ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5835/2016 от 04.05.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Харитонов А.С. дело № 33-5835/2016

А-57

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 мая 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макурина В.М.

судей Гришиной В.Г., Сучковой Е.Г.

при секретаре Полынкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.

гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора к АО «Газпромбанк» о признании незаконным отказа в предоставлении запрашиваемой информации о счетах и вкладах в отношении государственных служащих, о возложении обязанности предоставить запрашиваемую информацию

по апелляционной жалобе АО «Газпромбанк»

на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 19 января 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования Енисейского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным отказ АО «Газпромбанк» в предоставлении Енисейскому транспортному прокурору запрашиваемой информации по требованию от 13 августа 2015 года исх. .

Обязать АО «Газпромбанк» предоставить Енисейскому транспортному прокурору сведения по требованию от 13 августа 2015 года исх. об открытых государственными служащими (согласно прилагаемому к требованию списку) счетах по состоянию на 31.12.2014 года, с указанием даты открытия и номера счета, остатке денежных средств на счете на указанную дату, а также об имеющихся на 31.12.2014 года кредитных обязательствах с указанием оснований возникновения обязательства (реквизиты договора (дата, номер), суммы обязательства».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском к АО «Газпромбанк» о признании незаконным отказа в предоставлении запрашиваемой информации о счетах и вкладах в отношении государственных служащих, о возложении обязанности предоставить запрашиваемую информацию.

Требования мотивированы тем, что прокурором в адрес АО «Газпромбанк» 13 августа 2015 года было направлено требование о предоставлении информации об открытых государственными служащими счетах с указанием даты открытия и номера счета, остатке денежных средств на счете на указанную дату, а также об имеющихся кредитных обязательствах с указанием оснований возникновения обязательства (реквизиты договора (дата, номер), суммы обязательства. Письмом АО «Газпромбанк» от 28 августа 2015 года в предоставлении данных документов и сведений отказано со ссылкой на запрет о разглашении информации, составляющей банковскую тайну, а также указанием на ненадлежащее оформление запроса. Енисейский транспортный прокурор полагает данный отказ незаконным и противоречащим требованиям действующего законодательства.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель АО «Газпромбанк» - Терскова С.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика АО «Газпромбанк» - Терскову С.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, помощника прокурора Енисейского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Южакова М.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

13 августа 2015 года Енисейским транспортным прокурором в рамках проверки исполнения законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции в органах внутренних дел, проводимой по заданию Западно-Сибирской транспортной прокуратуры было направлено требование в АО «Газпромбанк» о предоставлении информации об открытых государственными служащими (согласно прилагаемому к требованию списку) счетах по состоянию на 21 декабря 2014 года, с указанием даты открытия и номера счета, остатке денежных средств на счете на указанную дату, а также об имеющихся на 31 декабря 2014 года кредитных обязательств с указанием оснований возникновения обязательства (реквизиты договора (дата, номер), суммы обязательства.

Письмом АО «Газпромбанк» от 28 августа 2015 года за № 234-08/8576, Енисейскому транспортному прокурору отказано в предоставлении запрашиваемых сведений.

Данный отказ послужил основанием для обращения Енисейского транспортного прокурора с иском в суд о признании вышеуказанного отказа незаконным.

Судом первой инстанции исковые требования Енисейского транспортного прокурора удовлетворены, суд признал отказ со стороны АО «Газпромбанк» в предоставлении Енисейскому транспортному прокурору информации об открытых государственными служащими счетах и имеющихся у них кредитных обязательств, незаконным и не основанном на положениях действующего законодательства и обязал АО «Газпромбанк» предоставить Енисейскому транспортному прокурору вышеуказанную информацию.

При этом суд исходил из того, что прокурор является специальным уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействия коррупции, в связи с чем наделен правом затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона в рамках реализации своих полномочий по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Между тем, с указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основанные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Статья 26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 указанного Федерального закона справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений.

Пунктом 19 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. При этом органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица не указаны в данном перечне.

Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне.

Закрепленные в законе полномочия прокурора по истребованию у третьих лиц сведений общего характера не свидетельствуют о наличии обязанности кредитных организаций предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну.

При осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры руководствуются установленным законодательством порядком, что прямо предусмотрено абз. 3 пункта 6 Приказа Генерального прокурора России от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 8-П, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по представлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. По смыслу Конституции Российской Федерации институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией Российской Федерации интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан.

В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

В силу части 3 статьи 67 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Из приведенных выше правовых положений в их взаимосвязи следует, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, предоставления необходимых документов и материалов о выполнении должностными лицами государственных органов установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов с целью выявления и пресечения коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон N 273-ФЗ, и прокурор относится к тем лицам, которые имеют права на запрос указанных сведений в рамках своей компетенции.

Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела было дано неправильное толкование приведенных правовых норм.

Допущенная судом первой инстанции ошибка в применении норм материального и процессуального права является существенным нарушением закона, поскольку повлекла неправильное разрешение дела, в связи с чем постановленное судом решение нельзя признать законным и на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Енисейскому транспортному прокурору в удовлетворении заявленных им требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 19 января 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Енисейского транспортного прокурора к АО «Газпромбанк» о признании незаконным отказа в предоставлении запрашиваемой информации о счетах и вкладах в отношении государственных служащих, о возложении обязанности предоставить запрашиваемую информацию отказать.

Председательствующий:

Судьи: