ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5805/2018 от 17.04.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Коваленко И.А. Дело № 33- 5805/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2018 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей: Котельниковой Л.П., Маримова В.П.,

при секретаре Гребенкиной Э.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ- Управлению Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону о признании решений недействительными, обязании включения периодов в специальный и страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии, по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г.Ростова- на-Дону на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 декабря 2017 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П. судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ -Управлению Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону о признании решений недействительными, обязании включения периодов в специальный и страховой стаж и назначении страховой пенсии, указав в обоснование заявленных исковых требований на то, что 22.10.2015 года и 29.03.2017 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе г. Ростова- на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Решениями НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.01.2016 г. и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.07.2017 г. ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону ФИО1 было отказало в назначении пенсии по указанному основанию в связи с недостаточностью стажа, необходимого для наличия права на досрочное пенсионное обеспечение. Всего в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, было включено: 24 года 0 месяцев 09 дней, согласно решению от 21.01.2016 года и 23 года 07 месяцев 25 дней, согласно решению от 07.07.2017 года, при необходимом стаже не менее 25 лет. Периоды трудовой деятельности, не включенные в педагогический стаж: с 07.11.2011 г. по 12.11.2011 г. ( 00-00-06); с 12.12.2011 г. по 17.12.2011 г. ( 00-00-06); с 18.06.2012 г. по 20.06.2012 г.- ( 00 - 00-03); с 29.02.2016 г. по 04.03.2016 г. ( 00-00-06); с 25.04.2016 г. по 29.04.2016 г.( 00-05-05) - мастер производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональный лицей №3» г. Ростова-на-Дону - курсы повышения квалификации, с 01.07.2015 г. по 31.01.2016 г. ( 00-07-01) - мастер производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ»; с 01.01.1991 г. по 01.07.1992 г. (01-06-01)- учитель истории средней школы № 1 Мартунинского района республики Азербайджан. Также, период трудовой деятельности с 01.01.1991 г. по 01.07.1992 г. исключен из страхового стажа ФИО1 Истец считает отказы ответчика необоснованными, нарушающим ее права и лишающим ее возможности в установленном законом порядке реализовать право на получение досрочной пенсии.

Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила: 1) признать решения №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.01.2016 г. и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.07.2017 г. ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в части отказа ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, недействительными;

2) обязать ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО1 следующие периоды работы: с 07.11.2011 г. по 12.11.2011 г.; с 12.12.2011 г. по 17.12.2011 г.; с 18.06.2012 г. по 20.06.2012 г.; с 29.02.2016 г. по 04.03.2016 г.; с 25.04.2016 г. по 29.04.2016 г. - мастер производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональный лицей №3» г. Ростова-на-Дону - курсы повышения квалификации с 07.11.2014 г. по 30.06.2015 г.; с 01.07.2015 г. по 22.10.2015 г.; с 01.07.2015 г. по 31.01.2016 г. - мастер производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ»; с 01.01.1991 г. по 12.12.1991 г. - учитель истории средней школы № 1 Мартунинского района республики Азербайджан; 3) обязать ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону включить в страховой стаж ФИО1 период работы с 01.01.1991 г. по 12.12.1991 г. - учитель истории средней школы № 1 Мартунинского района республики Азербайджан; 4) обязать ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 22.10.2015 года.

Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 декабря 2017 года указанные исковые требования истца удовлетворены. Суд признал решения №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.01.2016 г. и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.07.2017 г. ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в части отказа ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, недействительными. Суд обязал ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО1 следующие периоды работы: с 07.11.2011 г. по 12.11.2011 г.; с 12.12.2011 г. по 17.12.2011 г.; с 18.06.2012 г. по 20.06.2012 г.; с 29.02.2016 г. по 04.03.2016 г.; с 25.04.2016 г. по 29.04.2016 г. - мастер производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональный лицей №3» г. Ростова-на-Дону - курсы повышения квалификации; с 07.11.2014 г. по 30.06.2015 г.; с 01.07.2015 г. по 22.10.2015 г.; с 23.10.2015 г. по 31.01.2016 г. - мастер производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ»; с 01.01.1991 г. по 12.12.1991 г. - учитель истории средней школы № 1 Мартунинского района республики Азербайджан. Суд обязал ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону включить в страховой стаж ФИО1 период работы с 01.01.1991 г. по 12.12.1991 г. - учитель истории средней школы № 1 Мартунинского района республики Азербайджан, Суд обязал ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 22.10.2015 года.

В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону с решением суда первой инстанции не соглашается, полагает, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить как незаконное и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Апеллянт указывает на то, что в соответствии с п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, установлена следующая норма права - работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет. Между тем, в период работы с 07.11.2014 г. по 30.06.2015 г.; с 01.07.2015 г. по 22.10.2015 г.; с 23.10.2015 г. по 31.01.2016 г. - в должности мастера производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ» работодатель не подтверждает наличие вышеуказанного условия, за указанные периоды работодателем на истицу не представлялись сведения персонифицированного учёта с проставлением кода льготы.

По мнению апеллянта, за период работы истца с 01.01.1991 г. по 12.12.1991 г. в должности учителя истории средней школы № 1 Мартунинского района на территории Республики Азербайджан, с которой у Российской Федерации не заключено соглашение в области пенсионного обеспечения, пенсионным фондом неоднократно направлялись запросы в компетентные органы Республики Азербайджан с просьбой подтвердить спорные периоды работы и уплату страховых взносов, однако ответы на запросы до настоящего времени не получены. Таким образом, данный период так же не может быть включён ни в специальный, ни в страховой стаж.

Апеллянт полагает, что также неправомерно включены в специальный стаж периоды с 07.11.2011 г. по 12.11.2011 г.. 12.12.2011 г. по 17.12.2011 г., с 18.06.2012 г. по 20.06.2012 г., с 29.02.2016 г. по 04.03.2016 г., с 25.04.2016 г. по 29.04.2016 г. - курсы повышения квалификации. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено - периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. Следовательно, согласно п. 5 указанных правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, отпусках без сохранения заработной платы.

Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется в соответствии со ст. 30 п.1 п.п.19 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» и предусматривает досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в пп. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2015 года.

В целях реализации подпункта 19 пункта 1 статьи 30 указанного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Данным Постановлением предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должное ей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года (Постановление совета Министров Правительства Российской Федерации № 953 от 22.09.1993 года).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.10.2015 года истец обратилась в ГУ УПФР в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением ГУ УПФР в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.01.2016г. в льготный педагогический стаж истца не были включены в числе прочих следующие периоды: с 28.11.1995г. по 29.12.1995г. ( 00-01-02) учитель истории средней школы № 5 г. Белореченск, отпуск без сохранения заработной платы; с 07.11.2011 г. по 12.11.2011 г. ( 00-00-06); с 12.12.2011 г. по 17.12.2011 г. (00-00-06); с 18.06.2012 г. по 20.06.2012 г. (00-00-03)- мастер производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональный лицей №3» г. Ростова-на-Дону - курсы повышения квалификации; с 07.11.2014 по 20.06.2015 (00-07-24), 01.07.2015 г. по 22.10.2015 г. ( 00-03-22) - мастер производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ». В результате исключения вышеуказанных периодов работы, льготный стаж работы ФИО1 в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей составил 24 года 00 месяцев 09 дней, то есть менее требуемых 25 лет ( л.д. 11-16).

В последующем 12.04.2017г. истец вновь обратилась в ГУ УПФР в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением ГУ УПФР в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону от 07.07.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ответчиком в льготный педагогический стаж истца не были включены в числе прочих следующие периоды работы: с 07.11.2011 г. по 12.11.2011 г. – (00-00-06); с 12.12.2011 г. по 17.12.2011 г. -( 00-00-06); с 18.06.2012 г. по 20.06.2012 г. (00 - 00-03); с 29.02.2016 г. по 04.03.2016 г. - (00-00-06); с 25.04.2016 г. по 29.04.2016 г.- (00-05-05) - мастер производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональный лицей №3» г. Ростова-на-Дону - курсы повышения квалификации; с 07.11.2014 по 30.06.2015 -(00-07-24), с 01.07.2015 г. по 31.01.2016 г. - (00-07-01) - мастер производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ», поскольку согласно уточняющей справке работодателя с 07.11.2014г. работники учреждения утратили право на специальный стаж в связи с количеством обучающихся в возрасте до 18 лет - менее 50 процентов от общего числа студентов; с 01.01.1991 г. по 01.07.1992 г. - (01-06-01) - учитель истории средней школы № 1 Мартунинского района республики Азербайджан, т.к отсутствует Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Также, период трудовой деятельности с 01.01.1991 г. по 01.07.1992 г. был исключен из страхового стажа ФИО1

В результате исключения вышеуказанных периодов работы, льготный стаж работы ФИО1 в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей составил 23 года 07 месяцев 25 дней, страховой стаж составил 28 лет 06 месяцев (л.д. 17-22).

Судом установлено, что согласно данным трудовой книжки, истец осуществляла трудовую деятельность в должности учителя истории средней школы № 1 Мартунинского района республики Азербайджан в спорный период с 01.01.1991 г. по 01.07.1992 г.

Рассматривая спорный период работы истца учителем истории средней школы № 1 Мартунинского района Республики Азербайджан с 01.01.1991 г. по 01.07.1992 г., не принятый пенсионным фондом к зачету в педагогический стаж истца Решением № 344850/17 от 07.07.2017 г., суд учитывал, что указанный период работы истца ранее был зачтен Решением ГУ УПФР в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.01.2016г. Причину отказа в зачете спорного периода, указанную в Решении ГУ УПФР в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону от 07.07.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а именно - отсутствие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Азербайджан, суд счел необоснованной по следующим основаниям.Так судом установлено, что истец родилась и осуществляла трудовую деятельность до 01.07.1992 года в Нагорном Карабахе. В спорный период проживала и работала в Мартунинском районе НКАО. Имела паспорт гражданина СССР.

По советской системе территориальной организации государственной власти Нагорный Карабах являлся автономной областью, находящейся на территории Азербайджанской Республики.

В настоящее время Нагорно-Карабахская Республика не является общепризнанным суверенным государством и не обладает международной правосубъектностью.

Конституция Российской Федерации относит определение оснований приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации к компетенции федерального законодателя (ч.1 ст.6), который, соответственно, вправе на конкретных исторических этапах по-разному определять порядок его приобретения.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. №1254-0, Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», действовавший с 6 февраля 1992 г. по 01 июля 2002 г., был призван, прежде всего, урегулировать вопросы гражданства образовавшегося после распада СССР независимого государства - Российской Федерации. Лица, ранее имевшие гражданство СССР, в период действия данного Закона (более десяти лет) могли воспользоваться установленными его нормами основаниями для оформления гражданства Российской Федерации и, обратившись в уполномоченные органы, реализовать свое субъективное право на приобретение гражданства Российской Федерации или же приобрести по собственному свободному волеизъявлению гражданство иностранного государства.

Указом Президента РФ от 24 октября 1994 г. №2007 было установлено, что в соответствии с ч.1 ст. 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации считались бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 г.), не имевшие подтверждения приобретения гражданства РФ в результате признания и продолжающие проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о российском гражданстве производилось при их личном волеизъявлении.

Вышеуказанный Закон (п.«г» ст. 18) предусматривал также и положения о том, что в порядке регистрации (более облегченный порядок, чем прием в гражданство) гражданство РФ могли приобрести граждане СССР, постоянно проживающие на территориях других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если они не являлись гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу названного Закона заявили о своем желании приобрести гражданство РФ.

Законом РФ от 17 июня 1993 г. №5206-1 указанный п.«г» ст. 18 (ныне утратила силу) был изложен в следующей редакции: «граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации». Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. срок заявления о желании указанных категорий лиц приобрести гражданство РФ был продлен до 31 декабря 2000 г.

После распада СССР ФИО1 продолжала проживать и работать в Мартунинском районе, не меняя паспорт гражданки СССР и не приобретая гражданство какого-либо государства. Таким образом, в обозначенный спорный период работы истица фактически имела статус «гражданки бывшего СССР».

В соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991.

Учитывая то обстоятельство, что СССР существовал до декабря 1991 года, все граждане бывшего СССР имели равные права в области социального и пенсионного обеспечения.

Таким образом, учитывая, что ИКАО не обладает международной правосубъектностью, а с Республикой Азербайджан в спорный период работы истца Соглашение в области пенсионного обеспечения с Российской Федерацией отсутствует, то вышеуказанный период работы обоснованно был зачтен судом как в страховой стаж, так и в специальный стаж истца по дату прекращения существования СССР с 01.01.1991 по 12.12.1991 года.

С выводами суда первой инстанции о включении как в страховой стаж, так и в специальный стаж истца периода работы с 01.01.1991 г. по 12.12.1991 г. - учителем истории средней школы № 1 Мартунинского района Республики Азербайджан судебная коллегия соглашается, полагает их основанными на правильном применении норм материального права.

Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения, засчитывается в порядке, предусмотренном ст.89 Закона РСФСР от 20.11.90 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст.89 Закона РФ №340-1 в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации.

Судебная коллегия также соглашается и с выводами суда о включении в специальный стаж истца курсов повышения квалификации с 07.11.2011 г. по 12.11.2011 г.; с 12.12.2011 г. по 17.12.2011 г.; с 18.06.2012 г. по 20.06.2012 г.; с 29.02.2016 г. по 04.03.2016 г.; с 25.04.2016 г. по 29.04.2016 г. должности мастера производственного обучения ГОУ НПО «Профессиональный лицей №3» г. Ростова-на-Дону (после реорганизации Государственное автономное профессиональное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж технологий машиностроения» (ГАПОУ РО «РКТМ») по следующим основаниям.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Прохождение работниками ряда специальностей (в том числе педагогическими работниками) курсов повышения квалификации является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей, что имеет место в данном случае.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периода с 07.11.2014 г. по 30.06.2015 г.; с 01.07.2015 г. по 22.10.2015 г.; с 23.10.2015 г. по 31.01.2016 г. - мастер производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ» по следующим основаниям.

Согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Как следует из разъяснений Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении от 23.06.2015 г. N 1339-О, пункт 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусматривая возможность зачета в стаж работы за период с 1 ноября 1999 года в должностях и учреждениях, указанных в Списке, при условии обучения в них не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, направлен на конкретизацию механизма реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, т.е. в учреждениях, основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Указанным выше положением нормативного акта установлен вид доказательства, которым можно подтвердить данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ.

Из содержания справки от 12.11.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, предоставленной в ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону ГАПОУ РО «РКТМ» следует, что сведения за 2015 год, представленные общим стажем являются достоверными, поскольку работники учреждения с 07.11.2014г. утратили право на специальный стаж в связи с количеством обучающихся в возрасте до 18 лет - менее 50 % от общего числа студентов. Указанная справка представлена работодателем истца и имеется в материалах пенсионного дела, копия которого имеется в материалах дела.

В последующем после повторного обращения истца в ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону за назначением пенсии ГАПОУ РО «РКТМ» в пенсионный орган была предоставлена справка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.04.2017г, из содержания которой следует, что Государственное автономное профессиональное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж технологий машиностроения» (ГАПОУ РО «РКТМ») является образовательным учреждением среднего профессионального образования, количество студентов и учащихся суммарно по всем отделениям которого составляло: на 28.04.2015г. до 18 лет - 38,2%; на 01.07.2015г. до 18 лет - 45%; на 06.10.2015г. до 18 лет - 48,9%, на 01.01.2016г. до 18 лет - 47,1%; на 01.02.2016г. до 18 лет - 63%. При этом, работодатель поясняет, что указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии. Вышеуказанная справка представлена работодателем истца и также имеется в материалах пенсионного дела.

Иных справок ГАПОУ РО «РКТМ» за вышеуказанные периоды работы истца в материалах пенсионного дела не содержится.

Таким образом, условия работы истца в спорные периоды времени не отвечают требованиям вышеназванных нормативных актов, предусматривающих возможность зачета в льготный стаж работы в вышеуказанном образовательном учреждении при обучении не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет во всем учебном заведении.

В силу положений ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно статье 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 21.11.1997г., однако, за указанные периоды работы с 07.11.2014 г. по 30.06.2015 г.; с 01.07.2015 г. по 22.10.2015 г.; с 23.10.2015 г. по 31.01.2016 г. в должности мастера производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ» работодателем на истца не представлялись сведения персонифицированного учёта с проставлением кода льготы, страховой стаж и стаж с особыми условиями труда не подтвержден сведениями ПФ.

Таким образом, у суда не имелось оснований для обязания ответчика включить в подсчет специального и страхового стажа истца указанных выше периодов ее работы, так как не были выполнены условия, установленные п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в связи с чем решение суда в указанной части надлежит отменить, в удовлетворении исковых требований в данной части - отказать.

С учетом продолжительности периодов, подлежащих включению в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, на дату обращения истца в пенсионный орган, то есть на 22.10.2015 года соответствующий стаж составил менее 25 лет, поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной пенсии, до возникновения у нее права на пенсионное обеспечение, не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда в части признания решений №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.01.2016 г. и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.07.2017 г. ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в части отказа ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, недействительными и досрочном назначении пенсии с 22.10.2015 года также подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении указанной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 декабря 2017 года в части признания недействительными решений №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 21.01.2016 г. и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.07.2017 г. ГУ УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в части отказа ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязания включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО1 следующих периодов работы: с 07.11.2014 г. по 30.06.2015 г.; с 01.07.2015 г. по 22.10.2015 г.; с 23.10.2015 г. по 31.01.2016 г. в должности мастера производственного обучения ГАПОУ РО «РКТМ» и обязания назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 22.10.2015 года отменить, в отмененной части постановить новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований отказать.

В остальной части решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 апреля 2018 года