ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5821 от 18.06.2015 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Прошин В.Б. Дело № 33 – 5821

Докладчик Жуленко Н.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе председательствующего Жуленко Н.Л.,

судей Фатьяновой И.П., Чёрной Е.А.,

с участием прокурора Волковой А.Г.,

при секретаре Ивлевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуленко Н.Л.

гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Центрального района г. Кемерово на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 03 февраля 2015 года

по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Кемерово к МБДОУ №149 «Детский сад общеразвивающего вида» о признании действий незаконными, признании недействующим пункта приказа,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ №149 «Детский сад общеразвивающего вида» о признании действий незаконными, признании недействующим пункта приказа.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры области о проведении проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере образования проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении дополнительных платных образовательных услуг в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида» (далее по тексту - МБДОУ № 149).

Установлено, что приказом от 01.10.2014г. заведующей МБДОУ утвержден перечень платных дополнительных образовательных услуг с указанием их стоимости.

Так, Пунктом 6 приказа заведующей МБДОУ от 01.10.2014г. установлена стоимость одного часа занятий по платным дополнительным развивающим услугам в размере <данные изъяты>

Указанное положение приказа противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

МБДОУ № 149, согласно п. 2.1 Устава, является муниципальным бюджетным учреждением.

Действующее федеральное законодательство не предусматривает право муниципального бюджетного учреждения на установление тарифов на оказываемые платные услуги самостоятельно.

В соответствии со ст. 10 Устава г. Кемерово, принятого Кемеровским Городским Советом Народных Депутатов 24.06.2005, структуру органов городского самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования - Кемеровский городской Совет народных депутатов; Глава муниципального образования - Глава г. Кемерово; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация г. Кемерово; контрольный орган муниципального образования - контрольно - счетная палата г. Кемерово.

В силу п. 1, пп. 21 п. 2 ст. 28 Устава г. Кемерово Городской Совет является выборным коллегиальным представительным органом муниципального образования, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города. К полномочиям городского Совета относится, в том числе, установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами городского Совета.

Как следует из ч. 1 ст. 29 Устава г. Кемерово, Городской Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, принимает решения нормативного и ненормативного характера.

В соответствии с п. 5.1 Постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.02.2006 №323 «О Порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений» Глава г. Кемерово принимает решение об установлении (изменении) тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Тарифы на платные услуги, оказываемые МБДОУ № 149, могут быть установлены только постановлением администрации г. Кемерово, поскольку указанные правоотношения относятся к вопросам местного значения в силу п. 6 ст. 43 Федерального закона №131-Ф3.

31.10.2014г. прокуратурой района заведующей МБДОУ принесен протест на незаконное положение приказа, однако в установленном ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест прокуратуры района образовательным учреждением рассмотрен, незаконный приказ не отменен.

Ссылка на то, что приказ является не противоречащим закону, несостоятельна, поскольку МБДОУ не относится к органам местного самоуправления, тем самым принятие подобного приказа является превышением должностных полномочий.

21.11.2014г. в прокуратуру района поступил ответ заведующей МБДОУ № 149, согласно которому п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», платные образовательные услуги заказываются физическими и (или) юридическими лицами на основании договора, однако указанное положение Правил не регламентировано указанным пунктом Правил.

Кроме того, согласно п. 12 Правил договор заключается в простой письменной форме и содержит сведения о полной стоимости образовательных услуг, порядок их оплаты. При этом, п.п. 7, 8 Правил организации, осуществляющей образовательную деятельность и предоставляющей платные образовательные услуги, предоставлено право снизить или увеличить стоимость платных образовательных услуг по договору в установленном порядке.

При этом, в соответствии с п.п. 9, 10 Правил образовательная организация до заключения договора и в период его действия обязана предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).

Таким образом, несогласие образовательной организации с доводами протеста прокурора района в части осуществления незаконных действий образовательной организации по установлению стоимости платных образовательных услуг не основано на Законе и не опровергнуто надлежащим образом со ссылками на нормы действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, прокурор полагает, что указанное положение приказа по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным образовательным учреждением, является незаконным в силу вышеизложенных обстоятельств.

В связи с чем, просит суд признать действия МБДОУ № 149 по изданию п. 6 Приказа № 1 от 01.10.2014г. «Об оказании дополнительных образовательных услуг воспитанникам в 2014/2015 учебном году», утвержденного заведующей образовательного учреждения, незаконными. Признать недействующим п. 6 Приказа № 1 от 01.10.2014г. «Об оказании дополнительных образовательных услуг воспитанникам в 2014/2015 учебном году МБДОУ № 149», утвержденного заведующей образовательного учреждения.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 03 февраля 2015 года постановлено:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Кемерово к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» о признании действий МБДОУ по изданию п. 6 Приказа от 01.10.2014 «Об оказании дополнительных образовательных услуг воспитанникам в 2014/2015 учебном году», утвержденного заведующей образовательного учреждения, незаконными, а также о признании недействующим п. 6 Приказа от 01.10.2014 «Об оказании дополнительных образовательных услуг воспитанникам в 2014/2015 учебном году МБДОУ № 149», утвержденного заведующей образовательного учреждения - оставить без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурор Центрального района г. Кемерово просит решение суда отменить. Указывает, что отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд ссылается на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», позицию экспертов высшей школы экономики, изложенную на сайте http://273-фз.рф «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», позицию Департамента образования и науки <адрес> и приходит к выводу о наличии у образовательного учреждения права, а также обязанности на определение стоимости платных образовательных услуг.

Вместе тем данные выводы суда являются несостоятельными и противоречат законодательству, поскольку ст. 54 Федерального закона №273-ФЗ, п.п. 9, 10, 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706, не предусмотрено право, тем более, обязанность организации, осуществляющей образовательную деятельность, по установлению тарифов на оказываемые платные образовательные услуги самостоятельно.

Также является недопустимой ссылка суда на позицию экспертов высшей школы экономики, изложенной на сайте «Реализация Федерального закона № 273-ФЗ» и письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 20.10.2014 № 6375/04, поскольку данные документы не являются нормативно-правовыми актами, носят рекомендательный характер и не имеют какого-либо правового значения для разрешения спора по существу.

Относительно апелляционного представления Администрацией г. Кемерово поданы возражения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав прокурора Волкову А.Г., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителей администрации г. Кемерово ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей от 24.12.2014 года сроком до 31.12.2015 года, возражавших против доводов представления и просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района г. Кемерово по поручению прокуратуры Кемеровской области о проведении проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере образования, в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» была проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении дополнительных платных образовательных услуг.

В ходе проверки было установлено, что приказом № 1 от 01.10.2014г. заведующей МБДОУ № 149, утвержден перечень платных дополнительных образовательных услуг с указанием их стоимости. Так, пунктом 6 приказа № 1 заведующей МБДОУ от 01.10.2014г. установлена стоимость одного часа занятий в изобразительной студии «Маленький художник» в размере 120 рублей.

Прокурор полагает, что указанное положение приказа противоречит действующему законодательству, т.к. тарифы на платные услуги, оказываемые МБДОУ № 149, могут быть установлены только постановлением администрации г. Кемерово, поскольку указанные правоотношения относятся к вопросам местного значения в силу п. 6 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ.

31.10.2014г. прокуратурой Центрального района г. Кемерово заведующей МБДОУ принесен протест на указанное положение приказа.

21.11.2014г. в прокуратуру района поступил ответ заведующей МБДОУ о том, что в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. № 706, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация имеет право самостоятельно определять стоимость платных образовательных услуг, а также в установленном порядке изменять эту стоимость. Полагает, что пункт 6 приказа № 1 от 01.10.2014 года не противоречит действующему законодательству и необходимость его отмены отсутствует.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, исходя из установленных обстоятельств дела, пришел к выводу о законности действий МБДОУ № 149, а также изданного заведующей учреждения пункта 6 приказа № 1 от 01.10.2014 года, и отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, положения Федерального закона № 131-ФЗ применяются, если не предусмотрен иной, закрепленный федеральным законом, порядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статьей 101 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено:

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Согласно ч. 5. ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации обеспечивают открытость и доступность документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

Согласно ч. 3-5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Согласно частям 9, 10 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации, примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, утверждены Правила оказания платных образовательных услуг.

Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 (далее – Правила), организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Согласно п. 6 Правил, исполнитель (организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся) обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора.

В соответствии с п. 12 Правил договор заключается в простой письменной форме и содержит, в том числе, сведения о полной стоимости образовательных услуг, порядке их оплаты.

Согласно п. 10 Правил Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 2.1.3. Примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 13.01.2014г. № 8, исполнитель (образовательная организация) вправе устанавливать и взимать с заказчика плату за дополнительные образовательные услуги.

Таким образом, примерной формой договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования закреплено право образовательного учреждения устанавливать плату за дополнительные образовательные услуги.

Аналогичное положение закреплено в Приказе Минобрнауки РФ от 20.12.2010 N 1898 "Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания". Согласно пункту 4 Порядка, учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В ранее действовавших до 01 сентября 2013 года Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505, в отношении определения стоимости образовательных услуг говорилось, что она должна определяться в договоре по соглашению сторон, а по требованию потребителя (заказчика) на оказание услуги должна составляться смета, которая в этом случае является частью договора.

Новые Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706, устанавливают, что исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

Также в Правилах говорится о возможности увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, за образовательными учреждениями закреплено право на издание локальных актов, которые утверждают, изменяют установленную стоимость платных образовательных услуг.

Доводы прокурора о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению общие нормы, закрепленные в Федеральном законе № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" судебная коллегия отклоняет, поскольку в период действия данного федерального закона действовали и действуют на настоящее время специальные Правила, которые устанавливают порядок определения стоимости платных образовательных услуг. До 01 сентября 2013 года стоимость услуги определялась по соглашению между заказчиком и образовательным учреждением, в настоящее время – возможность закрепления размера платы в локальном акте государственного или муниципального учреждения.

Кроме того, необходимо отметить следующее.

Вступившим в законную силу 01.01.2011 Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" дополнен статьями 9.1, 9.2, согласно которым государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Согласно пункту 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Что касается бюджетных образовательных учреждений, порядок определения платы закреплен уже указанным выше Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 N 1898, где закреплено право учреждения самостоятельно утверждать размер платы на оказываемые им платные услуги.

Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение создано в форме бюджетного учреждения. Учредителем МБДОУ является муниципальное образование – город Кемерово. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией города Кемерово.

В соответствии с Уставом МБДОУ предметом деятельности данного учреждения является реализация основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования в соответствии с Уставом и муниципальным заданием, а также присмотр и уход за воспитанниками.

В качестве основного вида деятельности МБДОУ осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности в соответствии с целями учреждения, ради которых оно создано при условии, что такая деятельность указана в Уставе.

Для достижения уставных целей учреждение имеет право привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств для материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений.

В соответствии с пунктом 5.15 Устава МБДОУ учреждение в соответствии со своими уставными целями, потребностями семьи, сверх установленного муниципального задания оказывает платные образовательные услуги, на основе договора с физическими и юридическими лицами, согласно действующему законодательству и настоящему Уставу. В перечне платных услуг, среди прочих, указана программа по изобразительной деятельности «Маленький художник».

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из муниципального бюджета города Кемерово в соответствии с муниципальным заданием, имущество, закрепленное учредителем, плата за присмотр и уход за детьми, добровольные взносы и пожертвования, а также доход, полученный в результате оказания платных услуг (п. 8.7 Устава).

В компетенцию руководителя муниципального учреждения входит издание приказов (п. 7.7.3 Устава).

Как было установлено судом первой инстанции и следует из пояснений представителей администрации города Кемерово в суде апелляционной инстанции, учредителем МБДОУ – администрацией города Кемерово на момент рассмотрения спора не принято решение об установлении (изменении) тарифов на образовательные платные услуги, оказываемые муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями, в частности МБДОУ

Размер платы за услугу по программе по изобразительной деятельности «Маленький художник» установлен локальным нормативным актом учреждения.

Согласно позиции департамента образования и науки Кемеровской области, изложенной в письме от 20.10.2014 № 6375/04, в пункте 4 приложения два, при оказании платных услуг учреждение вправе самостоятельно утверждать размер стоимости своих платных образовательных услуг и цену продукции собственных учебных мастерских.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В рамках настоящего спора, как указано в исковом заявлении, прокурор обращается с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Прокурор вне зависимости от формы его участия в деле должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Предметом доказывания по данному делу является совокупность следующих оснований: соответствие (несоответствие) оспариваемого пункта приказа муниципального учреждения закону или иному нормативному правовому акту; наличие (отсутствие) факта нарушения оспариваемым пунктом приказа прав и законных интересов граждан, общества или государства.

Между тем прокурор Центрального района города Кемерово в рамках рассматриваемого дела не представил доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Как следует из пояснений представителей администрации города Кемерово, оспариваемым пунктом 6 приказа № 1 от 01.10.2014 года, каких-либо нарушений прав данного органа местного самоуправления не допущено.

Кроме того, учитывая, что приказ № 1 от 01.10.2014 года издан руководителем МБДОУ в пределах видов деятельности, определенных учредителем в уставе учреждения, действующее законодательство не содержит прямого запрета на определение муниципальным образовательным учреждением стоимости образовательных платных услуг, муниципальный орган власти – администрация города Кемерово, выполняющая функции и полномочия учредителя учреждения, размер стоимости платных образовательных услуг для МБДОУ не установила, соответственно отсутствует коллизия нормативных актов, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий МБДОУ по изданию п. 6 приказа № 1 от 01.10.2014 года незаконными и признания недействующим указанного пункта приказа.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении прокурора, являющиеся позицией прокуратуры по делу, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального или процессуального права, то есть не свидетельствуют о судебной ошибке и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 03 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Центрального района г. Кемерово – без удовлетворения.

Председательствующий Жуленко Н.Л.

Судьи Фатьянова И.П.

ФИО3