ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-580 от 02.03.2017 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-580 Судья Волошкин О.А. 2017 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Козловой Е.В.,

судей Кустова А.В., Лозовой Н.В.

при секретаре Безуглой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

02 марта 2017 года

по докладу судьи Лозовой Н.В.

дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области

на решение Лихославльского районного суда Тверской области от 09 ноября 2016 года, которым постановлено:

«Признать Гельмана В.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, оставшимся без попечения родителей до достижения 18-летнего возраста.

Признать за Гельманом В.С. право на постановку на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области включить Гельмана В.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Возложить на администрацию Лихославльского района Тверской области обязанность в срок до 31.12.2017 года однократно предоставить Гельману В.С. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Возложить на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанность в срок до 31.12.2017 года обеспечить финансирование администрации Лихославльского района Тверской области на приобретение для Гельмана В.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе к ТОСЗН Лихославльского района и ГБПОУ «Калашниковский колледж», Гельману В.С. отказать».

Судебная коллегия

установила:

Гельман В.С. обратился в суд с иском к администрации Лихославльского района Тверской области и Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещения и предоставить жилое помещение.

В обоснование заявленных требований с учетом их уточнений указал, что по его обращению в 2014 году министерством отказано в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда как оставшегося без попечения родителей в связи с достижением совершеннолетия. Ранее он не имел возможности обратиться с таким заявлением, поскольку с 2003 года находился в местах лишения свободы до октября 2014 года. Он, его брат и сестра были отобраны у матери Крыловой Л.К. без лишения её родительских прав с передачей органу опеки и попечительства. Его направили в Хотилицкую школу-интернат Андреапольского района Тверской области. С 21.09.1994 по 03.10.2001 находился в ГОУ «Чистореченская школа-интернат для детей сирот, оставшихся без попечения родителей» Андреапольского района Тверской области. С 01.10.2001 по 23.08.2002 обучался в ПУ Лихославль Тверской области, находился на полном государственном обеспечении как сирота. Постановлением Главы Администрации Вышковского сельского округа Лихославльского района Тверской области за ними закреплена жилплощадь по адресу: <адрес> в связи с лишением матери родительских прав. Актом межведомственной комиссии данное жилое помещение признано непригодным для проживания в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Иного жилого помещения не имеет.

Просил суд признать его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; признать за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении в уполномоченном органе - администрации Лихославльского района Тверской области; обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области включить его в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения; обязать администрацию Лихославльского района Тверской области предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области осуществить финансирование для предоставления ему жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец Гельман В.С. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представитель Ковалевская Ю.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил отзыв о несогласии с иском, так как совершеннолетие Гельмана В.С. наступило в 2002 году, до 23 лет он, в полном объеме осуществляя свои гражданские права и обязанности, не предпринимал каких-либо действий для обеспечения жилым помещением. В настоящий момент установить требуемый им статус невозможно, так как абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ определяет таких граждан как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, а ему 32 года. Истец является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма от 30.09.2014 № 237. Невозможность проживания истца как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в указанном жилом помещении в законном порядке не установлена. Указанное помещение признано непригодным для проживания в 2015 году, то есть в момент, когда истцом статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, был уже утрачен. Истец обратился в органы социальной защиты с заявлением о постановке на учет как ребенка-сироты для обеспечения жильем в 2016 году после достижения им 23 лет. Требования истца противоречат нормам материального права и удовлетворению не подлежат.

Представитель ответчика Администрации Лихославльского района Тверской области просил о рассмотрении дела без его участия, из поданного отзыва следует, что администрация не является уполномоченным органом по вопросам признания права на постановку на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным законом 21.12.1996 № 159-ФЗ, а также постановки на учёт данных категорий граждан. Данные вопросы входят в компетенцию Министерства социальной защиты населения Тверской области. Истцом не представлено доказательств обращения в Министерство социальной защиты населения в 2014 году с таким заявлением. В областном бюджете на 2016 год не предусмотрены денежные средства для предоставления Лихославльскому району на выполнение государственных полномочий в целях приобретения жилых помещений детям-сиротам. В удовлетворении иска просил отказать.

Представитель ответчика ТОСЗН Лихославльского района Тверской области представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, ранее в суде представитель Красова Н.В. полагала исковое требование Гельмана В.С. о признании его оставшимся без попечения родителей подлежащим удовлетворению, в остальном исковые требования считала необоснованными. Гельман В.С. с 10 лет находился в интернатных учреждениях. Мать с ним не общалась. Помещение, где он проживал, было признано непригодным для проживания, когда ему исполнился 31 год, а до этого оно было пригодным. В настоящее время истцу 32 года, в 2014 году он обращался в ТОСЗН Лихославльского района после освобождения из мест лишения свободы, но у него не было свидетельства о рождении. После того, как он его получил, его направили в с. Вышково, чтобы дом признали непригодным для проживания. Согласно представленному заявлению ТОСЗН Лихославльского района исковые требования истца не признало. В возрасте 18 лет Гельману В.С. статус не установлен из-за отсутствия сведений об отце. Жилое помещение по адресу регистрации Гельмана В.С. в установленном порядке признано непригодным для проживания 23.07.2015. Нормы Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе абз. 4 ст. 1, на Гельмана В.С. не распространяются. Находясь в местах лишения свободы, Гельман В.С. имел возможность в возрасте до 23 лет подать заявление в администрацию Микшинского сельского поселения Лихославльского района о признании дома по адресу его регистрации непригодным для проживания и в орган опеки и попечительства с просьбой постановки на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, но не предпринял каких-либо мер.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительства Тверской области, Министерства финансов Тверской области ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Правительством Тверской области подан отзыв, из которого следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Предоставление жилых помещений указанным категориям лиц носит заявительный характер. Истец достиг совершеннолетнего возраста 30.06.2002, то есть до осуждения его по приговору суда, однако каких-либо действий для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не предпринял. Также не представил надлежащих доказательств его обращения в Министерство социальной защиты населения Тверской области по данному вопросу в 2014 году после освобождения из мест лишения свободы. Просило в иске отказать.

По отзыву Министерства финансов Тверской области, обязанность предоставить жилое помещение лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов Тверской области. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан установлен Правительством Тверской области. Благоустроенные жилые помещения предоставляются данным категориям лиц, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Тверской области.

Представители ответчика ГБПОУ «Калашниковский колледж» (до реорганизации - Профессиональное училище ), третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Микшинского сельского поселения Лихославльского района и СПК «Серп и Молот», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Крылова А.М. и Гельман Ю.С. в суде полагали иск их брата подлежащим удовлетворению. Его отца никогда не видели, он не интересовался ими, мать об отце не рассказывала, говорила только, что он из Казахстана. После отобрания от матери они были направлены в интернатные учреждения. Дом находился в непригодном для проживания состоянии.

Заместитель прокурора Лихославльского района Тверской области Смирнов А.В. в ходе судебного разбирательства полагал исковые требования Гельмана В.С. подлежащими удовлетворению, поскольку истец относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не мог своевременно обратиться с соответствующем заявлением, поскольку находился в местах лишения свободы, имеется заключение о непригодности жилья для проживания.

Судом постановлено приведенное выше решение, с которым Правительство Тверской области не согласилось и в апелляционной жалобе просит отменить, постановив новое, которым в удовлетворении иска Гельмана В.С. отказать.

При этом представитель ответчика Травкина О.Н. ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и приводит доводы, положенные в основания возражений на иск о достижении Гельманом В.С. 23 лет к моменту обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения как сироте.

С 18.07.2002 до осуждения по приговору Лихославльского районного суда от 16.05.2003 у истца отсутствовали объективные препятствия к постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, каких-либо действий Гельман В.С. для постановки его на учет не предпринял. С момента его освобождения до обращения в суд 20.05.2016 прошло 18 месяцев, однако им не указаны обстоятельства, в силу которых он не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обратился в уполномоченные органы государственной власти Тверской области в сфере опеки и попечительства.

Критикует вывод суда о ненадлежащем исполнении обязанностей органами опеки и попечительства, в связи с чем Гельман В.С. был несвоевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку, право представлять интересы подопечного в соответствии с п. 3 ст. 40 ГК РФ прекращается с момента наступления его совершеннолетия.

На апелляционную жалобу от заместителя прокурора Лихославльского района Смирнова А.В., Гельмана В.С. и его представителя Ковалевской Ю.В. поступили возражения, в которых критикуются доводы жалобы и содержится просьба оставить её без удовлетворения, а решение суда без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица участвующие в деле, в том числе истец Гельман В.С., содержащийся в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статей 113-118 ГПК РФ, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании статей 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав заключение прокурора Замиралова Р.С., полагавшего апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска Гельмана В.С., судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Полномочия суда апелляционной инстанции определены в ст. 328 ГПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъясняется в п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ), и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ.

Судом первой инстанции установлено, что Гельман В.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> у Крыловой Л.К. и Гельмана С.С.

Решением Лихославльского районного народного суда Тверской области от 01.08.1994 в связи с ненадлежащим исполнением родительских прав и опасностью для ребенка оставления его с матерью несовершеннолетний Гельман В.С. был отобран у Крыловой Л.К. без лишения её родительских прав и передан органу опеки и попечительства, который в соответствии с постановлением администрации Лихославльского района от 17.08.1994 № 100 направил его в государственное интернатное учреждение.

Постановлением администрации Вышковского сельского округа Лихославльского района Тверской области от 23.08.1994 № 8 за Гельманом В.С. закреплена жилая площадь - квартира в доме, по адресу: <адрес>, которой в соответствии с постановлением администрации Микшинского сельского поселения от 10.08.2009 присвоен , а жилому дому - .

21.09.1994 по путёвке Управления народного образования администрации Тверской области Гельман В.С. поступил в Хотилицкую общеобразовательную школу-интернат для детей-сирот и зачислен во второй класс. В связи с переводом учреждения в <адрес> Гельман В.С. был переведён в ГОУ «Чистореченская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Андреапольского района Тверской области, где обучался до 9 класса.

03.10.2001 выбыл в Профессиональное училище в гор. Лихославле, где обучался по 23.08.2002; решением государственной аттестационной комиссии ему присвоена квалификация «тракторе машинист», «слесарь по ремонту тракторов 2 разряда».

Мать Гельмана В.С. Крылова Л.К. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Какие-либо сведения об отце Гельмана В.С. в период нахождения в интернатных учреждениях отсутствовали.

Гельман В.С. зарегистрирован в вышеназванной квартире.

Приговором Андреапольского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Гельман В.С. осужден <данные изъяты> УК РФ к наказанию <данные изъяты>

Постановлением Лихославльского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Гельману В.С. отменено условное осуждение по приговору и он направлен для отбытия наказания в места лишения свободы.

В период нахождения в местах лишения свободы Гельман В.С. был осужден на основании приговоров Лихославльского районного суда Тверской области от 15.10.2003, Калининского районного суда Тверской области от 19.02.2004, Лихославльского районного суда Тверской области от 22.02.2005, Бежецкого городского суда Тверской области от 15.10.2007 и ему назначались наказания в виде реального лишения свободы с присоединением неотбытой части наказания по предыдущим приговорам с отбыванием наказания в местах лишения свободы.

16.01.2009 и 27.03.2009 были проведены проверки жилищных условий Гельмана В.С., Гельмана Ю.С. и Крыловой А.М., дано заключение о том, что квартира в доме в <адрес> признана непригодной для постоянного проживания.

Постановлением администрации Микшинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Гельман В.С. и Крылова А.М. поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решением Лихославльского районного суда Тверской области от 20.11.2012 года Крылова А.М., 08.08.1989 года рождения, была включена в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и на администрацию Лихославльского района была возложена обязанность предоставить ей жилое помещение, а на Министерство социальной защиты населения возложена обязанность обеспечить соответствующее финансирование.

ДД.ММ.ГГГГ Гельман В.С. освободился из мест лишения свободы по отбытию наказания.

На его обращение в 2014 году в ТОСЗН Лихославльского района по вопросу предоставления жилья ему устно разъяснили, что необходимо признать жилое помещение непригодным для проживания.

По заключению межведомственной комиссии, назначенной администрацией Микшинского сельского поселения Лихославльского района Тверской области, от ДД.ММ.ГГГГ квартира в доме по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания.

Исходя из того, что с десяти лет Гельман В.С. воспитывался в детских интернатных учреждениях, находясь на полном государственном обеспечении, сведение об отце ребенка отсутствовали, мать и отец судьбой сына не интересовались, суд счел возможным установить, что Гельман В.С. с 17.08.1994 по достижении совершеннолетия являлся лицом, оставшимся без попечения родителей, что, в свою очередь, обусловливало необходимость определения его правового статуса, в том числе для получения социальной поддержки после достижения им восемнадцатилетнего возраста.

Руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Гельмана В.С. о признании за ним права на постановку на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, о возложении обязанности на администрацию Лихославльского района Тверской области предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом суд посчитал в качестве обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела и позволяющих сделать такие выводы, то, что Гельман В.С. не имел возможности самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении ввиду нахождения в местах лишения свободы, в период пребывания в воспитательных учреждениях с 1994 года до достижения совершеннолетия органы опеки и попечительства не принимали мер по установлению статуса Гельмана В.С. как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в суды с требованиями о лишении Крыловой Л.К. и Гельмана С.С. родительских прав в отношении Гельмана В.С. не обращались, органом опеки и попечительства не принимались меры по обеспечению его жилым помещением, до достижения истцом возраста 18 лет органами опеки и попечительства, компетентным органом местного самоуправления, администрацией образовательного учреждения, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением прав детей-сирот на жилое помещение, не проверялось жилое помещение, закрепленное за Гельманом В.С., на его пригодность для проживания с целью решения вопроса о постановке Гельмана В.С. на учет нуждающихся в жилом помещении, проживание Гельмана В.С. в закрепленном за ним жилом помещении является невозможным, иного жилья для проживания он не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права ввиду неправильного истолкования закона.

Гельман В.С. обратился в суд с настоящим иском на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к лицам, которым вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись указанным лицам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, утратил силу с 01.01.2013 п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 57. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ должен обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, поскольку статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди определяла отсутствие у них закрепленного жилого помещения.

Аналогичные требования содержатся в Законе Тверской области от 09.12.2005 № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области».

Таким образом, при разрешении данного спора имели значение следующие обстоятельства: относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец, требующий предоставления помещения по договору социального найма, жилье, принадлежащее ему на праве собственности, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагается законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имеют жилого помещения, состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По правилу ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые доказываются на предположениях.

На момент обращения в Министерство социальной защиты населения Тверской области для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Гельману В.С. было более 23 лет (30 лет).

Постановлением администрации Вышковского сельского округа Лихославльского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за Гельманом В.С. закреплена квартира по адресу: <адрес>, которая предоставлялось матери Гельмана В.С. Крыловой Л.К. и в настоящее время находится на балансе СПК «Серп и Молот», Гельман В.С. в ней зарегистрирован.

Сведения о правах Гельмана В.С. на какие-либо объекты недвижимого имущества, в том числе жилые помещения, в материалах дела отсутствуют.

16.01.2009 и 27.03.2009 были проведены проверки жилищных условий Гельмана В.С., Гельмана Ю.С. и Крыловой А.М., дано заключение о том, что названная квартира признана непригодной для постоянного проживания, постановлением администрации Микшинского сельского поселения № 4 от 20.07.2009 Гельман В.С., после достижения 23 лет, поставлен на учёт нуждающихся в жилом помещении, квартира признана непригодной для проживания заключением межведомственной комиссии 23.07.2015.

Таким образом, вывод суда о том, что с 1994 года до достижения истцом совершеннолетия органы опеки и попечительства не принимали мер по установлению статуса Гельмана В.С. как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в суды с требованиями о лишении Крыловой Л.К. и Гельмана С.С. родительских прав в отношении Гельмана В.С. не обращались, не свидетельствует о нарушении права Гельмана В.С. на получение жилья как лицом из числа детей-сирот, поскольку на момент достижения 23 лет Гельман В.С. был обеспечен жилым помещением, не признанным непригодным для проживания, находясь в местах лишения свободы, с момента достижения совершеннолетия и до 23 лет не предпринимал мер к признанию данного жилого помещения непригодным для проживания, не просил поставить его на соответствующий учет.

В связи с тем, что Гельман В.С. в течение 5 лет после достижения совершеннолетия имел возможность, полагая себя сиротой, самостоятельно обратиться с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилья и включении в соответствующий список, но не реализовал ее, оснований для предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, не имелось, а потому исковые требования Гельмана В.С. к администрации Лихославльского района и Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; признании за ним права на постановку на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении; о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности включить его в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения; о возложении на администрацию Лихославльского района Тверской области обязанности предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности осуществить финансирование для предоставления ему жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворению не подлежали.

Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что, находясь в местах лишения свободы, Гельман В.С. не имел возможности самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку данное обстоятельство не лишает лицо свободы реализации гражданских прав, которые могут быть осуществлены различными способами (через представителя, посредством переписки и т.п.). Кроме того, за ним было закреплено жилое помещение. Доказательств невозможности проживания в нем до 30.06.2007 материалы дела не содержат.

Признание жилого помещения непригодным для проживания производится по заявлению собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, поэтому судебная коллегия считает, что доказательств виновности органов местного самоуправления в неустановлении факта непригодности закрепленного за истцом жилого помещения для проживания до достижения Гельманом В.С. 23 лет суду первой инстанции представлено не было.

В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Правительства Тверской области удовлетворить.

Решение Лихославльского районного суда Тверской области от 09 ноября 2016 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Гельмана В.С. к администрации Лихославльского района и Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; признании за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении; о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности включить его в реестр детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилого помещения; о возложении на администрацию Лихославльского района Тверской области обязанности предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности осуществить финансирование для предоставления Гельману В.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – отказать.

Председательствующий Е.В. Козлова

Судьи А.В. Кустов

Н.В. Лозовая