ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5821/2013 от 24.07.2013 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Л.С. Дело ***

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Чубукова С.К.,

судей Костогладовой О.Г., Тертишниковой Л.А.

с участием прокурора П.В.

при секретаре Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ

по делу по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах В.О. к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, ТСЖ «Красноармейский 53» о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и начислению компенсации расходов по оплате за отопление,

Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд в интересах В.О. с иском к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, ТСЖ «Красноармейский 53», просил признать незаконными действия ТСЖ «Красноармейский 53» по расчету В.О. проживающему по адресу <адрес>, компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50 % исходя из социальной нормы площади жилого помещения. Признать действия Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула по назначению В.О. проживающему по адресу <адрес> компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50 % исходя из социальной нормы площади жилого помещения незаконными. Обязать ТСЖ «Красноармейский 53» произвести В.О. проживающему по адресу <адрес> перерасчет денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги – отопление исходя из общей площади жилого помещения <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Обязать Управление социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула выплатить В.О. проживающему по адресу <адрес> недополученную сумму компенсации на основании расчета ТСЖ «Красноармейский 53» за счет средств бюджета Алтайского края.

В обоснование требований указано, что нарушены права В.О. при начислении компенсации за оплату коммунальной услуги. При этом льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться ветеранам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, и распространяться на проживающих совместно с ними членов их семей. Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ТСЖ «Красноармейский 53». Общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> В нарушение положений законодательства льгота истцу начислялась исходя из социальной нормы площади жилья, а не из общей площади жилого помещения, занимаемого истцом.

Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах В.О. удовлетворены.

На ТСЖ «Красноармейский 53» возложена обязанность произвести В.О., проживающему по адресу <адрес>, перерасчет денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги – отопление исходя из общей площади жилого помещения <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

На Управление социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула возложена обязанность выплатить В.О. проживающему по адресу <адрес>, недополученную сумму компенсации за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на основании расчета, представленного ТСЖ «Красноармейский 53» за счет средств бюджета Алтайского края, выделяемых на эти цели.

В апелляционной жалобе третье лицо – Главалтайсоцзащита просит решение отменить, ссылаясь на то, что совместно с истцом в жилом помещении проживает его супруга Л.В. а потому предоставление ветерану компенсации исходя из общей площади жилого помещения, без учета доли членов его семьи в расходах по оплате коммунальных услуг, противоречит закону. Прокурор не представил доказательства, указывающие на неправильность расчетов, свой расчет не представлен. От размера суммы недополученной компенсации зависит подсудность данного спора. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки, и соответственно нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.

В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула просит решение суда отменить, ссылается на то, что поскольку в жилом помещении вместе с истцом проживает член его семьи - супруга Л.В. расчет компенсации может осуществляться только исходя из доли расходов, приходящихся непосредственно на льготополучателя. Предоставление льготы на отопление в размере 50% общей площади жилья без учета доли, приходящейся на льготника, противоречит жилищному законодательству. Кроме того, действия органа социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставленных организациями – поставщиками услуг и не могут быть признаны незаконными. В силу действующего законодательства управление не имеет полномочий по проверке правильности расчета суммы компенсации льготополучателю. При удовлетворении исковых требований истца, у управления возникает обязанность по начислению компенсации и финансированию перерасчитанного управляющей организацией денежного эквивалента за счет средств краевого бюджета. Взыскание с управления недополученной компенсации невозможно в силу закона, так как управление осуществляет выплату компенсации, расчет и размер которой предоставляется организацией-поставщиком коммунальных услуг. Также прокурором не приводятся доказательства, указывающие на неправильность расчетов организации-поставщика, не представлен свой расчет.

Выслушав представителя ответчика О.С. поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора П.В. истца В.О. возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в ред. Закона Алтайского края от 01.02.2007 №5-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Законом Алтайского края от 10.07.2012 №58-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края», п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» изложен в новой редакции, в соответствии с которой компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в жилом помещении, а именно - отопления (в том числе топлива при отсутствии в жилом помещении центрального отопления) – предоставляется ветеранам в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, с учетом транспортных услуг по доставке топлива.

Как следует из материалов дела В.О. является Ветераном труда Алтайского края, что подтверждено удостоверением *** от ДД.ММ.ГГ, является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>. В.О. зарегистрирован и проживает в указанной квартире, что подтверждается копией паспорта, выпиской из домовой книги.

Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (пункт 3 статьи 4).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (пункт 7 статьи 4).

В свою очередь, организации-поставщики услуг рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки (пункт 8 статьи 4), право определять объем льготы им не предоставлено.

Аналогичные положения закреплены в пунктах 3 и 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.

В связи с изложенным доводы апелляционных жалоб о том, что Управление социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула является ненадлежащим ответчиком, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Кроме того, удовлетворяя иск, суд установил, что решением Управления социальной защиты населения по Центральному району города Барнаула о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу, как ветерану назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГ При этом в решении указана общая площадь жилого помещения – <данные изъяты> В информации Управления о данных, занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» указан размер льготной площади по отоплению <данные изъяты>

Из представленной Управлением социальной защиты населения выписки по лицевому счету истца следует, что льгота по отоплению предоставлялась в размере, не соответствующем 50% от начисленной суммы оплаты за отопление. Начисление указанной льготы происходило исходя из социальной нормы площади жилья.

Общая площадь квартиры истца составляет –– <данные изъяты>

Из существа заявленных исковых требований следует, что спор между сторонами возник по вопросу о том, должна ли при расчете норматива потребления тепловой энергии, в пределах которого предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату указанной коммунальной услуги, учитываться общая площадь жилого помещения, в котором проживает ветеран труда, либо же эта площадь ограничивается социальной нормой предоставления.

Доводы жалоб об обратном являются несостоятельными поскольку в Алтайском крае отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

В силу п.14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п.17-20 Правил).

Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306). Согласно Приложению № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

При таких обстоятельствах при расчете и назначению к выплате денежного эквивалента льгот истцу необходимо исходить из общей площади квартиры истца - <данные изъяты>

Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права истца на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате отопления в спорный период, в связи с чем обязал ТСЖ «Красноармейский 53»    произвести истцу перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения за указанный период, а Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула – произвести выплату недополученной суммы компенсации.

Доводы жалоб о том, что действующим законодательством распространение мер социальной поддержки предусмотрено непосредственно на ветерана труда, а совместно с истцом в жилом помещении в спорный период проживает еще один человек, судебной коллегией отклоняются, поскольку основанием заявленных исковых требований является незаконное начисление компенсации на оплату коммунальной услуги - отопление не на 50% от общей площади жилого помещения- <данные изъяты>., а на установленную Управлением социальной защиты населения социальную норму площади жилого помещения.

Поскольку прокурором были заявлены также требования о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения обязанности произвести выплату компенсации по оплате за отопление, рассмотрение которых подсудно районному суду, то доводы жалобы относительно подсудности рассматриваемого спора подлежат отклонению.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.