ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5825/2022 от 27.07.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

УИД

номер дела в суде первой инстанции 2-

номер дела в суде апелляционной инстанции

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<дата> года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО16

судей ФИО4 и ФИО17

при секретаре судебного заседания ФИО6

рассмотрела в открытом судебном гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО8 и представителя МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы ФИО7 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи ФИО4, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным отказа МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы от <дата>; обязании ответчиков повторно рассмотреть заявление истца о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, предоставляемых по договорам социального найма, указав в обоснование требований, что она обратилась в Администрацию г.Махачкалы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального займа. <дата> от ответчика был получен письменный отказ, со ссылкой на то, что в представленных материалах отсутствует решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим. При этом справка, выданная УСЗН о признании семьи малоимущей, не является основанием для принятия семьи ФИО14 X.М. на учет. Считает данный отказ не соответствующим требованиям закона, поскольку имущественная необеспеченность истца и членов его семьи доказана различными документами, в частности документами, определяющими состав семьи истца; документами, подтверждающими виды и размер доходов истца и членов его семьи; документами, подтверждающими состав и стоимость имущества, подлежащего налогообложению; расчетом совокупного дохода членов семьи истца и определения стоимости имущества. Указывает, что отказ ответчика не содержит указание на причину отказа.

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> постановлено:

«Исковое заявление ФИО1 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы от <дата>

Обязать МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы повторно рассмотреть заявление истца о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, предоставляемых по договорам социального найма.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г.Махачкалы по доверенности ФИО8 выражает несогласие с решением суда, выражает несогласие с отказом в удовлетворении требований, полагает отказ в предоставлении муниципальной услуги является законным и обоснованным. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.

В апелляционной жалобе представитель ответчика – МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы ФИО7 просит решение суда отменить, указав в обоснование доводов жалобы, что <дата> МФЦ по <адрес> города Махачкала, по <адрес>, направило в адрес МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы сопроводительное письмо с заявлением о принятии на учет граждан, признанных малоимущими в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с предоставлением необходимого перечня документов, за исключением основного, решения о признании семьи заявителя малоимущей, принимаемое органом местного самоуправления согласно Закону РД от <дата> «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма». Представленная справка, выданная Управлением социальной защиты населения надлежащим документом не является. Во исполнение статьи 1 Закона РД от <дата>, постановлением администрации ГОсВД «город Махачкала от <дата> утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Предоставление муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими завершается путем выдачи заявителю справки о размере дохода одиноко проживающего гражданина или размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, по форме согласно приложению N 3 к указанному Административному регламенту. Выводы суда о незаконности отказа в постановке на учет ФИО1 основаны на справке выданной управлением социальной защиты населения, что противоречит требованиям Закона РД .

Истец ФИО1, ее представитель ФИО13, а также представители ответчиков в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены. доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. На основании п. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя истца ФИО9, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя истца ФИО9, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1, зарегистрированная по адресу: Республика, г.Махачкала, <адрес>, корп. Д, пом. 60, имеет следующий состав семьи: ФИО10, <дата> года рождения (сын), ФИО11, <дата> года рождения (сын), ФИО11 2012 года рождения (сын), ФИО12, <дата> года рождения (дочь).

ФИО1, ФИО11, ФИО11, ФИО12, ФИО10 недвижимость (индивидуальное жилье, домовладение, квартира) по Республике Дагестан не имеют, что усматривается из сведений по базе данных АО «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» по Республике Дагестан, а также справки, выданной АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» филиал по РД <дата>.

Согласно справке от <дата>, выданной Управлением социальной защиты населения в муниципальном образовании «город Махачкала» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, семья ФИО1 относится к категории малоимущей. Среднедушевой доход ее семьи составляет ноль рублей, тогда как величина прожиточного минимума, установленная постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> составляет <.> рубля.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования ФИО1 и признавая ФИО1 нуждаюшейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, суд первой инстанции исходил из необоснованности отказа в постановке на учет истца, ввиду отсутствия объекта недвижимости за истцом и членами ее семьи.

С данными выводами судебная коллегия не может согласиться.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Право граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ.

При этом, положения данной нормы не исключают необходимость соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения нуждаемости в жилом помещении, предусмотренных частью 2 статьи 49, частью 1 статьи 52 ЖК РФ, что согласуется с вышеприведенными положениями Конституции РФ.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что для предоставления жилья по социальному найму необходимо одновременное наличие двух условий - признание малоимущим гражданина претендующего на предоставление жилья по социальному найму и нуждаемость в жилье.

По результатам рассмотрения заявления и представленных истцом документов истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании того, что заявитель не представил в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации городского округа с внутригородским делением город Махачкала» решение органа местного самоуправления о признании его малоимущим, которое является одним из необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, (п. 2.6.1. Административного регламента «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»).

Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма установлен Законом Республики Дагестан от <дата> «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (принят Народным Собранием РД <дата>) (далее - Закона РД ).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Законом РД установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан, признанных в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Дагестан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и устанавливает порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

В соответствии с указанным законом (часть 2 статьи 3 Закона РД ) приведен перечень прилагаемых к заявлению о постановке на учет документов: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи; документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и другое); решение о признании гражданина малоимущим; справка о зарегистрированных по месту жительства лицах, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, либо выписка из домовой книги по месту регистрации; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и другое); выписка из технического паспорта жилого помещения с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя.

Из направленного <дата> через МФЦ по <адрес> г. Махачкала заявления истца о принятии на учет граждан, признанных малоимущими в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, следует, что указанный в заявлении перечень документов не соответствует требованиям части 2 статьи 3 Закона РД , поскольку в нем отсутствует решение о признании гражданина малоимущим, принимаемое органом местного самоуправления согласно Закону РД . Представленная справка, выданная Управлением социальной защиты населения, таковым не является.

Во исполнение статьи 1 Закона РД от <дата>, постановлением администрации ГОсВД «город Махачкала от <дата> утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Предоставление муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими завершается путем выдачи заявителю справки о размере дохода одиноко проживающего гражданина или размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, по форме согласно приложению N 3 к указанному Административному регламенту.

Вместе с тем, удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований ФИО18., исходя из справки, выданной управлением социальной защиты населения, что противоречит требованиям Закона РД .

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Однако частью 4 стать 52 Жилищного кодекса РФ не устанавливается конкретный перечень документов подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Данный перечень документов утвержден частью 2 статьи Закона РД , на который и была дана ссылка Управлением отказывая в постановке на учет ФИО1

Законом Республики Дагестан от <дата> «О порядке признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» (принят Народным Собранием РД <дата>) в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (далее - члены семьи) и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а также порядок установления максимального размера дохода граждан и членов их семей и максимального размера стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что до получения муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», истец должен был обратиться за получением муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», поскольку решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим является одним из необходимых документов для получения муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Вышеприведенное обстоятельство свидетельствует о том, что отказ в предоставлении муниципальной услуги является законным и обоснованным, поскольку положение Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденному постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> указывает в качестве одного из необходимых документов для предоставления муниципальной услуги решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим.

В свою очередь, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 2 Федерального закон от <дата> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). Более того, вышеуказанный административный регламент основан на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Жилищного Кодекса РФ и ряда других нормативных правовых актов федерального уровня, (п. 2.5.1. Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»). Указанный административный регламент принят с соблюдением установленных законном процедур и не признан недействующим

Таким образом, порядок признания граждан малоимущими в целях определения нуждаемости в жилье в Республике Дагестан, на основании пункта 2 части 1 статьи 14 ЖК РФ определен Законом Республики Дагестан от <дата> «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (принят Народным Собранием РД <дата>), а также Законом Республики Дагестан от <дата> «О порядке признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» и Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденному постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от <дата>».

Требования части 2 статьи 49 ЖК РФ относят решение вопросов признания граждан малоимущими к компетенции органов местного самоуправления, которые в соответствии с перечисленными выше нормативными актами должны оценивать с учетом сведений как о доходах, так и имуществе, имеющихся у таких граждан, их имущественное положение.

Между тем, из материалов дела следует, что ФИО1 на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, и за постановкой на данную очередь в органы местного самоуправления не обращалась. Таким образом, оценка ее имущественного положения в целях реализации жилищных прав в соответствии с установленным перечисленными положениями порядком компетентными органами не давалась.

В этой связи представленные истцом в подтверждение права считаться нуждающейся в жилье и малоимущей доказательства для целей, предусмотренных жилищным законодательством, не могут быть признаны соответствующими требованиям ГПК РФ об их относимости и допустимости.

Само по себе право истца быть обеспеченным равнозначным жилым помещением ответчик не оспаривает.

Таким образом, принимая во внимание компенсационный характер обеспечения жильем по пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, а также отсутствие доказательств отнесения в установленном порядке истца к категории малоимущих, нуждающихся в жилье граждан, оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности на ответчика по внеочередному предоставлению жилого помещения истцу, у суда не имелось.

При таком положении решение суда подлежит отмене в части в удовлетворения исковых требований ФИО1 к Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «город Махачкала», с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «город Махачкала».

В отменной части принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.