Судья Волнухина И.Н.
Дело № 33 -5830
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
судей Стрельцова А.С., Сергеева В.А.,
при секретаре Шиляевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 июня 2015 года дело по апелляционным жалобам ФИО1, ФИО2, администрации городского округа «Город Губаха» на решение Губахинского городского суда Пермского края от 30 марта 2015 года, которым постановлено: Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» включить ФИО3, ФИО4 в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В иске к администрации городского округа «Город Губаха» об обязании включить их в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ, ФИО1 и ФИО2, отказать.
Заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения представителей истцов, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА :
Истцы ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 обратились в суд с иском к ответчику администрации городского округа «Город Губаха» об обязании включить их семью в список граждан имеющих право на социальную выплату для приобретения жилья в связи с проживанием в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ. Пояснили, что в подтверждении довода нахождения дома, в котором истцы зарегистрированы: ****, на горном отводе имеется надлежащее заключение. При подачи заявления в администрацию представителем истцов о включении их в соответствующий список, работником ответчика было рекомендовано обратиться в суд. В настоящее время истцы в указанном доме не проживают, так как в нем невозможно проживать.
Судом постановлено приведенное выше решение. Истцы в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, в части отказа в удовлетворении заявленных требований, считают решение не законным.
Ответчик администрация городского округа «Город Губаха», просят отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований т.к. истцы имеют иное жилье.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истцов на доводах своей апелляционной жалобы настаивают, с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласны.
Истцы, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие участников дела, полагая их надлежащим образом извещенными.
Проверив законность решения, определений суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения не имеется. Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств, пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
Вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, основания и порядок ее предоставления, регулируются Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. № 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности", Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 г. "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", а также Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 г. "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке ее финансирования".
Согласно п. 8 Перечня Мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. за № 840, в реализацию программы входит: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Пунктами 1, 3, 5, 6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. № 428 (в редакции от 14 ноября 2007 г.) предусмотрено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов.. . - содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № **, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
В силу положений Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", право на предоставление социальных выплат возникает при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы О-вы зарегистрированы и проживали в г. Губаха по ул. ****. Дом по праву собственности принадлежит ФИО3 с 7 июня 1994 года. ФИО3 зарегистрирована в указанном доме с 2 июня 1994 года, ФИО1, ФИО2, ФИО4 с 7 июня 1994 года. ФИО4 снят с регистрационного учета в доме с 1 апреля 2010 года.
Приказом АООТ по добыче угля «***» от 7 октября 1996 года за № ** принято решение о ликвидации шахты «***».
Заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 24 марта 2014 года установлено, что жилой дом по ул. **** города Губахи Пермского края был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «***», в результате чего пришел в ветхость и непригодность для проживания. В настоящее время в доме никто не проживает.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части включения ФИО3, в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья, суд исходил из того, что ФИО3, является собственником жилого дома, пришедшего в негодность, в результате подземных горных работ, проводившихся на бывшей шахты «***».
Также обоснованно суд первой инстанции обязал ответчика включить в список граждан, имеющих право на социальные выплаты для приобретения жилья ФИО4 т.к. на момент ликвидации шахты «***» он проживал и был зарегистрирован в жилом доме по ул. ****, выехал и снялся с регистрации в указанном доме, в связи с учебой в Пермском институте ФСИН России с 2010 года, что подтверждено справкой начальника института (л.д. 23) и ответчиком не оспорено.
Отказывая в удовлетворении требований истцов ФИО1, ФИО2 в требовании о включении их в список граждан, имеющих право на социальные выплаты, суд указал, что данные лица имеют с собственности иные жилые помещения. Следовательно, у данных лиц отсутствует совокупность необходимых условий, установленных законом, для предоставления данным гражданам социальной выплаты. Истцы проживают в других жилых помещениях, дом по ул. **** не являлся их единственным и постоянным местом жительства.
Целью предоставления социальных выплат является обеспечение жильем граждан, лишившихся жилых помещений в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, и не имеющих других жилых помещений.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае, с учетом, установленных по делу обстоятельств, оснований для применения в отношении истцов ФИО1, ФИО2 положений Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года и предоставлении им права на включение в список лиц имеющих право на социальную выплату не имеется.
Довод апелляционной жалобы истцов о том, что предоставив социальную выплату на приобретение жилья только для ФИО6 нарушены права остальных ответчиков на включение в очередь для получения сертификата были предметом исследования судом первой инстанции, как правильно указал суд, у ответчиков ФИО5 отсутствует совокупность необходимых условий, установленных законом, для предоставления данным гражданам социальной выплаты. Судом установлено, что истцы имеют в собственности иные жилые помещения, в которых проживают в настоящее время, следовательно, дом по ул. **** не являлся их единственным и постоянным местом жительства.
Доводы жалобы ответчика о том, что истцы ФИО3 и ФИО4 по существу обеспечены иным жильем, в частности ФИО3, как супруга ФИО1 имеет право собственности на долю в жилых помещениях принадлежащих супругу, а ФИО4, по существу вселился и проживает в однокомнатной квартире, принадлежащей его отцу ФИО1 также не влекут отмену решения. ФИО3, как собственник жилого дома расположенного по адресу г. Губаха, ул. ****, утратила принадлежащее ей жилое помещение в результате вредного влияния подземных горных работ бывшей шахты «***», а потому имеет право на включение в список лиц имеющих право получение сертификата в связи разрушением принадлежавшего ей жилого дома. ФИО4 как установлено материалами дела выехал из дома по ул. **** г. Губаха в связи с поступлением на учебу в 2010 году в Пермский институт ФСИН России и также имеет право на включение в список лиц имеющих право на получение социальной выплаты. Ответчиком не представлено доказательств тому, что ФИО6 добровольно выехали из дома по ул. **** г. Губаха и утратили право собственности на дом и право проживания. Также суду не представлены данные о размере жилой площади жилых помещений принадлежащих ответчику ФИО1
Иные доводы апелляционных жалоб, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется. Судом принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ФИО1, ФИО2, администрации городского округа «Город Губаха» на решение Губахинского городского суда Пермского края от 30 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: