Судья Попова Д.В. стр. 206г; г/п 0 руб.
Докладчик Гаркавенко И.В. Дело №33-5795/2018 24 сентября 2018 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гаркавенко И.В.
судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.
при секретаре судебного заседания Исаковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «Северодвинск» Давыдовой И.С. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 04 июня 2018 года года, которым постановлено:
«исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйного имущества объектов коммунальной инфраструктуры – сетей наружного освещения <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Гаркавенко И.В., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Северодвинска Архангельской области (далее – прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – администрация Северодвинска, администрация) о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества: объектов коммунальной инфраструктуры – сетей наружного освещения <адрес> (далее – спорные сети наружного освещения) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой города Северодвинска проверки по обращению гражданина Каменецкого С. З., проживающего по адресу: <адрес>, установлено, что администрацией Северодвинска ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод многоквартирного <адрес> в <адрес> в эксплуатацию, но до настоящего времени возле дома уличное освещение отсутствует (имеются недостроенные опоры наружного освещения: нет одной опоры и одного светильника, от дома запитаны две световые опоры у крыльца, которые могут включаться в ручном режиме).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц застройщик общество с ограниченной ответственностью «Северный берег» (далее – ООО «Северный берег») ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В адрес Администрации Северодвинска ДД.ММ.ГГГГ поступило гарантийное письмо № от ООО «Северный берег», в котором общество гарантировало выполнение работ по устройству наружного освещения указанного дома к ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению администрации Северодвинска правовых оснований для понуждения застройщика ООО «Северный берег» реализовать обязательства, данные в вышеприведенных гарантийных письмах, не имелось, поскольку орган местного самоуправления не является стороной договорных отношений на строительство объекта капитального строительства «Строительство (достройка объекта незавершенного строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров» в районе <адрес> (квартал 209).
На общем собрании ДД.ММ.ГГГГ собственники многоквартирного <адрес> в <адрес> проголосовали против включения в состав общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД) наружных электрических сетей, предназначенных для освещения придомовой территории дома.
Несмотря на то, что сеть наружного освещения построена за счет средств дольщиков, в состав общего имущества многоквартирного дома она не включена (протокол № общего собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ), данная сеть наружного освещения не является муниципальной собственностью, истец просит возложить обязанность на администрацию Северодвинска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества: объектов коммунальной инфраструктуры – сетей наружного освещения <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца прокурор Васильев С. В., исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Северодвинска Давыдова И. С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась.
Третьи лица публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо - Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо - Запада»), общество с ограниченной ответственностью «Контур» о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своего представителя не направили.
Представители третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Ягры - 208» Собачкина О. В., действующая на основании доверенности, Трофимов Д. Н., действующий на основании доверенности, являющийся также директором ООО «ПЖКО «Ягры», в судебном заседании просили удовлетворить требования прокурора.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась представитель ответчика, в поданной апелляционной жалобе просит решение отменить. В обоснование доводов жалобы указала, что спорные сети наружного освещения не обладают явными признаками бесхозяйного имущества, поскольку построены за счет средств дольщиков многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией, что не оспаривается собственниками МКД. Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Строительство (достройка объекта незавершенного строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров» в районе <адрес> (квартал 209) осуществлялся администрацией Северодвинска в соответствии с требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При строительстве указанного объекта и сетей к нему администрация Северодвинска не являлась стороной договорных правоотношений, денежные средства местного бюджета не привлекались. Ссылаясь пункт 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), относит спорные сети наружного освещения к общему имуществу МКД № по <адрес> в <адрес>.
В представленных возражениях директор ООО «ПЖКО «Ягры» Салабаева Т.С. просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации МО «Северодвинск» Давыдову И.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Подчередниченко О.С., не согласившегося с доводами жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам 1и 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Рассматривая указанное заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что поскольку регистрация права на спорные сети наружного освещения не произведена, собственник объекта не установлен, в реестре муниципальной собственности спорное имущество не значится, в ведение или управление организаций или предприятий не передано, в настоящее время ни у кого на балансе не состоит, то указанное недвижимое имущество является бесхозяйным
Судебная коллегия с данным выводом суда не может согласиться по следующим основаниям.
Как предусмотрено п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (включая освещение улиц).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация электроснабжения населения.
При этом, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из анализа содержания указанных статей в совокупности с положениями ст.ст. 36,39 Жилищного кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления организуют освещение территорий общего пользования. Освещение придомовой территории относится к компетенции собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе, электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Вопросы благоустройства придомовой территории, в том числе ее освещения, и участия в расходах на данные мероприятия в силу ст. 39 ЖК РФ относятся к компетенции собственников многоквартирного дома.Кроме того, требования СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Названные правила не предназначены для определения нормирования освещения улиц в целях п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ходе проведенной прокуратурой города проверки по обращению гражданина Каменецкого С. З., проживающего по адресу: <адрес>, установлено, что администрацией Северодвинска ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод многоквартирного <адрес> в <адрес> в эксплуатацию, но до настоящего времени возле дома освещение отсутствует (имеются недостроенные опоры наружного освещения: нет одной опоры и одного светильника, от дома запитаны две световые опоры у крыльца, которые могут включаться в ручном режиме).
Согласно ответу Северодвинского отделения Архангельского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах собственности на сети наружного освещения многоквартирного <адрес> в <адрес> отсутствуют.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют правопритязания на сети наружного освещения <адрес> в <адрес>.
В муниципальную собственность сети наружного освещения не передавались, в перечне бесхозяйных объектов они не числятся.
Из представленной выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен жилой дом по адресу <адрес>, следует, что данный участок первоначально был передан от ОАО «ЦС «Звездочка» в аренду ООО «Северный берег» (застройщику указанного дома), а с <данные изъяты> года ООО «Северный берег» стало собственником данного земельного участка.
В выписке из ЕГРН указано, что земельный участок является собственностью собственников многоквартирного дома, однако запись о собственности ООО «Северный берег» из ЕГРН не исключена.
Несмотря на это, в силу прямого указания закона (ст. 36 Жилищного кодекса РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом относится к общему имуществу собственников в многоквартирном доме.
Согласно проекту ООО «Контур» 002-08-ТС, ЭС, ЭН, НВК, 2008 года «Строительство (достройка объекта незавершенного строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров» в районе <адрес> (квартал 209)», рабочему проекту 002-08 «Строительство (достройка объекта незавершенного строительства) жилого дома с пристроенным магазином продовольственных товаров. I этап строительства». <адрес>, район <адрес> (квартал 209) наружное электроосвещение (с опорами освещения) предусмотрено при строительстве дома, обозначение 002-08ЭН.
Из гарантийного письма в адрес администрации Северодвинска ДД.ММ.ГГГГ№ от ООО «Северный берег» следует, что общество гарантировало выполнение работ по устройству наружного освещения указанного дома к ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц застройщик общество с ограниченной ответственностью «Северный берег» ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Из договора №-Z-12 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что управляющей организацией <адрес> в <адрес> является ООО «Ягры-208».
Представитель управляющей организации Скорюкова Е. А. в процессе рассмотрения дела пояснила, что дом управляющей организацией от застройщика принимался в состав общего имущества МКД без сетей наружного освещения, что подтверждают приобщенные к материалам дела дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом №-Z-12 от ДД.ММ.ГГГГ, акт №-МК приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией.
В то же время представители управляющей организации в судебном заседании пояснили, что оплата уличного освещения осуществляется собственниками МКД, входит в квитанции в графу «Плата за содержание ОИ МКД в т.ч.Эл-гия» (л. д. 96). В коммунальный ресурс на общедомовые нужды входит освещение чердаков, подвалов, лестничных клеток и уличного освещения. С 01 января 2017 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») жители оплачивают нормативное потребление, а управляющая организация сверхнормативное, так как общим собранием собственников помещений по вопросу перераспределения сверхнормативного потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды не было принято включение платы за содержание общего имущества по коллективному (общедомовому) прибору учета.
Из пояснений специалиста Управления градостроительства и земельных отношений администрации Северодвинска Игнатовой Е. А. следует, что спорные сети наружного освещения, согласно окончательному проекту, входят в состав имущества МКД, поскольку запитка сети наружного освещения предусматривается от шкафов управления наружным освещением, которые установлены в электрощитовой жилого дома и магазина.
Таким образом, спорные сети наружного освещения построены ООО «Северный берег», как застройщиком указанного многоквартирного дома, на денежные средства участников долевого строительства, исключительно для обслуживания многоквартирного дома, в связи с чем сети наружного освещения являются общим имуществом и принадлежат собственникам помещений в указанном доме, которые несут бремя расходов по содержанию общего имущества. В настоящее время сети находятся в состоянии, предусмотренном проектом, подключены к ВРУ дома, как было предусмотрено проектом, функционируют, обслуживаются управляющей организацией, электроэнергия оплачивается собственниками помещений в доме.
Поскольку собственники помещений многоквартирного дома и сетей инженерной инфраструктуры известны, данные инженерные сети не отвечают признакам бесхозяйного имущества, и отсутствуют основания для инициирования процедуры признания их бесхозяйным имуществом.
Несмотря на то, что несколько опор наружного освещения выходят за пределы земельного участка, являющегося собственностью собственников многоквартирного дома, тем не менее, они входят в состав, и представляют собой единую систему наружного освещения предназначенного для освещения многоквартирного дома. Доказательств обратного не представлено.
При этом не может быть признана состоятельной ссылка истца на принятое решение на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ, где собственники многоквартирного <адрес> в <адрес> проголосовали против включения в состав общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД) наружных электрических сетей, предназначенных для освещения придомовой территории дома, поскольку спорное имущество является общим имуществом собственников многоквартирного дома в силу закона, и такого основания для прекращения права собственности, как принятие решения о не включении его в состав общего имущества, законом не предусмотрено.
В соответствии с ч.3 ст. 36 ЖК РФ владение, пользование общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется собственниками помещений. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в доме, путем реконструкции.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Таким образом, законом установлена процедура уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме, доказательств соблюдения которой в материалы дела не представлено.
Кроме того, в пределах заявленных требований о постановке спорных сетей наружного освещения на учет как бесхозяйного имущества данные обстоятельства не входят в предмет обсуждения, поскольку касаются вопроса распоряжения собственником своим имуществом, тогда как бесхозяйной признается вещь которая не имеет собственника.
На основании изложенного, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также в связи с неправильным применением судом норм материального права, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 04 июня 2018 года отменить и принять новое решение, которым:
«Исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества оставить без удовлетворения».
Председательствующий И.В. Гаркавенко
Судьи Т.А. Мананникова
Н.В. Романова