БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
33-5810/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 22 ноября 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Харебиной Г.А.,
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Белгородской области Управлению социальной защиты населения Белгородской области, Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным распоряжения, обязании устранить допущенное нарушение законности и принятии нового решения о присвоении звания «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 02 сентября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Правительства Белгородской области и Управления социальной защиты населения Белгородской области - ФИО2, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 награждена Почетной грамотой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии № 198-к от 25.06.2015.
Основываясь на награждении указанной грамотой, 29.07.2015 ФИО1 обратилась в органы социальной защиты населения по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», в чем ей распоряжением Правительства области от 14.09.2015 № 472-рп было отказано.
Дело инициировано иском ФИО1, которая просила признать незаконным распоряжение Правительства Белгородской области от 14.09.2015 № 472-рп в части отказа ФИО1, в присвоении звания «Ветеран труда»; обязать Управление социальной защиты населения Белгородской области, Правительство Белгородской области устранить допущенное нарушение и принять решение о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».
ФИО1 в судебном заседании требования поддержала.
Представители социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа, Управления социальной защиты населения Белгородской области, Правительства Белгородской области представили суду письменные возражения, в которых просили отказать истице в удовлетворении требований.
Решением суда иск отклонен.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене или изменению в апелляционном порядке ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права.
В силу положений ч. 1 ст. 195, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п.п. 1-4 Постановления от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным, принятым при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом относимыми и допустимыми доказательствами, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт не соответствует приведенным требованиям законодательства.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основания для присвоения звания «Ветеран труда» установлены в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», п. 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Согласно правовой позиция Конституционного Суда Российской Федерации такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17.12.2009 № 1588-О-О, от 17.06.2010 № 763-О-О и от 21.04.2011 № 544-О-О).
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 2, 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Губернатора Белгородской области от 09.06.2006 № 81, звание «Ветеран труда» присваивается районным управлением социальной защиты населения следующим категориям граждан, обозначенным в ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»: лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 2.1); лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 2.2).
Основанием для присвоения звания «Ветеран труда» для лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, являются следующие документы:
- паспорт (или документ, удостоверяющий личность заявителя обратившегося и его место жительства на территории Белгородской области);
- удостоверение к орденам или медалям либо почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации, нагрудным и почетным знакам (значкам), почетным званиям; почетные грамоты и благодарности руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации;
- для граждан трудоспособного возраста - справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин);
- для граждан, достигших пенсионного возраста, органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов запрашивают данную справку в районных управлениях Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) по Белгородской области;
- трудовую книжку или копию трудовой книжки, заверенную отделом кадров;
- граждане, получающие пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации (ФСИН, ФССП), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ранее - КГБ СССР), Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы (ранее - Государственный таможенный комитет), Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, представляют в орган социальной защиты населения по месту жительства справку о стаже с наличием: выслуги лет в вышеперечисленных органах, трудового стажа (гражданского), общего трудового стажа.
Этим же постановлением утвержден Перечень наград и ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Между тем, положения указанного постановления Губернатора Белгородской области, определяя перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», ограничивают (сужают) по сравнению с Федеральным законом «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено такое звание, поскольку исключают значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось федеральными службами, имевшими установленные законодательством полномочия принимать такие решения.
В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания «Ветеран труда» лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Однако понятие «продолжительный добросовестный труд» конкретизируется, в частности, в п. 2 ч. 1 ст. 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, то есть получение награды за основную трудовую деятельность гражданина.
Положения Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержат нормативно-определенного понятия «ведомственный знак отличия в труде».
Однако, правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 вышеуказанного закона указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.
Судом установлено, что ФИО1 25.06.2015 в период работы в Федеральном бюджетном учреждении «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Белгородской области» работала в должности инженера по метрологии награждена Почетной грамотой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Общий трудовой стаж ФИО1 составляет более 40 лет, что подтверждается справкой ФБУ «Белгородский ЦСМ» от 21.07.2015 № 13.
Основываясь на награждении указанной почетной грамотой, 29.07.2015 ФИО1 обратилась в органы социальной защиты населения по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», в чем ей распоряжением Правительства области от 14.09.2015 № 472-рп было отказано.
16.09.2015 Управлением социальной защиты населения Белгородской области в адрес истица направлено уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и разъяснено, что Почетная грамота Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии не учитывается при присвоении звания «Ветеран труда».
В связи с внесенными комиссией предложениями, принято распоряжение Правительства области от 14.09.2015 № 472-рп, согласно которому ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
Постанавливая решение об отказе в удовлетворении иска и указывая на отсутствие правовых оснований для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда», суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» и Постановление губернатора Белгородской области от 09.06.2006 № 81, определившее порядок присвоения данного звания на территории области.
При этом суд, не отрицая наличие у истицы требуемого стажа трудовой деятельности, полагал, что представленные ей документы не подтверждают факта награждения ведомственным знаком отличия в труде.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны без учета всех исследованных доказательств, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при неправильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению для разрешения спора.
В соответствии с п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. Как следует из п.п. 1, 2, 3 Положения о Почетной грамоте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 48) Почетная грамота Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Почетная грамота) является поощрением за заслуги в развитии Российских систем технического регулирования и измерений. Почетной грамотой награждаются работники предприятий, организаций и центрального аппарата Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также работники других министерств и ведомств, имеющих заслуги в областях, упомянутых в п. 1 настоящего Положения.
Награждение Почетной грамотой производится приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Отсутствие в данном приказе формальной ссылки на слово «ведомственная», не может свидетельствовать о том, что Почетная грамота не является ведомственным знаком отличия в труде.
К тому же, Почетная грамота Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, включена под кодом 7757 в перечень ведомственных наград федеральных органов исполнительной власти, содержащийся в «ОК 018-2014. Общероссийский классификатор информации о населении» (принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2019-ст).
В соответствии со ст. 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.
Согласно прецедентной практике Европейского Суда по правам человека (дело Маркина против России и др.) всякое различие в обращении по любому признаку равнозначно нарушению ст. 14 Конвенции: различие в обращении является дискриминационным, если оно не имеет объективного и разумного обоснования; другими словами, если оно не преследует правомерную цель или если отсутствует разумное отношение соразмерности между используемыми средствами и искомой целью.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление от 22.10.2009 № 15-П, Определение от 29.10.2009 № 1106-О-О и др.).
Как следует из представленных истицей дополнительных доказательств, Правительством Белгородской области 26.09.2011 выдано удостоверение «Ветерана труда» №П. В.М., награжденной Почетной грамотой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в связи с проведением Всемирного дня метрологии и за большой вклад в развитие обеспечения единства измерений.
В рассматриваемом случае ответчик не представил доказательств того, что существует объективное и разумное обоснование различия в обращении между истицей и П. В.М. в предоставлении им права на присвоение звания «Ветеран труда» при аналогичных обстоятельствах.
При изложенных обстоятельствах, когда имелись основания для признания за истицей права на присвоение звания «Ветеран труда», постановленное решение подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 02 сентября 2016 г. по делу по иску ФИО1 к Правительству Белгородской области Управлению социальной защиты населения Белгородской области, Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным распоряжения, обязании устранить допущенное нарушение законности и принятии нового решения о присвоении звания «Ветеран труда» отменить.
По делу принять новое решение, которым признать незаконным распоряжение Правительства Белгородской области от 14.09.2015 № 472-рп об отказе ФИО1 в присвоении звания « Ветеран труда». Признать право за ФИО1 на присвоение звания «Ветеран труда».
Председательствующий
Судьи