ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-583/2022 от 19.04.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Селибов А.Ф.

Дело № 33-583/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО2,

судей

Полозовой А.А., ФИО3,

при секретаре

ФИО4,

19 апреля 2022 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городеПетропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского краяот 13 декабря 2021 года, которым постановлено:

Иск ФИО5 к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности организовать проведение работ по замене радиаторов отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>, удовлетворить.

Возложить обязанность на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа организовать проведение работ по замене радиаторов отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу ФИО5 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения представителя Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО6, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения ФИО5 и ее представителя ФИО7, считавших решение суда законным и обоснованным,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО5 предъявила иск к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности организовать проведение работ по замене радиаторов отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>, одна из которых является муниципальной собственностью. В настоящее время договор на управление многоквартирным жилым домом № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском с управляющей организацией не заключен. В оспариваемой квартире установлены радиаторы отопления с отключающими устройствами, часть из которых прогревается неравномерно, засорена, на радиаторах наблюдается ржавчина, следы протечек, в связи с чем, данные радиаторы подлежат замене. В результате бездействия ответчика нарушаются ее права, поскольку любые негативные изменения в обстановке и атмосфере жилого помещения препятствуют благополучному и комфортному проживанию в нем.

ФИО5 и ее представитель ФИО7 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО6 иск не признала, ссылаясь на то, что замена радиаторов относится к текущему ремонту, который нанимателем жилого помещения производится за свой счет.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Обращает внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 67 ЖК РФ, а также подпунктом «е» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения» обязанность проводить текущий ремонт жилого помещения возложена на нанимателя жилого помещения по договору социального найма. К текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свой счет, относится, в том числе, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Заявленные истцом требования относятся к ремонту внутриквартирного оборудования, а именно теплоснабжения, выраженному в замене части инженерного оборудования – радиаторов отопления. Кроме того, находящиеся в спорной квартире радиаторы имеют отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и не относятся к общедомовому имуществу. Считает, что срок, установленный судом для проведения замены радиаторов, не соответствует принципу разумности, учитывая, что ремонтные работы в жилых помещениях муниципального жилищного фонда осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и планом-графиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО5 и ее представитель ФИО7 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указано, что в соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» указано, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23).

Вместе с тем, вышеуказанным требованиям принятое по делу судебное постановление не соответствует на основании нижеследующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилое помещение, расположенное по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес> является муниципальной собственностью Петропавловск-Камчатского городского округа.

Вступившим в законную силу решением суда от 17 апреля 2019 года по гражданскому делу за ФИО5 признано право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма, на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность заключить с ФИО5 договор социального найма квартиры <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском.

Согласно техническому паспорту на жилое помещение дом и земельный участок по <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, указанное здание является двухэтажным двухквартирным домом, 1950 года постройки.

В настоящее время договор на управление многоквартирным жилым домом № 125 по <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском не заключен.

Из пояснений истца, данных ею в ходе судебного разбирательства в суде первой и апелляционной инстанций, следует, что в спорном жилом помещении на радиаторах центрального отопления установлены отключающие устройства. Ранее 2014 года действовавшей на тот момент управляющей компанией МАУ «УЖКХ» была произведена полная замена радиаторов центрального отопления, она покупала радиаторы за свой счет, оплачивала стоимость работ по их замене.

Внеплановой выездной проверкой, проведенной Государственной жилищной инспекцией на основании приказа от 13 марта 2021 года и оформленной актом № 597/1-4Ж от 20 апреля 2021 года, установлено, что в квартире, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, температура наружного воздуха составляет 1 ?С. Температура воздуха в квартире составляет +21,9 ?С. Квартира расположена на 2 этаже 2-этажного жилого дома. В квартире оконные блоки деревянные.

В помещении комнаты (поз.5) установлены чугунные радиаторы (2шт.), перед радиаторами установлены отключающие устройства.

Прогрев 1 прибора (имеет 5 секций) составляет:

Температура поверхности до отключающих устройств составляет 47 ?С

1 секция верх+ 20 ?С; 1 секция низ + 24 ?С;

2 секция верх +20 ?С; 2 секция низ + 22 ?С;

3 секция верх + 20 ?С; 3 секция низ + 21 ?С;

4 секция верх + 20 ?С; 4 секция низ + 22 ?С;

5 секция верх + 20 ?С; 5 секция низ + 21 ?С.

Прогрев 2 прибора (имеет 6 секций) составляет:

Температура поверхности до отключающих устройств составляет 46 ?С

1 секция верх+ 20 ?С; 1 секция низ + 23 ?С;

2 секция верх +20 ?С; 2 секция низ + 22 ?С;

3 секция верх + 20 ?С; 3 секция низ + 23 ?С;

4 секция верх+ 20 ?С; 4 секция низ + 23 ?С;

5 секция верх + 20 ?С; 5 секция низ + 23 ?С;

6 секция верх + 20 ?С; 6 секция низ + 24 ?С.

В помещении комнаты (поз. 4) установлены чугунные радиаторы отопления (3 шт.). Перед радиаторами отопления установлены отключающие устройства. Наблюдается ржавчина на ребре радиатора.

Температура поверхности до отключающих устройств составляет 40 ?С

Прогрев 1 прибора (имеет 6 секций) составляет:

1 секция верх + 20 ?С; 1 секция низ + 24 ?С;

2 секция верх + 19 ?С; 2 секция низ + 21 ?С;

3 секция верх + 19 ?С; 3 секция низ + 20 ?С;

4 секция верх + 19 ?С; 4 секция низ + 20 ?С;

5 секция верх + 20 ?С; 5 секция низ + 21 ?С;

6 секция верх + 19 ?С; 6 секция низ + 20 ?С.

Прогрев 2 прибора (имеет 6 секций) составляет:

Температура поверхности до отключающих устройств составляет 40 ?С

1 секция верх + 21 ?С; 1 секция низ + 24 ?С;

2 секция верх + 21 ?С; 2 секция низ + 23 ?С;

3 секция верх + 20 ?С; 3 секция низ + 24 ?С;

4 секция верх + 21 ?С; 4 секция низ + 25 ?С;

5 секция верх + 21 ?С; 5 секция низ + 30 ?С;

6 секция верх + 22 ?С; 6 секция низ + 35 ?С.

Прогрев 3 прибора (имеет 5 секций) составляет:

Температура поверхности до отключающих устройств составляет 42 ?С

Радиатор отопления отключен в связи с протечкой, наблюдается ржавчина на резьбе радиатора.

В помещении кухни (поз. 3) установлен чугунный радиатор отопления. Перед радиаторами отопления установлены отключающие устройства.

Температура поверхности до отключающих устройств составляет 46 ?С

Прогрев данного прибора (имеет 7 секций) составляет:

1 секция верх + 42 ?С; 1 секция низ + 35 ?С;

2 секция верх + 41 ?С; 2 секция низ + 35 ?С;

3 секция верх + 40 ?С; 3 секция низ + 34 ?С;

4 секция верх + 39 ?С; 4 секция низ + 33 ?С;

5 секция верх + 38 ?С; 5 секция низ + 32 ?С;

6 секция верх + 38 ?С; 6 секция низ + 31 ?С;

7 секция верх + 37 ?С; 7 секция низ + 31 ?С.

В помещении комнаты (поз. 6) установлены чугунные радиаторы отопления (2 шт.), перед радиаторами отопления установлены отключающие устройства. 1 радиатор отопления (имеет 5 секций) отключен, в связи с протечкой, местами наблюдается ржавчина на радиаторе. Температура поверхности до отключающих устройств составляет 45 ?С.

Прогрев 2 прибора (имеет 6 секций) составляет:

Температура поверхности до отключающих устройств составляет 47 ?С

1 секция верх + 43 ?С; 1 секция низ + 47 ?С;

2 секция верх + 42 ?С; 2 секция низ + 46 ?С;

3 секция верх + 40 ?С; 3 секция низ + 46 ?С;

4 секция верх + 41 ?С; 4 секция низ + 45 ?С;

5 секция верх + 39 ?С; 5 секция низ + 44 ?С;

6 секция верх + 38 ?С; 6 секция низ + 43 ?С.

В помещении санузла установлен чугунный радиатор отопления. Перед радиаторами отопления установлены отключающие устройства.

Температура поверхности до отключающих устройств составляет 49 ?С

Прогрев данного прибора (имеет 7 секций) составляет:

1 секция верх + 49 ?С; 1 секция низ + 47 ?С;

2 секция верх + 49 ?С; 2 секция низ + 47 ?С;

3 секция верх + 49 ?С; 3 секция низ + 45 ?С;

4 секция верх + 49 ?С; 4 секция низ + 42 ?С;

5 секция верх + 47 ?С; 5 секция низ + 38 ?С;

6 секция верх + 48 ?С; 6 секция низ + 37 ?С.

7 секция верх + 47 ?С; 6 секция низ + 37 ?С.

20 апреля 2021 года по результатам проведенной Государственной жилищной инспекцией Камчатского края внеплановой проверки, в адрес Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа вынесено предписание №597/1-4Ж, которым на ответчика возложена обязанность в срок до 1 июня 2021 года выполнить замену радиаторов отопления, имеющих неравномерный прогрев (засорены), в квартире <адрес> в городе Петропавловск-Камчатский.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2021 года, отказано в удовлетворении заявления Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании вышеуказанного предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края № 597/1-4Ж незаконным и его отмене.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные в исковом заявлении работы, а именно, замена радиаторов отопления в жилом помещении, являющемся муниципальной собственностью, является обязанностью ответчика, в связи с чем, удовлетворил требования истца, возложив на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность осуществить замену радиаторов отопления в спорной квартире, предоставленной истцу по договору социального найма.

Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.

В силу положений статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Согласно части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в частности, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма

Перечень работ по текущему ремонту, выполняемому нанимателем за свой счет, определен в абзаце втором подпункта «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года № 315, согласно которому к текущему ремонту относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им (абзац третий подпункта «е» пункта 4 Типового договора социального найма).

В силу части 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества в жилом помещении.

Статьей 681 ГК РФ предусмотрено, что текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 3 октября 2006 года № КАС06-368), согласно статьям 65 и 67 ЖК РФ, предусматривающим права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель обязан, в том числе, проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Закон распределяет бремя ремонта (капитальный и текущий) жилого помещения, однако определения ремонта жилищного фонда, в зависимости от вида работ, осуществляемых наймодателем и нанимателем, не дает, поэтому работы, относящиеся к текущему ремонту, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170. Данными Правилами и нормами предусмотрены примерные перечни работ, производимых при капитальном и текущем ремонте жилищного фонда.

В силу пункта 11 Перечня работ, относящегося к текущему ремонту, утвержденному постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 Приложение 7, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления относится к работам по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 3 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилого фонда (Приложение 8 к Постановлению государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда») полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб) относятся к капитальному ремонту здания.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 36 ЖК РФ определено, что к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры, находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно пункту 6 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.

В подпункте «д» пункта 2 Правил № 491 воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Кроме того, пункт 5 Правил № 491 закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Следовательно, по смыслу пункта 6 Правил № 491 во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 и пунктом 5 Правил № 491 в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ).

Исходя из системного толкования пункта 6 Правил № 491 во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 Правил № 491, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в решении от 22 сентября 2009 года № ГКПИ09-725 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 Правил № 491», в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир.

Обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не включаются.

Как следует из учетно-технической документации, поступившей из КГБОУ «Камчатская государственная кадастровая оценка» по запросу суда апелляционной инстанции, многоквартирный жилой дом № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском представляет собой двухэтажное здание, 1950 года постройки, с двумя жилыми квартирами. Дом благоустроенный (оборудован централизованным отоплением, горячим водоснабжением, канализацией и электроснабжением).

Спорное жилое помещение - квартира № расположена на 2-м этаже указанного жилого дома № <адрес>.

Согласно пояснениям истца, данным ею в судебном заседании, изначально в жилом доме имелось шесть квартир, тогда как сейчас находится две квартиры, в одной из которых проживает ФИО5, а другая квартира - в собственности иного физического лица. В спорном жилом помещении перед радиаторами отопления установлены отключающие устройства, что подтверждается и актом внеплановой выездной проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией, от 20 апреля 2021 года.

Таким образом, с учетом указанных выше правовых норм, находящиеся в спорной квартире обогревающие элементы системы отопления (радиаторы) не входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № <адрес> в г. Петропавловск-Камчатский, поскольку имеют отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, их использование не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома и являются индивидуальными приборами (элементами системы теплоснабжения), текущий ремонт которых в силу пункта 4 части 3 статьи 67 ЖК РФ обязан осуществлять наниматель.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, текущий ремонт включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел II).

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие необходимости замены всей системы отопления и водоснабжения (в том числе стояков горячего и холодного водоснабжения, стояков отопления, являющихся общим имуществом дома) в квартире, которая относятся к капитальному ремонту, суду не представлено.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений статьи 188 ГПК РФ в необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведении аудио- или видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств суд может привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (часть 1). Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда (часть 3).

Судебной коллегией, с целью разъяснения результатов проведенной внеплановой проверки от 20 апреля 2021 года спорного жилого помещения в судебное заседание приглашена ведущий специалист Государственной жилищной инспекции Камчатского края ФИО1., которая пояснила, что в квартире истца на момент проверки имелась допустимая температура воздуха +21,9 градусов Цельсия. На основании правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда температура в радиаторах должна иметь равномерный нагрев, вместе с тем температурные значения неравномерного прогрева, при которых требуется замена радиаторов отопления, законодательно не установлены. Качество коммунальной услуги по отоплению определяется именно температурой воздуха в помещении, но в то же время радиаторы должны быть прогреты равномерно. В квартире она осмотрела все девять радиаторов, два их которых были отключены, в связи с чем, она не смогла установить равномерность прогрева, температура прогрева остальных радиаторов отопления разнилась. Ею было вынесено предписание о замене части радиаторов, имеющих неравномерный прогрев, в количестве семи штук. Она посчитала целесообразнее произвести замену радиаторов, поскольку полагала, что прочистка радиаторов от засоров иными различными способами не поможет. При этом указала, что не имеется нормативно-правовых актов, предусматривающих, в каких случаях радиаторы отопления подлежат замене, а в каких – прочистке от засоров, а также отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие, при каких показателях неравномерного нагрева радиаторов отопления требуется их замена.

Как пояснил представитель истца в суде апелляционной инстанции, первоначально исковые требования заявлены ФИО5 на основании предписанияГосударственной жилищной инспекции Камчатского края о замене радиаторов отопления, имеющих неравномерный прогрев (засорены), вместе с тем, поскольку при проведении проверки два радиатора отопления из имеющихся девяти специалистом не обследовались по причине их отключения, то полагали, что замене подлежат не все радиаторы отопления (девять), а семь радиаторов отопления.

Вместе с тем, как следует из пояснений специалиста Государственной жилищной инспекции Камчатского края, предписание о замене радиаторов отопления вынесено ею при наличии в квартире истца допустимой температуры воздуха +21,9 градусов Цельсия, и в отсутствие нормативно-правовых актов, предусматривающих, в каких случаях радиаторы отопления подлежат замене, а в каких – прочистке от засоров, а также нормативно-правовых актов, устанавливающих, при каких показателях неравномерного нагрева радиаторов отопления требуется их замена, тогда как в соответствии сПриложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, и в частности, пунктом 15 предусмотрено обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже + 18 °C (в угловых комнатах - + 20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже + 20 °C (в угловых комнатах - + 22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).

При этом ссылка ФИО5 на то, что допустимая температура в квартире достигалась за счет использования трех масляных обогревателей, является голословной и ничем не подтверждается.

Согласно Типовому договору социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21мая 2005 года № 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относится, в том числе, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (теплоснабжения). Указанные условия включены и в заключенный с ФИО5 договор социального найма жилого помещения (пп. «е» п. 4 договора).

Исходя из изложенного, а также руководствуясь разъяснениями, содержащимся в подпункте «е» пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», абзацем вторым подпункта «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21мая 2005 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что из имеющихся в материалах дела доказательств не следует, что в квартире требуется проведение работ капитального характера, в частности, по замене системы внутриквартирных инженерных сетей.

При таких обстоятельствах, оснований для возложения на ответчика обязанности организовать проведение работ по замене радиаторов в спорном жилом помещении у суда первой инстанции не имелось, поскольку на истце, как нанимателе спорного жилого помещения, лежит обязанность по проведению текущего ремонта в данном жилом помещении, как одного из условий предоставления ФИО5 муниципальным образованием указанного жилого помещения по договору социального найма.

Ссылка истца и ее представителя на наличие предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края, возлагающего на ответчика обязанность выполнить замену радиаторов отопления, имеющих неравномерный прогрев (засорены), в спорной квартире, подлежит отклонению, поскольку, учитывая положения статьи 67 ГПК РФ, данное предписание от 20 августа 2021 года оценено судебной коллегией как одно из доказательств по делу, которое однозначно не свидетельствует об отсутствии у истца обязанности производить текущий ремонт в жилом помещении, предоставленном ей по договору социального найма, тогда как исполнение данного предписания вправе требовать орган, его вынесший, в соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

Исходя из изложенного, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2021 года отменить.

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности организовать проведение работ по замене радиаторов отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: город Петропавловск-Камчатский, <адрес>, отказать.

Председательствующий

Судьи