Судья – Коба Л.Н. дело № 33-5822/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 марта 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Палянчук Т.А, Зенина В.А.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Мамееве И.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Выселковский район по доверенности < Ф.И.О. >10 на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 13 января 2014 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Выселковского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования Выселковский район в части невыполнения требований природоохранного законодательства незаконным и обязании администрацию муниципального образования Выселковский район устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно: в орган кадастрового учета направить выписку из решения об установлении или изменении границ водоохранных зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий; принять меры по государственной регистрации ограничений на земельные участки, расположенные вдоль водных объектов; внести изменения в договоры о предоставлении в аренду земельных участков, прилегающих к водным объектам, указав на необходимость соблюдения режима использования водоохраной зоны водного объекта и его прибрежных полос.
В обоснование доводов указано, что в ходе проведенной проверки исполнения администрацией природоохранного законодательства при заключении договоров о предоставлении в аренду земельных участков на территории Выселковского района для сельскохозяйственного производства, установлено, что при заключении вышеуказанных договоров администрацией муниципального образования Выселковский район требования Земельного кодекса РФ, Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», Закона Краснодарского края от 10.10.2006 года № 1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края», Водного кодекса РФ не исполняются, а именно: ни в одном из заключенных договоров аренды земельных участков, расположенных вдоль водных объектов не указано на необходимость соблюдения режима использования водоохраной зоны водного объекта и его прибрежных полос, в то же время в договорах указывается, что земли являются пахотными и предоставляются для осуществления хозяйственной деятельности в указанных границах, не смотря на то, что земельные участки непосредственно граничат с водными объектами и использование их в качестве пашни наносит вред водным объектам и биоресурсам; в орган кадастрового учета администрацией района выписка из решения об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, перечень координат характерных точек границ указанных зон, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий не представлен; государственная регистрация ограничений на земельные участки, расположенные вдоль водных объектов не проведена. Также не принято действенных мер по внесению изменений в ранее заключенные договора аренды земельных участков, а также указанию во вновь заключаемых договорах условий использования земель, находящихся в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водных объектов, что создает предпосылки к осуществлению землепользователями в границах прибрежной защитной полосы и водоохраной зоне водных объектов Выселковского района хозяйственной деятельности, запрещенной законом. Невыполнение администрацией муниципального образования Выселковский район требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений.
Представитель заявителя - помощник прокурора < Ф.И.О. >11 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Выселковский район - < Ф.И.О. >12 в судебном заседании требования прокурора Выселковского района не признала, просила отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - о дне, времени и месте слушания дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины его неявки суду не известны.
Обжалуемым решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 13 января 2014 года заявление прокурора Выселковского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено частично.
Признано бездействие администрации муниципального образования Выселковский район в части невыполнения требований природоохранного законодательства незаконным.
Постановлено обязать администрацию муниципального образования Выселковский район устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно: внести изменения в договоры о предоставлении в аренду земельных участков, прилегающих к водным объектам, указав на необходимость соблюдения режима использования водоохраной зоны водного объекта и его прибрежных полос.
В остальной части заявленных требований - отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации муниципального образования Выселковский район по доверенности < Ф.И.О. >13 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт в части признания бездействия администрации в невыполнения требований природоохранного законодательства незаконным и обязании устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно внести изменения в договоры о предоставлении в аренду земельных участков, прилегающих к водным объектам, указав на необходимость соблюдения режима использования водоохраной зоны водного объекта и его прибрежных полос, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Выселковского района < Ф.И.О. >14 считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав прокурора < Ф.И.О. >15., просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст. 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» в порядке, установленном законом Краснодарского края, органы местного самоуправления муниципальных образований могут быть наделены государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края.
В силу требований ст. 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 года №1101-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края» органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями по распоряжению земельными участками: организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством; принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; заключение договоров аренды земельных участков и осуществление контроля за их исполнением; заключение соглашений об изменении размера ежегодной арендной платы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также об изменении размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором аренды земельного участка; ведение лицевых счетов договоров аренды земельных участков; осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
Согласно ч. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Как указано в ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
При этом, в соответствии с ч.ч. 15, 16 указанной статьи в границах водоохранных зон запрещается в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно ч.ч. 11, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 15.07.2009 года № 1492-П «Об установлении ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос рек и ручьев, расположенных на территории Краснодарского края», границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос рек и ручьев, расположенных на территории Краснодарского края, непосредственно на местности устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края одновременно с межевыми знаками при организации и проведении межевания земельных участков, прилегающих к береговой линии, посредством размещения специальных информационных знаков на границах смежных земельных участков (п. 2).
Как следует из материалов дела, проектной организацией ООО <данные изъяты> в соответствии с государственным контрактом, заключенным с Департаментом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края выполнены работы по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Краснодарского края.
Главе муниципального образования Выселковский район было адресовано соответствующее письмо <номер обезличен> от <дата обезличена> года с просьбой на картографическом материале согласовать места установки информационных знаков по рекам на территории Выселковского района.
Согласно информации <номер обезличен> от <дата обезличена> года Межрайонного отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю администрацией муниципального образования Выселковский район выписка из решения об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, перечень координат характерных точек границ указанных зон, перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий в указанную службу не представлялись, и государственная регистрация ограничений на земельные участки, расположенные вдоль водных объектов не проводилась.
Договор <номер обезличен> аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от <дата обезличена> года, заключенным между отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район и индивидуальным предпринимателем < Ф.И.О. >16 не содержит сведений о необходимости арендатора соблюдать режим использования водоохранной зоны водного объекта и его прибрежных полос, тогда как в плане арендованного земельного участка указано описание смежеств, в том числе, с землями ООО <данные изъяты>.
Вместе с тем, положениями ст. 56 Земельного кодекса РФ установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, при этом могут устанавливаться в том числе и особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (ч. 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ).
Администрацией муниципального образования Выселковский район до настоящего времени не принято никаких мер по внесению изменений в ранее заключенные договора аренды земельных участков, а также указанию во вновь заключаемых договорах условий использования земель, находящихся в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водных объектов, что приводит к осуществлению землепользователями в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоне водных объектов Выселковского района движения сельскохозяйственной техники, а также распашки земель.
В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
Согласно п. 13. Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 года № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав изложенное, дав оценку всем представленным по делу доказательствам, установленным фактам, пришел к правильному выводу об удовлетворении частично заявленных требований, поскольку невыполнение администрацией муниципального образования Выселковский район требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному – неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 13 января 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Выселковский район по доверенности < Ф.И.О. >17 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -