ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5801/17 от 06.12.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Оксенчук Ж.Н. Дело № 33 – 5801/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2017 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Поникаровской Н.В.

судей Харитоненко Н.О., Никифоровой Ю.С.

с участием прокурора Маркеловой Г.И.

при секретаре Чика О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 11 августа 2017 года, которым на Министерство социальной политики Калининградской области возложена обязанность включить ФИО3 (Ж.) Александру Ивановну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.

На Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить ФИО3 (Ж.) Александре Ивановне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.

Заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., пояснения истицы ФИО2, прокурора Маркеловой Г.И., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с иском в интересах ФИО3 (Ж.) А.И., указывая, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельства о рождении родителями Ж. А.И. являются Е. и Д. Решением Правдинского райсуда Калининградской области от 26.12.2005 года Е. лишен родительских прав в отношении дочери. Д. умерла 02.12.2005 года. Постановлением главы Неманского городского округа от 27.01.2006 года над несовершеннолетней Ж. А.И. была назначена опека и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении зарегистрировано семь человек - Л., К., В., Б., И., М., Н. Общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. Решением Неманского районного совета от 26.10.2005 года установлено, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляет 12 кв.м. общей площади. С учетом зарегистрированных граждан в жилом помещении, учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляет менее 12 кв.м., т.е. по <данные изъяты> кв.м. на каждого. При этом, при вселении в указанное жилое помещение Ж. А.И., в настоящее время не зарегистрированной в нем, составит также менее 12 кв.м., т.е. по <данные изъяты> кв.м. на каждого. Вышеуказанное жилое помещение находится в собственности И., Л., К.., Ж. А.И. по 1/4 доли у каждого на основании приватизации от 17.11.2009 года. На момент приватизации в данном жилом помещении проживали также В., Б., которые имеют право пользования жилым помещением в настоящее время. В доме также зарегистрированы несовершеннолетние дети И. - М., Н., которые проживают с матерью по указанному адресу. 16 сентября 2016 года Ж. А.И. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, однако, межведомственная комиссия отказала ей во включении в список, т.к. не усмотрела фактов невозможности проживания в закрепленном жилом помещении. Просил обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить ФИО3 (Ж.) А.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области и обязать Правительство Калининградской области обеспечить ФИО3 (Ж.) А.И. жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области просит указанное решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно рассчитал обеспеченность истицы жилым помещением исходя из количества проживающих в квартире лиц, т.е. всех зарегистрированных. Считает, что истцом не доказано, что все 7 человек, зарегистрированных в квартире, фактически проживают в ней и у ФИО3 (Ж.) А.И. отсутствует возможность проживания в квартире в связи с обеспеченностью общей площадью менее учетной нормы. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-Ф, ст.42 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», указывает, что жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет, внеочередной порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда действующим законодательством не предусмотрен. Предоставление истице жилого помещения вне очереди по решению суда нарушит права других граждан, включенных в Список ранее.

Представители ответчиков, 3-го лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п. п. 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО3 (добрачная фамилия Ж.) Александра Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении Ж. А.И., ее родителями являются Е. и Д.

Решением Правдинского райсуда Калининградской области от 26.12.2005 года Е. лишен родительских прав в отношении дочери.

Д. умерла 02.12.2005 года.

Постановлением главы Неманского городского округа от 27.01.2006 года над несовершеннолетней Ж. А.И. была назначена опека и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении зарегистрировано семь человек - Л., К., В., Б., И., М., Н. Общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м.

Решением Неманского районного совета от 26.10.2005 года № 512 установлено, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляет 12 кв.м. общей площади. С учетом зарегистрированных граждан в жилом помещении, учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляет менее 12 кв.м., т.е. по <данные изъяты> кв.м. на каждого. При этом, при вселении в указанное жилое помещение Ж. А.И., в настоящее время не зарегистрированной в нем, составит также менее 12 кв.м., т.е. по <данные изъяты> кв.м. на каждого.

Вышеуказанное жилое помещение находится в собственности И., Л., К., Ж. А.И. по 1/4 доли у каждого на основании приватизации от 17.11.2009 года. На момент приватизации в данном жилом помещении проживали также В., Б., которые имеют право пользования жилым помещением в настоящее время. В доме также зарегистрированы несовершеннолетние дети И. - М., Н., которые проживают с матерью по указанному адресу. 16 сентября 2016 года Ж. А.И. обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Как следует из протокола межведомственной комиссии от 27.10.2016 года Ж. А.И. было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, поскольку ей на праве собственности принадлежит 1/4 доли в кВ.1 д. по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., т.е. более учетной нормы. Кроме того, Ж. А.И. зарегистрирована в кв. д. по <адрес>.

Оценивая правомерность такого отказа, суд обоснованно пришел к выводу, что обеспеченность жильем истца, в данном случае, подлежит исчислению с учетом жилищных прав всех зарегистрированных и имеющих право постоянного бессрочного пользования лиц в жилом помещении в пос. А. Поскольку же в квартире зарегистрировано 7 человек, при общей площади квартиры в <данные изъяты> кв.м, на каждого проживающего приходится по <данные изъяты> кв.м, т.е. менее учетной нормы в 12 кв.м.

Кроме того, суд также учитывал, что в случае вселения и регистрации ФИО3 (Ж.) А.И. в вышеуказанное жилое помещение на каждого проживающего приходилось бы по <данные изъяты> кв.м.

В настоящее время ФИО3 (Ж.) А.И. зарегистрирована в кВ. д. по <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ее свекрови Г., на основании свидетельства о праве на наследство от 25.01.2011 года.

Суд правильно посчитал, что данное жилое помещение не должно учитываться при расчете нуждаемости, поскольку самостоятельных прав на данное жилое помещение ФИО3 (Ж.) А.И. не приобрела.

С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к верному выводу о том, что при рассмотрении заявления ФИО3 (Ж.) А.И. о включении последней в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, у ответчика имелись достаточные основания, предусмотренные ст. 43- 5 Закона Калининградской области от 03 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» для принятия решения о невозможности проживания ФИО3 (Ж.) А.И., оставшейся без попечения родителей, являющейся собственником доли в праве на жилое помещение, в ранее занимаемом жилом помещении и, соответственно, включении ее в соответствующий Список.

Доводы жалобы о том, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих невозможность проживания в принадлежащим ей на праве собственности жилом помещении в связи с обеспеченностью менее учетной нормы, судебной коллегий отклоняются как несостоятельные.

В силу п.п. 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Таким образом, как правильно указал суд, при определении нуждаемости, в данном случае, рассчитывается фактическая общая площадь всего жилого помещения, приходящаяся на каждого законно проживающего в нем лица, независимо от доли в праве общей долевой собственности, которая принадлежит детям сиротам и лицам из их числа.

Как верно указал суд первой инстанции, на момент обращения истицы с заявлением о включении ее в соответствующий Список, в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. было зарегистрировано 7 человек, в связи с чем на каждого проживающего приходилось по <данные изъяты> кв.м, что менее учетной нормы в 12 кв.м.

Из поквартирной карточки по состоянию на 23 ноября 2017 года, предоставленной в апелляционную инстанцию, следует, что в квартире также зарегистрировано и проживают 7 человек.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно сделал вывод, что ФИО3 (Ж.) А.И. необоснованно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного фонда, и она подлежит включению в указанный список с даты подачи заявления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений названной категории граждан предусмотрено в порядке, утвержденном постановлением Правительства Калининградской области от 04.04.2013 г. № 210 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот…», исходя из даты формирования областного списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются основанием для отмены решения суда.

Федеральным законодательством определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ. При этом, ни статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ни иные нормы не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года.

При этом, гарантированное законом право истицы на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ранее истицы.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.328 п.1, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 11августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: