ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-580/2013 от 09.04.2013 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Шишмакова Е.В. Дело № 33-580/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола      09 апреля 2013 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Попова Г.В.,

судей Братухина В.В. и Медведевой И.А.,

при секретаре Волковой Т.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 января 2013 года, которым

признан незаконным пункт 24 постановления мэра г.Йошкар-Олы № 3292 от 27 декабря 2006 года о снятии Пуртова Н.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях,

на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность восстановить Пуртова Н.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пуртов Н.Н. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с заявлением к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об оспаривании постановления мэра г. Йошкар-Олы, указанного выше, которым он снят с учета нуждающихся в жилом помещении, также просил восстановить его в списке нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявленных требований указал, что остался без попечения родителей, является социальным сиротой, закрепленного жилого помещения не имел. Постановлением мэра г. Йошкар-Олы № №... от 00.00.00 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот в соответствии пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением мэра г. Йошкар-Олы №№... от 00.00.00 сестре заявителя – Н. было предоставлено на семью из трех человек (брат, дочь) освободившееся жилое помещение – ... квартира по адресу: ... без снятия с очередности.

Впоследствии в связи с изменением административно-территориального деления и передачей пос. П. в Медведевский муниципальный район, постановлением мэра г. Йошкар-Олы №3292 от 27 декабря 2006 года Пуртов Н.Н. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

Решение о снятии с учета полагает незаконным, поскольку указанное выше жилое помещение было предоставлено с нарушением законодательства – о предоставлении квартиры заявитель в установленные сроки не был уведомлен, договор социального найма с ним не заключался, норма предоставления соблюдена не была, согласия на вселение и проживание совместно с сестрой не давал.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Выслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Мякишевой М.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца Шкляева С.Ю., просившего решение суда оставить без изменения, представителя администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Абрамову В.В., оставившую рассмотрение жалобы на усмотрение суда, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ приходит к выводу об отмене решения суда.

Как следует из материалов дела, заявитель Пуртов Н.Н. оспаривает решение органа местного самоуправления - постановление мэра города Йошкар-Олы, такое заявление подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ, поскольку на стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии их с учета, спор о праве на жилое помещение отсутствует, так как фактически жилищные правоотношения еще не возникли и носят публичный характер. В данном случае гражданин оспаривает на соответствие закону постановления о снятии его с жилищного учета, требований искового характера не предъявлял.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что жилое помещение по адресу: ... местом жительства Пуртова Н.Н. не является, доказательства изменения места жительства и выезда для проживания на территорию другого муниципального образования отсутствуют, а также восстановил заявителю срок обжалования постановления о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что социальный сирота Пуртов Н.Н., 00.00.00 года рождения, согласно его заявлению от 00.00.00, постановлением мэра г. Йошкар-Олы №№... от 00.00.00 был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ №159-ФЗ).

На указанном учете с 00.00.00 года состояла также его сестра – Н. 00.00.00 года рождения.

Постановлением мэра г. Йошкар-Олы № №... от 00.00.00 Н. на состав семьи 3 человека (она, брат, дочь) было предоставлено на семью из трех человек освободившееся жилое помещение – ... квартира по адресу: г. Йошкар-Ола, ..., жилой площадью ... кв.м., общей площадью ... кв.м., без снятия с очередности.

00.00.00 Н. был выдан ордер на указанную квартиру, брат Пуртов Н.Н. и дочь Е включены в ордер в качестве членов семьи; в 00.00.00 все названные лица зарегистрированы по месту жительства в предоставленном жилом помещении; предоставление жилого помещения ими не оспаривалось.

В связи с указанным, доводы заявителя о том, что предоставление спорной квартиры с нарушением требований жилищного законодательства не порождает для него правовых последствий, юридически несостоятельны.

По смыслу статьи 55 ЖК РФ гражданам, принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гарантируется возможность произвольного лишения права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В силу положений статьи 20 Гражданского кодекса РФ и статьи 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27).

Однако в соответствии со статьями 3,6 названного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 место жительства физического лица, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.

Из материалов дела также усматривается, что 00.00.00 по месту жительства Пуртова Н.Н. в квартире по адресу: ... была зарегистрирована жена – О, 00.00.00 дочь – С, 00.00.00 сын – М.

Кроме того, Пуртов Н.Н., согласно справке ... сельского поселения постановлением главы администрации данного муниципального образования № №... от 00.00.00 был признан нуждающимся в жилом помещении.

Таким образом, исходя из совокупности юридически значимых обстоятельств - включения заявителя в состав семьи при предоставлении квартиры, регистрации в ней по месту жительства, совершения заявителем юридически значимых действий по регистрации в данном жилом помещении членов его семьи, реализации заявителем своих прав по указанному месту жительства, выводы суда о том, что квартира по адресу: ..., не является местом жительства Пуртова Н.Н., основанный лишь на объяснениях заявителя и показаниях свидетелей Н. о не проживании заявителя по данному адресу, не соответствует обстоятельствам дела и оценке, в соответствии с частями 1-3 статьи 67 ГПК РФ, имеющихся в деле доказательств.

Кроме того, не проживание заявителя по адресу регистрации по месту жительства в Медведевском районе Республики Марий Эл не свидетельствует, что местом его жительства является город Йошкар-Ола. Более того, в заявлении в суд, обращениях в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» заявитель указывал своим местом жительства адрес: ...

Доказательств того, что Пуртов Н.Н. постоянно или преимущественно проживает на территории муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола», в соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, заявителем суду не представлено.

Согласно положениям статей 52, 57 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Положения пункта 1 статьи 8 ФЗ №159-ФЗ также определяют, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.

Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, обеспечения жилой площадью, в том числе лиц из категории детей-сирот, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Марий Эл от 5 июля 2005 года №22-З «Об изменениях в составе сельских поселений Республики Марий Эл и об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл» (далее – Закон № 22-З) поселок П. был передан из административного подчинения муниципального образования городской округ «Город Йошкар-Ола» в состав Медведевского муниципального района.

Следовательно, место жительства Пуртова Н.Н. было отнесено к территории другого муниципального образования – вошло в состав ... сельского поселения Медведевского муниципального района, то есть произошло изменение места жительства заявителя.

Учитывая изложенное, по истечении переходного периода, установленного статьей 8 Закона № 22-З, Пуртов Н.Н. постановлением Мэра г. Йошкар-Олы №3292 от 27 декабря 2006 года (пункт 24) был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Жилищное учетное дело Пуртова Н.Н. было передано в соответствии с актом от 00.00.00 специалисту администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район».

В соответствии с положениям статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.   Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в судебном заседании представителем администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» было заявлено ходатайство о применении судом при вынесении решения срока давности для обращения за защитой нарушенного права.

Разрешая вышеуказанное ходатайство, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, признав уважительными причины пропуска заявителем срока для обращения в суд в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих вручение заявителю решения о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако указанный вывод также сделан судом в противоречии с обстоятельствами дела и имеющимися в деле доказательствами.

О принятом решении о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, с указанием оснований принятого решения, номера и даты вынесенного постановления Пуртову Н.Н. было сообщено 00.00.00 письмом за исходящим № №....

В суд заявитель обратился 20 ноября 2012 года.

Доказательств несвоевременного получения указанного письма Пуртовым Н.Н. суду не представлено.

Выводы суда о несвоевременном уведомлении заявителя, основанные на отсутствии извещения (уведомления) о вручении сообщения от 00.00.00, юридически несостоятельны, поскольку частью 2 статьи 56 ЖК РФ направление решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях заказным письмом с обратным уведомлением не предусмотрено; архивные сроки хранения данных документов на момент обращения заявителя истекли, в связи с чем отсутствовала объективная возможность их представления.

Кроме того, как следует из пояснений Пуртова Н.Н. в судебном заседании 7 декабря 2012 года, о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, передаче жилищного учетного дела в администрацию муниципального образования «Медведевский муниципальный район» он узнал в 00.00.00 годах (л.д. 41).

В обращении в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола», поступившем 00.00.00, в заявлении в суд Пуртов Н.Н. указывает, что неоднократно обращался в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола», администрацию муниципального образования «Медведевский муниципальный район» по вопросу восстановления очередности, постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, восстановления учетного дела, из объяснений представителя Пуртова Н.Н. Шкляева С.Ю. в суде апелляционной инстанции, следует, что указанные обращения имели место в 00.00.00 годах.

Поскольку заявителю стало известно о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении в 00.00.00 годах, иных доказательств уважительности причин пропуска указанного срока им не представлено, суду первой инстанции необходимо было применить положения части 2 статьи 256 ГПК РФ, что также является основанием отказа в удовлетворении заявления Пуртова Н.Н.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Пуртова Н.Н.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 января 2013 года отменить.

Принять по делу по иску Пуртова Н.Н. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в списке нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей новое решение, которым в удовлетворении требований Пуртову Н.Н. отказать.

Председательствующий Г.В. Попов

Судьи В.В. Братухин

И.А. Медведева