Судья Трофимова Т.В. № 33 – 582/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2014 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Грымзиной Е.В.,
судей Бондаревой Н.И., Пашковой Т.В.,
при секретаре Федоровой О.В.,
с участием прокурора Дружининой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Урюпинского межрайонного прокурора к администрации городского округа город <.......> Волгоградской области, муниципальному автономному учреждению <.......>, муниципальному унитарному предприятию <.......> о возложении обязанности применять при начислении платы за отопление льготный норматив потребления тепловой энергии
по апелляционному представлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области
на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 19 ноября 2013 года,
которым постановлено:
В удовлетворении требований Урюпинского межрайонного прокурора к администрации городского округа город <.......> Волгоградской области, муниципальному автономному учреждению <.......>, муниципальному унитарному предприятию <.......> о возложении обязанности применять при начислении платы за отопление лицам, одиноко проживающим в однокомнатных квартирах, льготный норматив потребления тепловой энергии - 0,007 Гкал/мес., установленный постановлением Урюпинской городской Думы № 55/17 от 24 февраля 2000 года, отказать.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.И., выслушав пояснения прокурора Дружининой И.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя администрации городского округа город <.......> Волгоградской области ФИО1, представителей муниципального унитарного предприятия <.......> ФИО2, ФИО3, представителя муниципального автономного учреждения <.......> ФИО4, представителя Урюпинской городской Думы Волгоградской области ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Урюпинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации городского округа город <.......> Волгоградской области, муниципальному автономному учреждению <.......>, муниципальному унитарному предприятию <.......> о возложении обязанности применять при начислении платы за отопление льготный норматив потребления тепловой энергии.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на Постановление Правительства Волгоградской области от 11 сентября 2012 года № 361-п «О порядке расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах», которым постановлено при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, применять порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
По состоянию на 30 июня 2012 года действовало постановление Урюпинской городской Думы № 55/17 от 24 февраля 2000 года «Об установлении социальных норм коммунальных услуг в городе <.......>, которым установлены уровни нормативов за отопление дифференцированно для разных потребителей коммунальных услуг. Так, основной норматив за отопление составляет 0,02 Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади, для льготных категорий потребителей, в частности, для лиц, одиноко проживающих в однокомнатных квартирах, норматив установлен в размере 0,007 Гкал на 1 кв. м общей площади.
В нарушение указанного постановления при начислении платы за теплоснабжение ответчиками льготный тариф не применяется, что нарушает права потребителей данной коммунальной услуги.
Прокурор просил обязать ответчиков применять при начислении платы за отопление лицам, одиноко проживающим в однокомнатных квартирах, льготный норматив 0,007 Гкал/час на 1 кв. м общей площади, действовавший в отношении указанной категории потребителей коммунальных услуг по состоянию на 30 июня 2012 года, установленный постановлением Урюпинского городской Думы № 55/17 от 24 февраля 2000 года «Об установлении социальных норм коммунальных услуг в городе <.......>.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционном представлении Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешив спор по существу, суд установил, что постановление Урюпинской городской Думы от 24 февраля 2000 года № 55/17 «Об установлении социальных норм коммунальных услуг в городе <.......> было принято во исполнение Постановления Правительства РФ № 887 от 02 августа 1999 года «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» с целью установления социальных норм коммунальных услуг для населения в <адрес>.
В части 1 постановления № 55/17 установлены предельные социальные нормы коммунальных услуг с 01 января 2000 года.
В пункте 1.3 части 1 данного постановления установлены социальные нормы коммунальных услуг в области отопления и горячего водоснабжения. В подпунктах 1, 2 пункта 1.3 части 1 установлены уровни норматива отопления в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения по <адрес>.
При этом подпункт 2 пункта 1.3 части 1 постановления устанавливает уровень норматива со следующей формулировкой - отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в городах, в рабочих посёлках для одиноких лиц, проживающих в однокомнатных квартирах, рассчитывается по факту или не более 35 кв. м для лиц в отдельных квартирах в год на одного человека 8,4; в месяц на 1 кв. м общей площади 0,007 Гкал.
Буквальное толкование данного нормативного акта указывает на то, что норматив потребления тепловой энергии (0,007 Гкал/мес.) установлен за отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения в городах, в рабочих посёлках, в то время как уровень норматива за отопление в жилых домах по <адрес> установлен 0,02 Гкал/мес. (подп. 1 пункта 1.3 части 1 постановления).
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела.
В апелляционном представлении Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области приводит доводы о незаконности и необоснованности постановленного судом решения. Указал, что постановление Урюпинской городской Думы № 55/17 от 24 февраля 2000 года «Об установлении социальных норм коммунальных услуг в городе <.......> является нормативным правовым актом, который подлежит применению на территории городского округа город <.......> Волгоградской области.
Данные доводы представления не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта «а» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к названным Правилам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 Приложения размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле с учётом общей площади квартиры или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативы потребления тепловой энергии, используемые для определения платы за услуги отопления при отсутствии приборов учёта тепловой энергии на территории Волгоградской области, утверждены Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 08 июня 2012 года № 23. Данное Постановление вступает в силу с 01 января 2015 года.
До 01 января 2015 года нормативы потребления тепловой энергии определяются Постановлением Правительства Волгоградской области от 11 сентября 2012 года № 361-п «О порядке расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах», которым постановлено при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, применять порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Как видно из материалов гражданского дела, в <адрес> с 2000 года при расчёте платы за отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения применялся норматив 0,02 Гкал в месяц на 1 квадратный метр площади.
Прокурор считает, что для одиноких лиц, проживающих в однокомнатных квартирах, должен применяться льготный норматив потребления тепловой энергии (0,007 Гкал/мес.), в связи с чем именно этот норматив должен применяться при расчёте платы за тепловую энергию для данной категории населения.
Судебная коллегия не соглашается с указанными доводами прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 857 утверждены Правила расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 годах, в соответствии с которыми одним из параметров, учитываемых при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению, является норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
Пунктом 2 указанных Правил определено, что норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учёта.
Норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях - норматив потребления, применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
На основании пункта 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 4 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются определённые данными Правилами конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, в частности, в отношении отопления - материал стен, крыши, объём жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления используются следующие показатели: в жилых помещениях - Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчётного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
В настоящее время законодательно установлен порядок определения норматива потребления тепловой энергии, и этот порядок не предусматривает возможности установления норматива потребления тепловой энергии в зависимости от категории потребителей. Норматив потребления тепловой энергии является количественным показателем объёма потребления коммунального ресурса, который рассчитывается по определённой формуле, исходя из конструктивных и технических параметров, степени благоустройства жилого помещения.
Решение органа местного самоуправления поселения или городского округа, принятое во исполнение переданных полномочий, но противоречащее законодательству Российской Федерации или принятое с превышением предоставленной ему компетенции не подлежит применению.
Постановление Урюпинской городской Думы № 55/17 от 24 февраля 2000 года противоречит действующему федеральному и областному законодательству, не предусматривающему возможности установления различных нормативов потребления тепловой энергии для разных групп потребителей. На территории <адрес> с 2000 года для всех категорий потребителей применялся один норматив потребления тепловой энергии – 0,02 Гкал/мес.
В соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области № 361-п от 11 сентября 2012 года подлежит применению норматив потребления тепловой энергии на отопление, фактически действовавший по состоянию на 30 июня 2012 года, то есть 0,02 Гкал/мес.
Дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции на законных основаниях отказал прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем доводы апелляционного представления, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционное представление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: