ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5819 от 29.08.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Ершов А.А. Дело № 33-5819

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2017 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Кучминой А.А.,

судей Филатовой В.Ю., Озерова А.Ю.,

при секретаре Силенко О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Е.В., Корягиной В.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» о признании действий по начислению задолженности за потребленный газ незаконными, обязании аннулировать задолженность, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Кузнецовой Е.В., Корягиной В.А. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 15 мая 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения Кузнецовой Е.В., Корягиной В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саратов» Калягиной А.П., действующей на основании доверенности от <дата>, возражавшей против удовлетворения исковых требований и доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Кузнецова (Хаки) Е.В., Корягина В.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Газпром межрегионгаз Саратов» о признании действий по начислению задолженности за потребленный газ незаконными, обязании аннулировать задолженность, взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования обоснованы тем, что Кузнецовой Е.В. принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Истец Корягина В.А., являясь членом семьи собственника, проживает и зарегистрирована в указанном жилом доме.

23 апреля 2014 года сотрудниками ООО «Тепло-Газ» в данном домовладении произведен монтаж и установка прибора учета газа марки СГТ-3Т-G6, 2014 года выпуска, который в тот же день ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» введен в эксплуатацию.

После установки заводского счетчика сотрудниками ответчика производился осмотр газового оборудования с выдачей по результатам осмотра акта обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения, какие-либо претензии к установленному прибору учета потребленного газа отсутствовали.

Вместе с тем после проведения обследования газового хозяйства в принадлежащем истцу домовладении сотрудниками ответчика составлен акт от 03 ноября 2016 года о выявленном нарушении - отсутствии оттиска клейма поверителя на опломбировочной чаше счетного механизма, в связи с чем ответчиком произведено начисление платы за пользование природным газом по нормативам потребления с 03 мая 2016 года.

Кузнецова Е.В. неоднократно обращалась к ответчику с письмами о несогласии с результатом проверки, направляла письмо заводу-изготовителю прибора учета с просьбой сообщить о причинах отсутствия оттиска клейма на вышеуказанном приборе учета.

09 декабря 2016 года в присутствии представителя ответчика прибор учета был демонтирован и установлен новый.

По результатам проведенной по инициативе Кузнецовой Е.В. ФБУ «Саратовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» независимой трассологической экспертизы, указанный счетчик признан годным к использованию для определения потребляемого объема газа.

Также по заявлениям Кузнецовой Е.В. прокуратурой Саратовской области и управлением Роспотребнадзора по Саратовской области проведены проверки правомерности начисления платы за газоснабжение по нормативам начисления, по результатам которых установлено отсутствие факта безучетного потребления газа истцом.

Вместе с тем ответчик отказал в произведении перерасчета платы за газ с использованием показаний прибора учета в спорный период.

Истцы просили суд признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» по начислению задолженности за поставленный природный газ за период с 03 мая 2016 года по 23 декабря 2016 года в размере 30096 руб. 73 коп., возложить на ответчика обязанность аннулировать данную задолженность, взыскать в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по 10000 руб. в пользу каждой.

Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 15 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Кузнецова Е.В., Корягина В.А. просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывают на ненадлежащее оформление акта обследования газового хозяйства от 23 апреля 2014 года. Ссылаются на непроведение проверки 19 августа 2015 года, в связи с чем считают поддельным представленный акт проверки. Полагают, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам. Считают, что законом допускается нанесение оттиска клейма поверителя на средство измерения или техническую документацию, которые имеются на счетчике и в паспорте. По мнению авторов жалобы, выводы суда первой инстанции о выходе прибора учета из строя не соответствуют проведенной ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области» проверке. Полагают необоснованными выводы суда о законности начисления платы за шесть месяцев, учитывая, что п. 81.11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, предусматривает выполнение перерасчета не более чем за три месяца, предшествующих данной поверке прибора учета. Указывают, что истцами использован прибор учета, внесенный в государственный реестр средств изменений и допущенный к применению в Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» указывает на законность и обоснованность решения суда, в связи с чем просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кузнецова Е.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и абонентом ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» в связи с использованием природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд. В указанном домовладении проживает и зарегистрирована Корягина В.А, что подтверждается сведениями из домовой книги и ответом УМВД России по Саратовской области.

В связи с использованием природного газа на имя Кузнецовой Е.В. открыт лицевой счет . Общая отапливаемая площадь дома по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м.

19 марта 2014 года сотрудниками ООО «Тепло-Газ» в принадлежащем Кузнецовой Е.В. домовладении был произведен монтаж и пуск газа на следующие газовые приборы: плита газовая ПГ-4 (вновь); котел газовый АГВ-80 (вновь); бытовой газовый счетчик СГД-ЗТ-G6 (вновь вне помещения), заводской номер , пломбой BG , с показаниями 00000, дата выпуска 01.2014 года, что подтверждается нарядом от <дата> (л.д. 53).

Учет потребляемого истцам газа осуществлялся по индивидуальному прибору учета газа СГД-ЗТ-G6 с заводским номером 4462429, 2014 года выпуска, изготовленного ОАО «Минский механический завод им. С.И. Вавилова управляющая компания холдинга «БелОМО».

Как следует из акта обследования (инвентаризации) газового хозяйства от 24 апреля 2014 года сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» произведена опломбировка указанного прибора учета после замены, какие-либо замечания относительно прибора учета в акте отсутствуют (л.д. 52).

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения спора истцами требования об оспаривании указанного акта обследования не заявлялись, в связи с чем не были предметом проверки суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем оформлении данного акта, не влияют на законность и обоснованность решения суда и не влекут его отмену.

Из представленного в материалы дела акта обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения от 19 августа 2015 года следует, что сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» проводилось обследование прибора учета газа, установленного по адресу: <адрес>. В результате проверки сняты контрольные показания, счетчик проверен на работоспособность, неисправностей не выявлено (л.д. 151).

Доказательств обратного, в том числе отсутствия факта проведения проверки, истцами в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено, в связи с чем, учитывая наличие в указанном акте подписи абонента, доводы апелляционной жалобы в данной части являются необоснованными.

Из представленного в материалы дела акта обследования газового хозяйства населения от 03 ноября 2016 года следует, что при проведении проверки газового оборудования в принадлежащем Кузнецовой Е.В. жилом доме установлено отсутствие оттиска клейма поверителя в опломбировочной чаше отсчетного устройства, целостность пломб не нарушена.

15 ноября 2016 года ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» в адрес Кузнецовой Е.В. направлено письмо с указанием о выявлении в результате проверки отсутствия оттиска клейма и разъяснено, что определение объема потребленного газа будет осуществляться в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки, но не более чем за 6 месяцев. 02 декабря 2016 года истцам направлена претензия об имеющейся задолженности за газ в размере 25906 руб.

Согласно представленному ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» расчету задолженности, начисление платы за потребленный газ с 03 мая 2016 года производится в соответствии с п. 28 Правил поставки газа, в связи с установлением факта повреждения пломбы.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 ст. 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

На основании ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 154 ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющим соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно ст. 548 ГК РФ, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ).

Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (ст. 8).

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в части прав и обязанностей сторон, порядка и условий исполнения договора, определения объема потребления газа и расчета размера платы за газ, порядка и условий приостановления газа и проведения проверок газового оборудования распространяются на всех абонентов, включая тех, которые до 09 августа 2008 года пользовались услугами газоснабжения на условиях публичного договора.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (далее – Правила поставки газа), которые вступили в силу 09 августа 2008 года.

Пунктом 12 Правил поставки газа установлено, что обязанность по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа лежит на заявителе, если иное не установлено договором.

Как следует из п. 21 Правил поставки газа абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.

Согласно п. 23 Правил поставки газа поставщик газа вправе при проведении проверок посещать помещения, где установлены указанные приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения проверки; осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пп. 28, 30 и 31 настоящих Правил.

В соответствии с пп. 24, 25 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю проверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной проверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Как следует из п. 27 Правил поставки газа определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю проверку.

Вместе с тем согласно п. 28 Правил, в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подп. «б» п. 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года, предусмотрено, что пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения. А также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту.

Таким образом, на истцах, как собственнике и пользователе газового оборудования, лежит обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния средств измерения - счетчика газа.

В целях установления правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности, содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу принят Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Согласно ч. 2 ст. 1 указанный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

В силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Частями 1, 4 ст. 12 указанного Федерального закона установлено, что тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. На каждый экземпляр средств измерений утвержденного типа, сопроводительные документы к указанным средствам измерений и на сопроводительные документы к стандартным образцам утвержденного типа наносится знак утверждения их типа. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения этого знака в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции средства измерений не позволяют нанести этот знак непосредственно на средство измерений, он наносится только на сопроводительные документы.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Как следует из ч. 4 указанной статьи результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

В соответствии с п. 22 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 февраля 1998 года № 162, учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2013 года № 961 утверждены Правила учета газа, которыми устанавливаются порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями (п. 1.1).

Согласно п. 1.4 Правил учета газа их действие распространяется на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.

Пунктами 1.6-1.8 Правил учета газа установлено, что средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.

Как следует из положений п. 2.10 Правил учета газа при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.

При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями. Учет количества природного газа, реализуемого населению, осуществляется средствами измерений в условиях их применения (п. 3.9, 3.10 Правил учета газа).

В соответствии с п. 2.1 Правил по метрологии «Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма», утвержденного приказом Госстандарта РФ от 26 ноября 2001 года № 477, действовавших на момент установки измерительного прибора, поверительные клейма представляют собой знак, нанесенный на средство измерений, дополнительные устройства и (или) техническую документацию и удостоверяющий, что проверка средства измерений проведена с удовлетворительными результатами, а также для защиты, при необходимости, средств измерений от любого несанкционированного доступа, включая регулировочные (котировочные) устройства.

Поверительное клеймо должно иметь четкий рисунок, который сохраняется на протяжении всего межповерочного интервала применительно к условиям, в которых эксплуатируется то или иное средство измерений (п. 2.3 указанных Правил).

В соответствии с Порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным Приказом Госстандарта РФ от 18 июля 1994 года № 125, действовавшим на момент изготовления и установки прибора учета в домовладении истца, его действие распространяется на средства измерений при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации, продаже и прокате, подлежащие применению и применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и устанавливает требования к организации и порядку проведения поверки средств измерений.

Пунктом п. 1.1 Порядка установлено, что поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

Согласно п. 1.2 Порядка средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

В силу п. 1.7 Порядка результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению. Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается «Свидетельство о поверке». Поверительные клейма наносят на средства измерений во всех случаях, когда конструкция средств измерений не препятствует этому и условия их эксплуатации обеспечивают сохранность поверительных клейм в течение всего межповерочного интервала.

Если особенности конструкции (или условия эксплуатации) средств измерений делают невозможным нанесение на них поверительных клейм, то поверительные клейма наносят на паспорт или формуляр средств измерений.

Если средство измерений по результатам поверки признано непригодным к применению, поверительное клеймо гасится, «свидетельство о поверке» аннулируется, выписыается «извещение о непригодности» или делается соответствующая запись в технической документации.

В целях предотвращения доступа к узлам регулировки или элементам конструкции средств измерений, при наличии у средств измерений мест пломбирования, на средства измерений устанавливаются пломбы, несущие на себе поверительные клейма.

Пунктом 2.14 Порядка установлено, что поверительные клейма считают поврежденными, если без применения специальных средств невозможно прочитать нанесенную на них информацию; пломбы, несущие на себе поверительные клейма, считают поврежденными, если без применения специальных средств невозможно прочитать нанесенную на них информацию, а также если они не препятствуют доступу к узлам регулировки средств измерений или внутренним элементам их устройства.

В настоящее время действует Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от 02 июля 2015 года № 1815. Данный порядок поверки средств измерений содержит аналогичные приведенному выше порядку требования к проведению поверки.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, конструкция счетчика газа имеет пломбировочную чашу и предусматривает установку на прибор учета оттиска клейма поверителя.

Из изложенных выше норм права следует, что знак поверки на средство измерения наносится во всех случаях, когда конструкция такого средства не препятствует этому, отсутствие оттиска клейма поверителя на приборе учета должно быть зафиксировано соответствующей записью или отметкой.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что конструкция установленного в домовладении, принадлежащему Кузнецовой Е.В., прибора учета предусматривает установку оттиска клейма поверителя, в паспорте на счетчик газа, а также акте, составленном ответчиком до установления факта отсутствия на средстве измерения оттиска клейма поверителя, какой-либо информации, свидетельствующей о повреждении либо отсутствии оттиска клейма поверителя, не имеется.

Согласно представленному истцами ответу, выданному ОАО «Минский механический завод им. С.И. Вавилова - управляющая компания холдинга «БелОМО» после приемки счетчиков газа СГД-3Т госповеритель делает соответствующие пометки в паспорте, ставит оттиск поверительного клейма на мастике, защищающей винт крепления счетного механизма, и затем наносит клеймо-наклейку на крышку счетного механизма.

Кроме того, из ответа ОАО «Минский механический завод им. С.И. Вавилова управляющая компания холдинга «БелОМО» от 09 декабря 2016 года, направленного во исполнение запроса ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» следует, что для защиты от несанкционированного вмешательства в работу механизма счетчика газа СГД-3Т после его изготовления и приемки ТОК на счетчик устанавливаются защитные пломбы. Далее счетчик газа проходит государственную поверку представителями Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ). После поверки счетчика госповеритель производит идентификацию свидетельства о приемке, которая включает соответствующие отметки в паспорте на счетчик газа и оттиски поверительного клейма, который ставится на мастику, закрывающую головку винта крепления крышки счетного механизма.

Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции свидетель ФИО9, являющийся руководителем организации, осуществлявшей работы по замене средства измерения в домовладении, принадлежащем Кузнецовой Е.В., пояснил, что до установки и ввода газового счетчика в эксплуатацию в силу своих должностных обязанностей сотрудник проверяет соответствие прибора учета предъявляемым требованиям, в том числе наличие или отсутствие оттиска клейма поверителя. При отсутствии данного клейма или выявления иных причин несоответствия средства измерения предъявляемым требованиям, оно не допускается в эксплуатацию, поскольку используется на опасных объектах. Также пояснил, что после установки прибора учета сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» осуществляется опломбирование данного прибора учета, в рамках выполнения данных работ производится проверка соответствия средства измерения требованиям, установленным действующим законодательством.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у судебной коллегии не имеется, поскольку свидетель предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и не является лицом, заинтересованным в исходе дела.

Как следует из материалов дела, производителем счетчика газа, установленного в домовладении, принадлежащем Кузнецовой Е.В., является Республика Беларусь.

Участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь, утверждено Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии со ст. 3 данного Соглашения сторонами соглашения проводится согласованная политика в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности по следующим направления: принятие общих правил проведения работ по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности, представляющих собой межгосударственный интерес; взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и каблировки средств измерений; взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, каблировочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кроме того, в соответствии с пп. 1.4 Порядка, поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

В перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями относятся средства измерения, применяемые для осуществления торговли и товарообменных операций, выполнение работ по расфасовке товаров.

В соответствии с п. 4.1 ранее действовавших Правил по метрологии «Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительные клейма», утвержденных Приказом Госстандарта РФ от 26 ноября 2001 года № 477, поверительные клейма, подтверждающие или аннулирующие результаты поверки, применяют сотрудники органов ГМС, ГНМЦ или метрологической службы юридического лица, аккредитованной на право поверки, аттестованные в качестве поверителей в порядке, установленном Госстандартом России.

Как следует из описания типа средства измерения, являющегося приложением к свидетельству об утверждении типа средств измерений, установленный у истцов прибор учета газа, предусматривает по своим техническим характеристикам наличие места пломбирования и относится к области применения – осуществление торговли и товарообменных операций, что свидетельствует о проведении поверки данных счетчиков газа аккредитованной организацией.

Из изложенного следует, что поверка приборов учета производится не заводом-изготовителем, а уполномоченной на то организацией, в данном случае Белорусским государственным институтом метрологии (БелГИМ) в соответствии с установленными правилами и методиками, предусматривающими проставление клейма поверителя на средстве измерения.

В соответствии с положениями п. 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.

Таким образом, наличие клейма поверителя на приборе учета подтверждает как его соответствие предъявляемым требованиям, так и защищает прибор учета от несанкционированного доступа в механизм и нарушение знака поверки свидетельствует о неисправности прибора учета, вне зависимости от наличия на приборе учета иных неповрежденных пломб и отсутствия вмешательства в его работу.

Доводы апелляционной жалобы в той части, что в соответствии с установленным порядком действия по нанесению поверительного клейма являются альтернативными и могут быть выполнены как на средстве измерения, так и содержатся в технической документации, в которой и отражена такая информация, не являются основанием для отмены решения суда и удовлетворения исковых требований, учитывая содержание п. 1.7 Порядка, согласно которому поверительные клейма наносят на средства измерений во всех случаях, когда конструкция средств измерений не препятствует этому и условия их эксплуатации обеспечивают сохранность поверительных клейм в течение всего межповерочного интервала. Доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для нанесения клейма на средство измерения, истцами не представлено. Согласно п. 4.5 паспорта, выданного на счетчик газа, счетчик опломбирован. Из содержания паспорта не следует, что на нем отсутствуют оттиск клейма поверителя, либо имеются препятствия для его нанесения. Кроме того, ни наряд, выданный ООО «Тепло-Газ», ни акт обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения от 23 апреля 2014 года также не содержат сведений об отсутствии оттиска клейма поверителя на средстве измерения.

Не может служить основанием для отмены решения суда и ссылка на ответ, предоставленный ОАО «Минский механический завод им. С.И. Вавилова управляющая компания холдинга «БелОМО» о наличии проблем, связанных с четкостью нанесения и сохранения оттиска поверительного клейма, поскольку данный ответ не имеет отношения к конкретному средству измерения, установленному у истцов, и указывает о необходимости при вводе таких приборов в эксплуатацию внесения соответствующей записи, фиксирующей состояние поверительного клейма и остальных пломб, что является основанием при последующих проверках фиксировать нарушения, проявившиеся после ввода в эксплуатацию. Вместе с тем, как указывалось выше, ни в одном из имеющихся в деле доказательств записи фиксирующей состояние поверительного клейма, свидетельствующей о невозможности прочитать оттиск поверительного клейма либо его нечетком нанесении, не имеется.

С учетом изложенного выше, объем потребленного газа рассчитан ответчиком исходя из положений п. 28 Правил, в связи с чем доводы жалобы, направленные на оспаривание расчета задолженности, являются необоснованными.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из изложенных выше норм права и обстоятельств дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства и дав им надлежащую оценку (ст. 67 ГПК РФ), установив отсутствие оттиска клейма поверителя на приборе учета газа, о чем поставщик газа не был уведомлен истцами, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия, исходя из изложенных выше норм права и обстоятельств дела, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к иной оценке обстоятельств дела и представленных доказательств, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в решении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы суд первой инстанции не принял, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении таких мотивов. Доводы жалобы не опровергают выводов суда по существу спора, не содержат указаний на новые обстоятельства и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, поэтому не могут являться основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 15 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Е.В., Корягиной В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: