ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5845/2022 от 26.04.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело № 33-5845/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26.04.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Подкорытовой Н.П.

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Адамовой К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7», Департаменту образования администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика Департамента образования администрации г. Екатеринбурга на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 18.02.2022.

Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., объяснения представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области З.Е.А., представителя ответчика Департамента образования администрации г. Екатеринбурга С.М.О., судебная коллегия

установила:

прокурор Октябрьского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой района выездной проверки выявлено отсутствие в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении СОШ № 7 на 1 этаже здания, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 100 А, помещения для охраны, системы охранной сигнализации здания. Данные обстоятельства ведут к нарушению требований, предъявляемых к системам защиты и охраны жизни детей, обучающихся в учреждении, а также способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании устава, утвержденного распоряжением Департамента образования администрации г. Екатеринбурга, в соответствии с которым собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Екатеринбург», учредителем - Департамент образования администрации г. Екатеринбурга. С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, прежде всего несовершеннолетних обучающихся, на безопасность, охрану жизни и здоровья. Согласно акту категорирования здание учреждения, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 100А, отнесено к I категории опасности.

В целях защиты прав неопределенного круга лиц истец просил обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – СОШ № 7 оборудовать занимаемое здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 100А, помещением на 1 этаже для охраны, системой охранной сигнализации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложить на Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга обязанность по выделению финансирования образовательного учреждения в целях выполнения указанных мероприятий в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 18.01.2022 исковые требования удовлетворены. Суд постановил: возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» обязанность оборудовать занимаемое здание по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 100А, помещением для охраны на первом этаже, системой охранной сигнализации в срок до 01.09.2022.

Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» в доход муниципального образования «город Екатеринбург» государственную пошлину в размере 300 руб.

Возложить на Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга обязанность выделить Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 7» финансирование в целях выполнения мероприятий по оборудованию здания школы помещением для охраны на первом этаже и системой охранной сигнализации в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчиком Департаментом образования администрации г. Екатеринбурга подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 18.01.2022 отменить в части возложения обязанности на Департамент образования принять меры по обеспечению финансирования МАОУ СОШ № 7 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять по делу новое решение. Оспаривая законность и обоснованность решения, ответчик указывает, что выводы суда о наличии у Департамента образования обязанности обеспечить финансирование указанных в исковом заявлении мероприятий является незаконным, судом не применены нормы бюджетного законодательства, подлежащие применению. Департамент ежегодно предоставляет Учреждению субсидию на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания. Возложение на Департамент обязанности осуществить финансирование заявленных мероприятий является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления. Судом не принято во внимание, что МАОУ СОШ № 7 является автономным учреждением, имеет право оказывать платные услуги, плата за которые поступает на счет Учреждения. Указанные требования заявлены до истечения срока на выполнение рекомендаций по антитеррористической безопасности, что не может быть признано в качестве нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

От прокуратуры Октябрьского района г. Екатеринбурга поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых и.о. заместителя прокурора района Я.М.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга С.М.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, решение просила отменить.

Представитель истца прокурор З.Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители ответчика МАОУ СОШ № 7, третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела следует, что МАОУ СОШ № 7 находится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 100А (п. 1.4 устава), осуществляет образовательную деятельность на основании устава, утвержденного распоряжением Департамента образования администрации г. Екатеринбурга.

В соответствии с данным уставом собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Екатеринбург», учредителем учреждения - Департамент образования администрации г. Екатеринбурга (п. 1.6 устава).

С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, прежде всего несовершеннолетних обучающихся, на безопасность, охрану жизни и здоровья.

Согласно акту категорирования, здание учреждения, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 100А, отнесено к I категории опасности.

14.05.2021 прокуратурой Октябрьского района г. Екатеринбурга в адрес Управления вневедомственной охраны по г. Екатеринбургу-филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» (далее – УВО по г. Екатеринбургу - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области») направлено требование о предоставлении информации по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования, расположенных на территории Октябрьского района г. Екатеринбурга.

Как следует из представленного ответа от 03.06.2021, в ходе проверок сотрудниками УВО по г. Екатеринбургу - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» выявлено, что в МАОУ СОШ № 7 отсутствует помещение охраны на первом этаже с установкой в нем систем охранной, тревожной сигнализации, а также системы видеонаблюдения; а также отсутствует охранная сигнализация здания школы.

Согласно уставу МАОУ СОШ № 7, к компетенции учредителя относятся также утверждение муниципального задания, решение вопросов о выделении из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» средств для обеспечения уставной деятельности учреждения, включая развитие материально-технической и научно-методической базы учреждения, проведение капитального ремонта, решение вопросов с Департаментом по управлению муниципальным имуществом о передаче в оперативное управление учреждения имущественного комплекса для осуществления уставной деятельности, координация деятельности учреждения, в том числе в части соблюдения прав и законных интересов детей, родителей (законных представителей), работников учреждения, доведение субсидий до учреждения, осуществление иных функций и полномочий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области, нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления МО «город Екатеринбург» (п. 6.4 Устава).

Материалы дела не содержат конкретных сведений о принятых мерах по выделению Департаментом образования города субсидии МАОУ СОШ № 7 для финансирования оборудования занимаемого здания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 100А помещением для охраны на первом этаже, системой охранной сигнализации и достаточности этих средств (в том числе средств самого учреждения).

Разрешая заявленные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга, оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований, поскольку образовательной организацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он основан на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сделан в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Несоблюдение требований действующего законодательства по выполнению обязательных мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защищенности и обеспечению безопасного функционирования здания образовательного учреждения, создает угрозу жизни и здоровья, как несовершеннолетних учащихся, так и работников учреждения.

Доводы апелляционной жалобы Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга о том, что школа как автономное учреждение обладает собственными средствами для выполнения требований Постановления № 1006, потому оснований для возложения на Департамент дополнительных обязанностей по выделению средств, не имеется, отклоняются судебной коллегией.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 56 Устава муниципального образования город Екатеринбург, принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1 (далее - Устав муниципального образования «город Екатеринбург»), муниципальное образование в установленном порядке создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений осуществляет администрация города Екатеринбург в лице органов администрации города Екатеринбурга.

Согласно п. 1 Положения «О Департаменте образования администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2014 № 20/18 Департамент образования администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 8 п. 11 названного Положения в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования выполняет функции по обеспечению выполнения муниципальными образовательными и подведомственными организациями мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятию ими мер по профилактике терроризма, созданию безопасных условий и соблюдению требований охраны труда. Согласно подпункту 26 названного пункта Положения, Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования г. Екатеринбурга, а в соответствии с пп. 1 этого же пункта, от имени администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом Администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий Администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо прочего осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования города Екатеринбурга; разрабатывает нормативы финансовых затрат на предоставление муниципальными образовательными и подведомственными организациями муниципальных услуг (выполнение работ); устанавливает муниципальные задания на оказание муниципальных услуг муниципальными образовательными и подведомственными организациями в соответствии с их уставной деятельностью, заключает с ними соглашения о предоставлении субсидий на выполнение муниципальных заданий; составляет бюджетную роспись Департамента как главного распорядителя бюджетных средств, доводит показатели бюджетной росписи и кассового плана, лимиты бюджетных обязательств до подведомственных получателей бюджетных средств (пункты 26 - 29); выполняет в отношении муниципальных образовательных и подведомственных организаций функции в сфере закупок, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственной власти, муниципальными правовыми актами для органа, осуществляющего полномочия учредителя, главного распорядителя бюджетных средств муниципальных образовательных и подведомственных организаций (п. 32 Положения).

Из устава МАОУ СОШ № 7 следует, что доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, и приобретенное имущество поступает в самостоятельное распоряжение Учреждения, и используется только на цели, определенные уставом. Целями Учреждения является образовательная деятельность.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент образования Администрации города Екатеринбурга, являясь главным распорядителем бюджетных средств в части расходов в сфере образования, и уполномоченным органом местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Вопреки утверждению ответчика, суд не вмешивался в финансовую деятельность органа местного самоуправления, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Вопреки доводам жалобы, выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Все собранные по настоящему делу доказательства оценены судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 18.01.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента образования Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.

Председательствующий

Д.Е. Ковелин

Судьи

Р.В. Кучерова

Н.П. Подкорытова