ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5792 от 12.11.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Буйнакский городской суд

судья Аджиева Л.З.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 ноября 2018 года № 33-5792

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Бейтуллаевой З.А.

судей Абдуллаева М.К. и Хавчаева Х.А.

при секретаре Дибировой М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Салихова И.М. на решение Буйнакского городского суда от 27 июля 2018 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора г. Буйнакска РД удовлетворить.

Приостановить деятельность автозаправочной станции расположенной по адресу: <адрес> «а» до устранения нарушений законодательства о противопожарной и промышленной безопасности, а именно:

- привести противопожарное расстояние от резервуаров сжиженным
углеводородным газом (СУГ) до близлежащих жилых зданий и дороги в
соответствии с нормативом указанный в таб. 20 Федерального закона от
22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности»;

- на АЗС установить резервуары СУГ объем которых соответствует
нормам пожарной безопасности;

- заключить договор на обслуживание автоматической пожарной
сигнализации и провести ремонт автоматической пожарной сигнализации;

- на въезде и выезде с территории АЗС выполнить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. АЗС оборудовать очистными сооружениями;

- на боковых поверхностях резервуаров контейнеров хранения топлива нанести полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "Огнеопасно", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо и др.);

- на территории АЗС установить указатели въезда и выезда для
автотранспортных средств;

- обеспечить противопожарное расстояние от административного помещение АЗС до топливно-раздаточной колонки и площадок для цистерн с топливом;

- оборудовать площадку для автозаправочной цистерны с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, аварийным резерву­аром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка автозаправочной цистерны;

- систему заземление для автозаправочной цистерны (АЦ) привести в соответствии с требованиями ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ установить специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществ­ляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления;

- на заправочном островке с СУГ предусмотреть защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич);

- оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ специальными
устройствами, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Установить систему орошения для стационарного резервуара СУГ;

-резервуары для хранения топлива оборудовать системами предотвращения
их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения
резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС,
а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не
более чем за 5 с;

- резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема);

- заправочный островок СУГ на АЗС оборудовать сигнализатором довзрывоопасных концентраций;

- привести противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м., от площадки АЦ СУГ до ТРК СУГ должно составлять составляет не менее 20 м;

- при заполнении резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производить только после приостановки работы станции;

- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара установить устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования;

- разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения;

- не допускать лиц к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности и завести журнал регистрации противопожарного инструктажа;

- назначить ответственных лиц за пожарную безопасность;

- установить в административном помещении, в местах открытого хранения веществ и материалов таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны; -установить на видных местах таблички о запрете курения;

- пронумеровать огнетушители и завести журнал учета первичных средств пожаротушения;

- разработать декларации пожарной безопасности объектов.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Салихова И. М. (, ОГРНИП ) государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Бейтуллаевой З.А, объяснения ответчика Салихова И.М., просившего решение суда отменить, объяснения прокурора Гаджимагомедова М.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Прокурор <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ИП Салихову И.М. о приостановлении деятельности АЗС «Сибгазсервис» расположенной по адресу: <адрес> «а», до устранения нарушений законодательства о противопожарной и промышленной безопасности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности на объекте автозаправочной станции (далее - АЗС) «Сибгазсервис», расположенной по указанному адресу. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: противопожарное расстояние от резервуаров сжиженным углеводородным газом (далее - СУГ) до близлежащих жилых зданий и дороги не соответствует нормативу (расстояние составляет 11 м); на АЗС общая вместимость резервуара превышает допустимые нормы, на АЗС установлен резервуар объемом более 40 мЗ, т.е. более 10 мЗ (на многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 мЗ, а единичная - 10 мЗ. (п. 20.1* НПБ 111-98*); имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, отсутствует договор на обслуживание (ППР № 390); на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. На АЗС не оборудованы очистные сооружения АЗС; на боковых поверхностях резервуаров контейнеров хранения топлива не нанесены полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (п. 91 НПБ 11-98*; п.7.7 СП 156.13130.2014); на территории АЗС отсутствуют указатели въезда и выезда для автотранспортных средств (п. 17 * НПБ 11-98*); выход из помещений АЗС в сторону топливно-раздаточной колонки и площадок для цистерн расположен на расстоянии менее 15 м. (п.29 * НПБ 11-98); не оборудована площадка для автозаправочной цистерны с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм., аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка автозаправочной цистерны (п.35* НПБ 111-98*); система заземление для автозаправочной цистерны (АЦ) не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления (АЦп.71 НПБ 111-98*); на заправочном островке с СУГ не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.) (п. 13* НПБ 111-98*; п.8.15 СП 156.13130.2014); не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Также не предусмотрена система орошения для стационарного резервуара СУГ. (п. 14 НПБ 111-98*); резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предот­вращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го за­полнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п.54 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема), прилож. 6 (п.20.5 НПБ 111-98*); заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций; не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м. (приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*), от площадки АЦ СУГ до ТРК СУГ должно составлять составляет не менее 20 м (п.6, таб.П. 6.2 НПБ 111-98*); на АЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производится без приостановки работы станции (п. 15 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.22 НПБ 111-98*); не представлена на обозрение утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п.1 ППР №390); лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума). Не ведется журнал регистрации противопожарного инструктажа (п.3 ППР №390); руководитель организации не назначил лиц, ответственных за пожар­ную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР №390); в административном помещении, в местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР №390); руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (п. 14 ППР №390); руководитель организации не обеспечивает наличие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 ППР №390); руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР №390); имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения (ППР №390); не разработана и не представлены в ОНД района декларации пожарной безопасности объектов. (ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64).

Дальнейшая эксплуатация АЗС с указанными нарушениями нарушает интересы неопределённого круга лиц, чья безопасность зависит от правильной эксплуатации опасных производственных объектов, может повлечь жертвы и разрушения и причинить иной ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан. В связи с чем просит суд приостановить деятельность автозаправочной станции расположенной по адресу: <адрес> до устранения выявленных нарушений правил пожарной и промышленной безопасности.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Салихов И.М. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в иске прокурора.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не установлены все юридически значимые обстоятельства имеющие значение для дела.

Так, суд при принятии решения основывался на результата проверки, проведенной прокуратурой <адрес> совместно с работниками ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД (далее также -ОНД и ПР). В материалах дела отсутствует, какой либо документ (акт, заключение и т.п.), который был бы составлен по результатам данной проверки. К исковому заявлению приложено письмо адресованное начальником ОНД и ПР прокурору <адрес>, в котором перечислены якобы имеющиеся на принадлежащей Салихову И.М. АЗС нарушения правил пожарной безопасности. К участию в данной проверке не был привлечен Салихов И.М., как ее собственник, либо лица, работающие в тот момент на АЗС.

Вместе с тем, при изучении указанных в письме нарушений видно, что большинство их них указаны лишь для «количества». До начала эксплуатации АГЗС им была получена лицензия № ВП-32-007414 от 28 июня 2013 года, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), согласно которой ИП Салихов И.М. имеет право на осуществление: «Эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов». Место осуществления лицензируемого вида деятельности: РД, <адрес>. Лицензия Ростехнадзора - это разрешительный документ, оформление и получение которого не обойдется без участия высококвалифицированных специалистов и экспертов определенной профильной (технической) специализации и - или специализированной организации (официально аккредитованной в Ростехназоре экспертной организации). Для получения вышеуказанной лицензии специалисты, эксперты Ростехнадзора осуществляли проверочные мероприятия на предмет соответствия заправочного комплекса правилам пожарной безопасности и соответствию ФЗ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», после проверочных мероприятий была выдана лицензия означающая соответствие всем правилам данной автозаправочной станции. Указание судом на то, что лицензия была получена в 2013 году, а нарушения были выявлены в 2018 году, не означает, что за несколько прошедших лет она перестала соответствовать требованиям. Также АГЗС неоднократно подвергалась проверкам пожарного надзора, однако никаких вопросов по ее безопасности к нему не возникало.

В ходе рассмотрения дела ответчиком было заявлено ходатайство о назначении экспертизы для проверки наличия указанных в исковом заявлении нарушений, определения степени пожарного риска при текущем состоянии противопожарной безопасности, а так для определения мер, принятие которых позволит эксплуатировать АЗС без риска возникновения вреда для населения и окружающей территории. Считает, что проведение экспертизы позволило бы суду всесторонне и полно установить обстоятельства дела, так как ни он, ни суд не обладают достаточными знаниями о правилах противопожарной безопасности. Однако судом в назначении экспертизы было необоснованно отказано, поскольку суд посчитал установленным факт наличия на заправке нарушений указанных в письме ОНД и ПР№2.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г.Буйнакск Баталов Р.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, как законное и обоснованное.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1).

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3).

В силу ст. 37 названного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Как указано в п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313, собственник имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов (ст. 2).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом (ст. 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 названного закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению приведенные выше нормы материального права.

Как видно из дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права ответчику Салихову И.М. принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 390 кв.м. с кадастровым номером 05-05-05/008/2009-415 расположенное по адресу <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Салихов И.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 26 июня 2007 года. В качестве одного из видов деятельности указана «торговля оптовая твердым жидким и газообразным топливом и подобными продуктами».

Согласно свидетельству о регистрации А32-01296 станция газозаправочная (автомобильная) зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов за номером А32-01296-0001 <дата> год, класс опасности III. В качестве эксплуатирующей организации указан индивидуальный предприниматель Салихов И. М. ИНН 050702633239.

Согласно лицензии № ВП-32-007414 от <дата>, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору индивидуальному предпринимателю Салихову И. М. разрешена эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, место осуществление лицензируемого вида деятельности: РД, <адрес>.

Как установлено судом, прокуратурой <адрес> совместно с ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена проверка соблюдения на АЗС «Сибгазсервис» расположенной по адресу: <адрес> в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности в частности: противопожарное расстояние от резервуаров сжиженным углеводородным газом (далее - СУГ) до близлежащих жилых зданий и дороги не соответствует нормативу (расстояние составляет 11 м); на АЗС общая вместимость резервуара превышает допустимые нормы, на АЗС установлен резервуар объемом более 40 мЗ, т.е. более 10 мЗ (на многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУ Г не должна превышать 20 мЗ, а единичная - 10 мЗ. (п. 20.1 * НПБ 111-98*); имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация находится в не исправном состоянии, отсутствует договор на обслуживание (ППР № 390); на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. На АЗС не оборудованы очистные сооружения АЗС; на боковых поверхностях резервуаров контейнеров хранения топлива не нанесены полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (п. 91 НПБ 11-98*; п.7.7 СП 156.13130.20014); на территории АЗС отсутствуют указатели въезда и выезда для автотранспортных средств (п. 17 * НПБ 11-98*); выход из помещений АЗС в сторону топливно-раздаточной колонки и площадок для цистерн расположен на расстоянии менее 15 м. (п.29 * НПБ 11-98); не оборудована площадка для автозаправочной цистерны с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм., аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка автозаправочной цистерны (п.35* НПБ 111-98*); система заземление для автозаправочной цистерны (АЦ) не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления (АЦп.71 НПБ 111-98*); на заправочном островке с СУГ не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.) (п.13* НПБ 111-98*; п.8.15 СП 156.13130.2014); не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Также не предусмотрена система орошения для стационарного резервуара СУГ. (п. 14 НПБ 111-98*); резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предот¬вращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го за¬полнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п.54 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема), прилож. 6 (п.20.5 НПБ 111-98*); заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций; не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м. (приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*), от площадки АЦ СУГ до ТРК СУГ должно составлять составляет не менее 20 м (п.6, таб.П. 6.2 НПБ 111-98*); на АЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производится без приостановки работы станции (п. 15 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.22 НПБ 111-98*); не представлена на обозрение утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п.1 ППР №390); лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума). Не ведется журнал регистрации противопожарного инструктажа (п.З ППР №390); руководитель организации не назначил лиц, ответственных за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 ППР №390); в административном помещении, в местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п.6 ППР № 390); руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (п. 14 ППР № 390); руководитель организации не обеспечивает наличие на дверях помещений складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п.20 ППР № 390); руководитель организации не организует проведение проверок работоспособности, не реже 2 раз в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п.55 ППР № 390); имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения (ППР № 390); не разработана и не представлены в ОНД района декларации пожарной безопасности объектов. (ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64).

Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ИП Салиховым И.М. (АЗС «Сибгазсервис») допускается эксплуатация автозаправочной станции расположенной по адресу: <адрес>, с нарушениями правил противопожарной безопасности.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что при наличии указанных нарушений ему не могли выдать лицензию на эксплуатацию АЗС, являются необоснованными, поскольку лицензия получена Салиховым И.М. в 2013 году, за 5 лет до проведения проверки, послужившей основанием лоя предъявления прокурором иска, рассматриваемого в настоящем гражданском деле.

Из объяснений Салихова И.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции усматривается, что он, по сути, не отрицает наличие ряда нарушений на принадлежащей ему АЗС. Салихов И.М., в частности, подтвердил необходимость установления нового оборудования, а также необходимость уменьшения емкости для сжиженного углеводородного газа (СУГ) ввиду того, что нарушено противопожарное расстояние от резервуаров с СУГ до близлежащих жилых зданий и дороги не соответствует установленным нормативам (11 м).

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что опасность причинения в будущем вреда неопределенному кругу лиц, пользующемуся услугами АЗС «Сибгазсервис», расположенной по адресу: <адрес> вследствие нарушения правил пожарной безопасности на данном объекте имеет реальный характер, дальнейшая эксплуатация автозаправочной станции влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара, в связи с чем имеются основания для приостановлении деятельности АЗС до устранения выявленных нарушений.

По этим же основаниям не могут быть признаны обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что суду первой инстанции надлежало назначить экспертизу для проверки наличия указанных в исковом заявлении нарушений.

Таким образом, по делу бесспорно установлено, что эксплуатация АЗС осуществляется ответчиком Салиховым И.М. с нарушением требований противопожарной и промышленной безопасности.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Правило названной статьи имеет предупредительное значение, направлено на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, и является специальным по отношению к норме, содержащейся в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Деятельность АЗС судом правомерно приостановлено до устранения нарушений законодательства противопожарной и промышленной безопасности, указанных в резолютивной части решения суда.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).

В силу части 4 статьи 198 названного кодекса в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Решение суда первой инстанции отвечает изложенным выше требованиям.

Предусмотренных ст. 330 гражданского процессуального кодекса российской Федерации оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

решение Буйнакского городского суда от 27 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Салихова И.М. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: