Судья Гусельникова М.А. Дело ***
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2018 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре | ФИО1, ФИО2, Юрьевой М.А., ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску ФИО4 к администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет в должности муниципального служащего, возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы и назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Юрьевой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет в должности муниципального служащего, возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы и назначить пенсию.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГ она работала специалистом в Новоперуновском сельсовете, с ДД.ММ.ГГ – главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Новоперуновского сельсовета, с ДД.ММ.ГГ – главным специалистом по налогам и сборам администрации Новоперуновского сельсовета. Ее стаж работы на муниципальной службе составляет более 15 лет. Однако решением главы администрации Новоперуновского сельского совета от ДД.ММ.ГГ ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
Общий стаж работы в администрации Новоперуновского сельсовета составляет 21 год. Она выполняла работу специалиста и главного бухгалтера. Администрация в её муниципальный стаж включила работу специалиста и только пять лет работы главным бухгалтером. В ее стаж не включили остальные года работы главным бухгалтером, хотя она получала в это время муниципальную надбавку 50%. Эту надбавку перестали выплачивать с ДД.ММ.ГГ.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец (с учетом уточнения требований) просила признать решение главы администрации Новоперуновского сельского совета от ДД.ММ.ГГ незаконным, обязать включить в стаж муниципальной службы период ее работы главным бухгалтером в Новоперуновском сельском совете с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и назначить пенсию за выслугу лет с даты обращения с ДД.ММ.ГГ.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования ФИО4 удовлетворены и постановлено:
признать незаконным отказ главы администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в назначении ФИО4 пенсии за выслугу лет за работу в должности муниципального служащего.
Обязать администрацию Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края включить в стаж муниципальной службы ФИО4 период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности главного бухгалтера Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что период работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности главного бухгалтера не относится к муниципальной службе.
Из содержания частей 2 и 3 ст. 10 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О муниципальной службе» периоды работы на иных должностях, не относящихся к должностям государственной и муниципальной службы засчитываются в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, либо для назначении пенсии за выслугу лет. Таким образом, законодателем установлено два вида муниципальной службы. Зачет иных периодов в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет производится не только в соответствии с порядком установленным федеральным законодательством, законодательством Алтайского края, но и муниципальными правовыми актами.
Порядком принятия решений о включении в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденном постановлением администрации Новоперуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГ***, не предусмотрено возможности включения в стаж муниципальной службы для назначения пенсии периодов работы на должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Включение распоряжением администрации Новоперуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГ в стаж муниципальной службы периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности главного бухгалтера согласно протоколу комиссии от ДД.ММ.ГГ***, распоряжения администрации Новоперуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГ*** увеличило стаж муниципальной службы ФИО4 для назначения ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, но не для назначения пенсии за выслугу лет.
По смыслу Указа Президента от ДД.ММ.ГГ*** должность специалиста, служащего в органах местного самоуправления, существовавшая в период с ДД.ММ.ГГ до введения соответствующих реестров, должна иметь свой аналог в Реестрах государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.
Приложением *** к постановлению администрации Новоперуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении должностей муниципальной службы администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> утверждены должности руководителей и специалистов централизованной бухгалтерии - главный бухгалтер, бухгалтер. Данные должности в штатных расписаниях администрации Новоперуновского сельсовета 1993-1997 гг. именовались соответственно главный бухгалтер, бухгалтер расчетной группы. По мнению заявителя это свидетельствует, что работа в должности кассира и бухгалтера относится к работе технического персонала и не относится к муниципальной службе.
Суд ошибочно пришел к выводу, что стаж для назначения ФИО4 пенсии по выслуге лет составляет более 15 лет. Полагает, что стаж муниципальной службы истца составляет 05 лет 04 месяца 18 дней, что согласно действующему законодательству не достаточно для назначения пенсии по выслуге лет.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО4 просит оставить решение суда без изменения, жалобу-без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции ФИО4 поддержала доводы возражений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной иснтанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными закона и законами субъекта Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 9 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ «О муниципальной службе в Алтайском крае».
В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских (муниципальных) служащих, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» называет пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 принята на работу главным бухгалтером централизованной бухгалтерии Новоперуновского сельского совета со ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ – переведена на должность главного специалиста по налогам и сборам администрации сельсовета, с 2012 года является получателем страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГ обратилась в администрацию Новоперуновского сельского совета с заявлением о назначении доплаты к пенсии.
Главой администрации Новоперуновского сельского совета ДД.ММ.ГГФИО4 отказано в назначении пенсии за выслугу лет за работу муниципальным служащим.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии по выслуге лет лицам, получающим пенсию по старости (инвалидности) замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новоперуновского сельсовета на момент обращения ФИО4 с заявлением о назначении пенсии, регулировался Положением о пенсионного обеспечении муниципальных служащих в Новоперуновском сельсовете, утвержденным решением Совета депутатов Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции изменений от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***).
В соответствии с п. 6 названного Положения, стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на пенсию, исчисляется в соответствии требованиям Закона Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае».
Статьей 25 Федерального закона о муниципальной службе закреплено, что исчисление стажа муниципальной службы, включение в него периодов работы в иных должностях, зачет иных периодов трудовой деятельности, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона Алтайского края о муниципальной службе в Алтайском крае (здесь и далее нормы закона приводятся в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, т.е. на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии), в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы в: должностях муниципальной службы; муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы; иных должностях, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ.
Согласно пп. «к» п. 14 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, включаются должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах местного самоуправления с ДД.ММ.ГГ до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы закреплены в пп. «к» п. 15 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***.
Кроме того, согласно п. 20 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Порядком принятия решений о включении в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организация, утвержденным постановлением администрации Новоперуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГ*** (с изменениями от ДД.ММ.ГГ***), также установлено, что периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организация, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения обязанности в соответствии с должностной инструкцией, подлежат включению в стаж муниципальной службы совокупной продолжительностью не более пяти лет.
Впервые Реестр должностей муниципальной службы в Алтайском крае утвержден Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае», вступил в силу с ДД.ММ.ГГ; Реестр должностей муниципальной службы администрации Новоперуновского сельсовета, утвержден постановлением администрации от ДД.ММ.ГГ***.
Таким образом, при решении вопроса о включении в стаж муниципальной службы ФИО4 периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае юридическое значение имеет установление факта того, занимала ли истец должность руководителя, специалиста и служащего в органе местного самоуправления (пп. «к» п. 14 Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***) или выполняла работу на предприятии, в учреждении и организации опыт и знание которой, необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципального служащего, период на которой может быть включен в стаж муниципальной службы не более 5 лет (п. 20 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***).
Оценив представленные в материалы дела документы, относящиеся к трудовой деятельности истца в спорный период времени, суд пришел к обоснованному выводу о том, что каких-либо доказательств, свидетельствующих об образовании в установленном порядке при администрации Новоперуновсеого сельсовета централизованной бухгалтерии, как структурного подразделения органа местного самоуправления или муниципального учреждения (предприятия), а также прекращения ее деятельности не представлено, в связи с чем правомерно указал, что ФИО4 в спорный период выполняла трудовые функции в органе местного самоуправления-администрации Новоперуновсеого сельсовета, которая являлась исполнительным органом местного самоуправления, осуществлявшим исполнительно-распорядительные функции, в том числе в бюджетно-финансовой сфере.
При этом проанализировав должностные обязанности главного бухгалтера администрации Новоперуновского сельсовета в системе действовавшего законодательства о возложении на местные администрации функций по формированию доходной части местных бюджетов за счет местных налогов и сборов, распоряжению бюджетом и контролю за его исполнением суд правильно сослался на то, что выполняя работу главного бухгалтера администрации Новоперуновского сельсовета в спорный период, истец выполняла обязанности по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления, то есть являлась служащей органа местного самоуправления.
Включая спорный период в стаж муниципальной службы, суд правомерно руководствовался ст. 10 Закона Алтайского края о муниципальной службе, устанавливающей, что в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в иных должностях, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ, которыми предусмотрены специалисты и служащие органов местного самоуправления с ДД.ММ.ГГ до введения в действие реестров государственных должностей государственной службы Российской Федерации (ч. ДД.ММ.ГГ) и субъектов (с ДД.ММ.ГГ).
Приняв во внимание, что названными Указами Президента Российской Федерации утверждены перечни должностей для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем засчитываемый период ограничен сроком введения реестров государственных должностей государственной службы, суд пришел к правильному выводу, что при назначении пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Алтайского края в стаж муниципальной службы включаются периоды работы в иных должностях органов местного самоуправления с ДД.ММ.ГГ до введения реестра муниципальных служащих – ДД.ММ.ГГ.
Помимо этого, при включении в муниципальный стаж спорного периода следует учитывать, что как усматривается из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, работая в администрации Новоперуновского сельсовета в указанной должности истец получала надбавки, как муниципальный служащий.
Кроме того, суд правильно пришел к выводу, что занимаемая истцом должность главного бухгалтера Администрации Новоперуновского сельсовета, в силу выполняемых ею функций, соответствовала определению должности муниципальной службы, предусмотренному федеральным и региональным законодательством, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и муниципальной службы в периоды с введения в действие реестров государственных должностей государственной службы Российской Федерации (с ДД.ММ.ГГ) до введения реестра должностей муниципальной службы в Алтайском крае (ДД.ММ.ГГ).
Впервые Реестр должностей муниципальной службы в Алтайском крае введен Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае», действовавшим до ДД.ММ.ГГ, которым установлено, что данный реестр является перечнем должностей муниципальной службы, в соответствии с которым формируются структура и штаты органов местного самоуправления в крае.
Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении перечня разновидностей государственных должностей государственной службы Алтайского края, учрежденных для обеспечения деятельности главы администрации края» при приведении в соответствие с Реестром государственных должностей государственной службы Алтайского края должностей, обеспечивающих деятельность администрации Алтайского края, должность главного бухгалтера отнесена к должности главного специалиста.
Не приведение муниципальных правовых актов в соответствие с краевыми, то есть, должностей, являющихся по своей правовой природе должностями муниципальной службы, предусмотренными Реестром должностей муниципальной службы в Алтайском крае, в реестр муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальном образовании ведет к нарушению установленных общих принципов организации местного самоуправления и учреждения соответствующих функциональному назначению должностей муниципальной службы в муниципальном образовании, нарушению принципа единства основных требований к муниципальной службе и равного доступа граждан к данному виду службы, равных условий ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего, что противоречит действующему законодательству, и не может повлечь неблагоприятных последствий для муниципальных служащих при решении вопроса о назначении им пенсии за выслугу лет.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что занимаемая истцом должность главного бухгалтера администрации Новоперуновского сельсовета соответствует определению должности муниципальной службы, предусмотренному федеральным и региональным законодательством, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и муниципальной службы в спорные периоды, следовательно, периоды работы истца в данной должности должны быть включены в стаж муниципальной службы, в связи с чем доводы жалобы о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являются необоснованными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда о необходимости включения в стаж муниципальной службы спорного периода, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности, в связи с чем не могут повлечь отмены по существу правильного судебного решения.
Иных доводов, заслуживающих внимания и являющихся основанием для отмены постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку доводы жалобы не опровергают обоснованность и законность выводов суда первой инстанции, процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Новоперуновского сельсовета <адрес> Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: