ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5799/15 от 23.06.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Балаба Т.Ю. Дело №33-5799/15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Н.П.

судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.

при секретаре Богдан Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шарманкина Н. И.

на решение Бийского городского суда Алтайского края от 06 апреля 2015 года

по иску Шарманкина Н. И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе о возложении обязанности по перерасчету пенсионного капитала и суммы пенсии,

Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шарманкин Н.И. Обратился в суд, ссылаясь на то, что состоял в трудовых отношениях с ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, указанное предприятие являлось сельхозтоваропроизводителем, применяющим единый сельскохозяйственный налог, ДД.ММ.ГГ ему была назначена трудовая пенсия.

При получении выписок из лицевого счета по состоянию на ДД.ММ.ГГ года, и на ДД.ММ.ГГ года, и при сравнении их, он установил, что его расчетный пенсионный капитал по начисленным взносам за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ уменьшился с <данные изъяты> коп. до <данные изъяты> коп. Согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГ расчет пенсионного капитала за первое полугодие <данные изъяты> года был произведен ответчиком из расчета <данные изъяты> процентных пункта тарифа страхового взноса, а по выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГ расчет пенсионного капитала за первое полугодие ДД.ММ.ГГ года - из расчета <данные изъяты> процентных пункта тарифа страхового взноса. Считает данные действия ответчика незаконными, полагает, что расчет пенсионного капитала за первое полугодие 2010 года произведен ответчиком неверно, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 57 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в ДД.ММ.ГГ году для всех плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 статьи, применяется тариф страховых взносов <данные изъяты>%. В связи с чем, просил возложить на ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе обязанность по произведению перерасчета пенсионного капитала за первое полугодие <данные изъяты> года по тарифу <данные изъяты> процентных пунктов страхового взноса, а также обязанность по произведению перерасчета размера пенсии с ДД.ММ.ГГ года.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 06 апреля 2015 года исковые требования Шарманкина Н.И. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Шарманкин Н.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым обязать ответчика пересчитать размер пенсионного капитала за первое полугодие ДД.ММ.ГГ года по тарифу <данные изъяты> процентных пунктов страхового взноса и с учетом этого пересчитать размер пенсии с ДД.ММ.ГГ года.

В качестве оснований к отмене решения ссылается на то, что правовая позиция о применении в <данные изъяты> году тарифа в размере <данные изъяты>% была изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 года №АКПИ13-3 «О признании частично недействующим со дня его вступления в силу абзаца второго подпункта «н» пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года № 987н». Во исполнении указанного решения Минздравсоцразвитие издало приказ № 61н от 30.01.2014 «О внесении изменения в инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, исключив слова с 01 января 2010 года. Какой тариф применять в первом полугодии 2010 года в приказе не определено.

Судом не учтена и не оценена в решении озвученная им в качестве дополнительного аргумента позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении № 9-п от 10.07.2007 года, во исполнении которой в ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 года № 2012- ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» был введен пункт 3, из содержания которого следует, что ООО «<данные изъяты>», применяющее единый сельскохозяйственный налог должно уплатить за него страховые взносы в размере 10,3 % (<данные изъяты>.), а остальные 9,7 % страховых взносов до базового тарифа 20% возмещается за счет федерального бюджета и пенсионный капитал должен быть рассчитан по тарифу 20 процентных пунктов страхового взноса и составлять <данные изъяты> руб.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

В судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы Шарманкин Н.И. на доводах жалобы настаивает. Представитель ответчика Занина Н.Н. против удовлетворения жалобы возражает.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).

В соответствии с положениями абз.4 ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.06.2002 N 407 "Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал" расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 года.

Страховые взносы, поступившие в Фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются в расчетном пенсионном капитале нарастающим итогом. В составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.

Размер назначенной страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточненных сведений о поступивших страховых взносах и ранее предоставленных страхователем данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования о сумме страховых взносов, уплаченных им в Фонд. Указанные сведения и данные принимаются во внимание при определении суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, в котором была назначена трудовая пенсия.

Статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ индивидуальный лицевой счет определен как совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Согласно ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ( в ред. от 27.12.2009) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в числе сведений о застрахованных лицах, указываемых в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, приводятся сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов (пп. 13 п. 2 ст. 6 ФЗ), суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов (пп.14 п. 2 ст. 6 ФЗ), а также сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации (пп.15 п. 2 ст. 6 ФЗ).

Федеральным законом от 24.07.2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (подпункт «а» п. 2 ст. 12) редакция подпункта 13 п. 2 ст. 6 Закона была изменена дополнением о том, что для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16 процентных пунктов тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

Указанные изменения вступили в силу с 01.07.2010 года (п. 3 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 года № 213-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 года № 987н, утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, определяющая порядок ведения Пенсионным фондом РФ индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно подпункту «н» п. 52 указанной Инструкции, в общей части лицевого счета застрахованного лица указываются суммы начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов (абзац первый). Для лиц 1966 года рождения и старше с 01.01.2010 года учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16 процентных пунктов тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователями суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо (абзац второй).

Решением Верховного Суда РФ от 05.03.2013 года № АКПИ 13-3 «О признании недействующим абз. 2 подпункта «н» п. 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 года № 987н» абзац второй подпункта «н» п. 52 Инструкции был признан недействующим со дня вступления его в силу в части, предусматривающей для лиц 1966 года рождения и старше учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16 процентных пунктов тарифа страхового взноса начиная с 01.01.2010 года, поскольку Инструкция неправомерно придала обратную силу законоположению, которое вступило в силу лишь с 01.07.2010 года.

По делу установлено, что Шарманкин Н.И. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ года.

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Шарманкин Н.И. состоял в трудовых отношениях с ООО «<данные изъяты>», применявшим единый сельскохозяйственный налог.

В соответствии с п.1 ст. 33 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в 2010 году для всех страхователей за исключением перечисленных в пункте 2 настоящей статьи) тариф страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц 1966 года рождения и старше составлял 20,0%.

Согласно п.2 указанной нормы для организаций, применяющих единый сельскохозяйственный налог в 2010 году применялись пониженные тарифы страховых взносов, - 10,3% от базы для начисления страховых взносов.

Согласно материалам пенсионного дела Шарманкина Н.И. сумма страховых взносов, перечисленных ООО «<данные изъяты>» за первое полугодие 2010 года в размере 10,3 % от начисленной заработной платы составила <данные изъяты>.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд установил, что расчет пенсионного капитала истца за первое полугодие 2010 года первоначально был определен ответчиком исходя из 16 процентных пунктов тарифа страхового взноса в соответствии с абз. 2 подпункта «н» п. 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. В результате этого, согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГ года, направленной истцу, прирост пенсионного капитала в первом полугодии составил <данные изъяты> коп., а сумма расчетного пенсионного капитала с ДД.ММ.ГГ - <данные изъяты> коп. При приведении ответчиком размера расчетного пенсионного капитала в соответствие с указанным решением Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 года, истцу была выдана выписка из лицевого счета от ДД.ММ.ГГ года, согласно которой прирост расчетного пенсионного капитала за первое полугодие <данные изъяты> года составил <данные изъяты> коп. или <данные изъяты> процентных пунктов тарифа страхового взноса, при этом размер расчетного пенсионного капитала истца с ДД.ММ.ГГ составил, с учетом указанного изменения, <данные изъяты> руб., что, по мнению суда, соответствует закону и прав истца не нарушает.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.

Разрешая спор, суд не учел, что установленный действующим законодательством пониженный размер страховых тарифов является льготой для отельной категории плательщиков страховых взносов, которая введена в целях государственной поддержки страхователей, осуществляющих определенные виды деятельности, и не может влиять на пенсионные права застрахованных лиц и приводить к уменьшению размера их пенсионного капитала по сравнению с общими условиями пенсионного обеспечения.

В этой связи законодатель в п.3 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 года № 2012- ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусмотрел, что в 2010 году выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации названной категории плательщиков страховых взносов, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в 2010 году в соответствии с тарифами, установленными частью 1 настоящей статьи, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в 2010 году в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период.

Понятие «межбюджетные трансферты» определено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации как средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Такая форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, как межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, предусмотрена в ст. 129 данного Кодекса.

Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда РФ формируются как за счет страховых взносов, так и за счет средств федерального бюджета и иных источников. Данные средства имеют целевое назначение, должны направляться строго на цели и по направлениям, указанным в Законе.

Согласно названному Закону обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательным страховым обеспечением является исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Таким обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в том числе и страховая часть трудовой пенсии, финансирование выплаты которой осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 18 Федерального закона от 15.12. 2001 N 167-ФЗ расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, компенсируются Пенсионному фонду Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.

Согласно Федеральному закону от 2 декабря 2009 года N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" трансферт бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование был определен в объеме <данные изъяты> млн. рублей.

Таким образом, компенсация, предусмотренная п.3 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 года № 2012- ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», по своей правовой природе направлена на восполнение за счет средств федерального бюджета недостающий части страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии застрахованных лиц, путем доведения их до уровня общего тарифа, установленного для страхователей, не наделенных льготами по уплате страховых взносов.

Следовательно, определение ответчиком расчетного пенсионного капитала истца в первом полугодии 2010 года только от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование страховой части трудовой пенсии от ООО «<данные изъяты>», для которого установлен понижающий тариф, без учета предусмотренной законом компенсации на эти цели, приводит к нарушению прав истца, поскольку снижает размер пенсии, назначенной истцу, исчисляемой на основе расчетного пенсионного капитала, а также свидетельствует о различиях в условиях приобретения пенсионных прав истцом по сравнению с другими застрахованными лицами.

Между тем, как правомерно отмечено подателем жалобы, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 9-п от 10.07.2007 года указал на недопустимость установления различий в условиях приобретения пенсионных прав гражданами.

При установленных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что размер пенсионного капитала за первое полугодие 2010 года необходимо рассчитывать по тарифу 20 процентных пунктов страхового взноса заслуживают внимание.

Решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Шарманкину Н.И. нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ при удовлетворении иска с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, понесенные при подаче иска, в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Шарманкина Н. И. удовлетворить.

Решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> произвести расчет пенсионного капитала Шарманкина Н. И. за первое полугодие 2010 года по тарифу 20 процентных пунктов страхового взноса и пересчитать размер пенсии с ДД.ММ.ГГ года.

Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> в пользу Шарманкина Н. И. расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

Председательствующий

Судьи

Судья Балаба Т.Ю. Дело №33-5799/15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

( резолютивная часть)

ДД.ММ.ГГ<адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего Поповой Н.П.

судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.

при секретаре Богдан Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шарманкина Н. И.

на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ

по иску Шарманкина Н. И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> о возложении обязанности по перерасчету пенсионного капитала и суммы пенсии,

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Шарманкина Н. И. удовлетворить.

Решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> произвести расчет пенсионного капитала Шарманкина Н. И. за первое полугодие 2010 года по тарифу 20 процентных пунктов страхового взноса и пересчитать размер пенсии с ДД.ММ.ГГ года.

Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> в пользу Шарманкина Н. И. расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

Председательствующий

Судьи