Дело № 33-5831/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 24 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Косарева И.Э.
судей Ильичевой Т.В., Озерова С.А.
при секретаре Красильникове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 04 июля 2018 года, которым было удовлетворено заявление Выборгской таможни СЗТУ ФТС о признании товара бесхозяйным.
Заслушав доклад судьи Косарева И.Э., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгская таможня СЗТУ ФТС обратилась в суд с заявлением о признании товара бесхозяйным. В обоснование своих требований заявитель указывал, что 27.11.2017 в поезде № «Аллегро», сообщением Хельсинки-Санкт-Петербург в вагоне №, место №, следовал ФИО1, у которого были обнаружены незадекларированные денежные средства: 9999 евро. Общая сумма всей ввозимой валюты составила 692 615,69 рублей РФ (11833,15 долларов США), что превышает сумму эквивалентную 10000 долларов США, т.е. общую сумму валюты, обязательной к письменному таможенному декларированию.
27.11.2017 банкноты достоинством 50 евро - 31 шт. (1550 евро) перемещены на хранение в камеру хранения вещественных доказательств.
11.12.2017 по данному делу об административном правонарушении было вынесено постановление, согласно которого товар, изъятый в качестве предмета административного правонарушения, должен быть возращен ФИО1, для дальнейшего таможенного оформления.
07.02.2018 в адрес ФИО1 было отправлено уведомление (N42-03/0036) о предстоящей передаче денежных средств организации, уполномоченной Правительством РФ. Срок для востребования товара истек.
До настоящего времени гр. ФИО1 не принял установленных таможенным законодательством мер к получению товара со склада временного хранения Выборгской таможни. В настоящее время товар не востребован его законным владельцем.
На основании изложенного заявитель просил признать товар: банкноты достоинством 50 евро/31 шт. (товар упакован в прозрачный полиэтиленовый файл, опечатан пломбой ФТС 02364) всего (купюры) на сумму 1550 евро, находящийся на хранении, бесхозяйным и передать товар в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Ленинградской области с последующей передачей в орган федерального казначейства в соответствии с действующим законодательством.
Решением Выборгского городского суда от 04.07.2018, постановленным в отсутствие надлежащим образом извещенных, но не явившихся заинтересованных лиц, в том числе ФИО1, заявление Выборгской таможни СЗТУ ФТС удовлетворено с передачей признанного бесхозяйным имущества для распоряжения Министерству финансов РФ в лице УФК по Ленинградской области (л.д. 39-42).
В апелляционной жалобе заинтересованное лице Министерство финансов РФ в лице УФК по Ленинградской области просит вынесенное решение отменить в части передачи бесхозяйного имущества Министерству финансов РФ и принять в данной части новое решение о передаче бесхозяйного имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Податель жалобы указывает, что поскольку спорное имущество не относится к имуществу, представляющую культурную ценность, и в отношении данного товара не установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения, то в соответствии с действующим законодательством оно должно быть передано для распоряжения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, определив в порядке в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в пределах доводов поданной апелляционной жалобы, в отсутствие извещенного, но не явившегося ФИО1, а также иных заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте первого судебного заседания суда апелляционной инстанции, а впоследствии - в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.
Как следует из пункта 1 статьи 225, пункта 1 статьи 226, пункта 1 статьи 235 и статьи 236 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе таможенного досмотра у ФИО1 был изъят подлежащий декларированию, но незадекларированный товар – банкноты достоинством 50 евро (31 шт.), на общую сумму 1550 евро.
27.11.2017 товар был перемещен на хранение в камеру вещественных доказательств.
11.12.2017 в отношении ФИО1 вынесено постановление об административном правонарушении, согласно которому товар должен быть ему возвращен для дальнейшего таможенного оформления.
07.02.2018 в адрес ФИО1 направлено уведомление о предстоящей передаче денежных средств уполномоченному органу, однако к истечению срока востребования товара и до настоящего времени ФИО1 не было предпринято мер к получению товара.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.3 ст. 218, п.1 ст. 225, п.1 ст. 226, ст. 236, ст. 186 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза пришел к выводу об их обоснованности. При этом, суд исходил из того, что владелец спорного имущества за ним не обращался, о своих правах на него не заявил, что влечет признание такого товара бесхозяйным и обращение его в собственность лица, вступившего во владение ею, то есть государства.
Не оспаривая по существу установленные судом обстоятельства и выводы суда, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ленинградской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части указания на передачу ему обращенных в доход государства денежных средств для последующего распоряжения и передать их для последующего учета и реализации Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее также – «ФАУГИ»).
Судебная коллегия находит доводы жалобы заслуживающими внимания ввиду следующего.
Полномочия ФАУГИ установлены в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с п. 5.31 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает поступления в федеральный бюджет … также денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 года N 311, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением:
а) имущества, изъятого из оборота, которое передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения, которое передается Министерству культуры Российской Федерации;
в) государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, драгоценных металлов, в том числе в виде сырья, сплавов, полуфабрикатов, изделий (продукции), химических соединений, лома и отходов производства и потребления, содержащих в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов, и драгоценных камней, в том числе в ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов Российской Федерации в установленном им порядке;
г) недвижимого имущества, включая земельные участки, акций, долей в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, которые передаются в установленном порядке Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (его территориальному органу);
д) денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке перечисляются:
в валюте Российской Федерации - на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
в иностранной валюте - на счета, открытые соответствующему территориальному органу Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета в иностранной валюте (в валюте таких счетов).
С учетом вышеизложенного, при том, что обращаемая в доход государства как бесхозяйное имущество иностранная валюта, а именно банкноты (купюры) достоинством 50 евро (31 шт.) на общую сумму в размере 1 550 евро, не находится на банковских счетах и банковских вкладах, еще не оценивалась и не реализовывалась (т.е. не является средствами от их продажи), а также не изымается и не изымалась из обращения, то на основании пункта 2 Положения "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 года N 311, в том числе его подпункта «д», такое имущество подлежит передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации. О передаче изымаемой иностранной валюты Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области с последующей передачей в орган федерального казначейства заявитель просил при обращении в суд, в связи с чем по правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суду следовало принять решение в пределах заявлявшихся требований.
Судебная коллегия отмечает, что под изымаемыми либо изъятыми из обращения, но подлежащими обмену денежными знаками, о которых говорится в пп. «д.» п.2 вышеуказанного положения понимаются не изымаемые на основании ареста денежные средства, а денежные средства, изъятые из товарного оборота, что соответствует п.2 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому иностранная валюта - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
При таких обстоятельствах, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ленинградской области не является органом, уполномоченным принимать иностранную валюту, изъятую таможенными органами и признанную в последующем бесхозяйной, и такое имущество подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом как органу, осуществляющему функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящий момент по Ленинградской области таким уполномоченным территориальным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению с указанием на передачу для дальнейшего распоряжения признанной бесхозяйным имуществом иностранной валюты Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Последующая передача денежных средств после реализации иностранной валюты иным уполномоченным органам подлежит осуществлению в порядке ведомственного взаимодействия и в судебном порядке не устанавливается.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 4 июля 2018 года изменить в части передачи признанного бесхозяйным имущества Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Ленинградской области, с указанием на передачу бесхозяйного имущества Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Сирачук Е.С.