основании решения суда, а в случае признания решением суда данных объектов бесхозяйными и их передаче в собственность муниципального образования город Норильск - Администрацией города Норильска в порядке, установленном настоящим Положением (п. 2.2.). Органами, уполномоченными на принятие решений в отношении самовольно установленных объектов, являются: - Управление имущества Администрации города Норильска - в отношении самовольно установленных временных объектов на территории Центрального района города Норильска (п. 3.1.).
Пунктом 4.1.5. Положения установлено, что в случае, если лицо, самовольно установившее временный объект, не известно, Уполномоченного органа в трехдневный срок с момента составления акта о выявлении самовольно установленного временного объекта размещает уведомление, указанное в пункте 4.1.4 настоящего Положения, на самовольно установленном временном объекте, о чем составляется акт, подписанный двумя свидетелями, и направляет копию данного уведомления в Управление обеспечения деятельности Аппарата Администрации города Норильска (далее - Управление обеспечения деятельности Аппарата) для его опубликования в газете "Заполярная правда" и размещения на официальном сайте муниципального образования город Норильск в сети "Интернет".
Согласно п. 4.1.6. Положения, срок для вывоза самовольно установленного временного объекта и освобождения земельного участка устанавливается 30 календарных дней с момента получения лицом, самовольно установившем временный объект, уведомления с требованием о вывозе объекта и освобождении земельного участка, либо даты опубликования данного уведомления в газете "Заполярная правда".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Ч.2, 3, 4 ст. 76 ЗК РФ установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.
Как верно установлено судом и следует из материалов дела, 07.08.2020 при проведении проверки факта самовольной установки объектов движимого имущества, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Норильск, район Центральный, в районе ул. Хантайская, было установлено, что на указанном участке самовольно установлены объекты движимого имущества в количестве 129 единиц, в том числе - металлическое сооружение из двух стандартных металлических контейнеров, окрашенных в серый и зеленые цвета, площадью 30,0 кв. м. (5,0 * 6,0) и деревянный гараж-контейнер с металлическим каркасом самодельной конструкции, обшитый металлическим листом, окрашенный в коричневый цвет, площадью 15,6 кв. м. (2,6 * 6,0).
В целях установления правообладателя указанного движимого имущества, на гаражах были вывешены уведомления № 31 и № 61 с требованием в срок до 08.09.2020 представить соответствующие правоустанавливающие документы на объект либо осуществить вывоз самовольно установленных объектов, расположенных по адресу: <адрес>. Составлен соответствующий акт от 06.02.2020.
07.08.2020 на официальном сайте г. Норильска истцом размещено уведомление с требованием о вывозе объектов движимого имущества и освобождении земельного участка.
Кроме того, Муниципальное учреждение «Управление имущества Администрации г. Норильска»также размещено уведомление с требованием о вывозе объекта и освобождении земельного участка в газете "Заполярная правда" (№ 65 от 11.08.2020).
17.08.2020 в Управление имущества Администрации г. Норильска обратился ФИО1 с заявлением, в котором указывает, что два объекта, указанные на схеме №№ 31 и 61, принадлежат ему на основании договоров купли-продажи от 16.10.2015, просит земельные участки, на которых находятся объекты № и № продать ему в собственность или предоставить в аренду.
Письмом-претензией от 22.09.2020 ответчику предложено освободить земельный участок в 30-дневный срок с момента получения претензии, в связи с отсутствием заключенного договора аренды. Одновременно ответчику разъяснено право на законных основаниях обратиться в Управление по градостроительству и землепользованию Администрации г. Норильска для утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории, для последующего принятия решения Управлением имущества Администрации г. Норильска о предоставлении его в пользование и оформления правоустанавливающих документов.
Данная претензия получена ФИО1 07.10.2020, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
21.12.2020 при проведении проверки фактического использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что требования об освобождении земельного участка путем вывоза самовольно установленных движимых объектов № не выполнены, что зафиксировано в акте.
Разрешая при таких обстоятельствах спор, правильно применив приведенные выше правовые нормы, установив, что спорные объекты размещены ответчиком на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в отсутствие каких- либо правовых оснований, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности освободить земельный участок путем вывоза самовольно возведенных построек в течение 14-ти дней с момента вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, находит основанными на правильном применении норм, регулирующих спорные правоотношения, и совокупности исследованных доказательств, оцененных судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Так, в силу приведенных выше норм, распоряжаться земельными участками могут только субъекты, обладающие правами собственности в отношении земельных участков.
Гражданам земельные участки предоставляются органами местного самоуправления в случаях, установленных законом, с соблюдением установленного порядка.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих факт владения и пользования земельными участками на каком-либо праве, таких доказательств не было представлено и суду апелляционной инстанции, следовательно, ответчик использует земельные участки для размещения построек без законных на то оснований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что объект : металлическое сооружение из двух стандартных металлических контейнеров, окрашенных в серый и зеленые цвета, площадью 30,0 кв.м. (5,0 * 6,0), является капитальным строением, правового значения не имеют, поскольку независимо от этого обстоятельства, при отсутствии зарегистрированного права собственности на спорный объект и правовых оснований для использования земельного участка под этим объектом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а так же к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено24 мая 2022 года