Председательствующий по делу Дело №33-5850-2016
Судья Сенотрусова Т.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Усольцевой С.Ю.
судей краевого суда Щаповой И.А., Смолякова П.Н.
при секретаре Брюховой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 декабря 2016 года гражданское дело по иску ФИО1 к Краевому государственному учреждению «Читинская база авиационной охраны лесов» о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО2
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 27 октября 2016 года, которым постановлено исковые требования ФИО1 к КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» удовлетворить частично.
Признать действия КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы ниже МРОТ – незаконными.
Взыскать с Краевого государственного учреждения «Читинская база авиационной охраны лесов» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <Дата> по <Дата> в сумме 6.480,98 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 300 руб.
Обязать Краевое государственное учреждение «Читинская база авиационной охраны лесов» в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы ФИО1 при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с 1-го числа месяца, следующего за днем вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 700 руб.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на нарушение работодателем ее трудовых прав начислением и выплатой заработной платы с включением в нее районного коэффициента и надбавки за непрерывный стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу за период с 01 июля по <Дата>.
Просила взыскать с ответчика неначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 6.480,98 руб., компенсацию морального вреда 1.000 руб.; признать действия работодателя по начислению заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы ниже установленного минимального размера оплаты труда – незаконными, а также обязать ответчика в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного размера оплаты труда.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО2 просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта. Указывает, что судом не учтена действующая судебная практика Верховного Суда Российской Федерации по делам аналогичной категории данному делу. Решение судом постановлено при неправильном применении норм материального права.
В судебное заседание не явилась истица, не имеет возможности участвовать в рассмотрении дела.
Учитывая мнение представителя ответчика, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Изучив материалы гражданского дела, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.167 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, которую в судебном заседании поддержала представитель ответчика ФИО2, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 работает в КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» с <Дата> техником-радиооператором 3 класса, заработная плата истца состоит из должностного оклада, районного коэффициента – 50%, надбавки за непрерывный стаж работы – 50%.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска, при этом правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, применив материальный закон, подлежащий применению. Выводы суда мотивированно приведены в решении и сомнений у судебной коллегии не вызывают.
В соответствии со ст.146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В силу ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (ст.316 ТК РФ). Аналогичные положения содержатся и в ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 года №12 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с указанным Перечнем Тунгокоченский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст.129 ТК РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ).
Однако действующей в настоящее время ч.3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст.133.1 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Оценив в совокупности представленные доказательства, проанализировав нормы действующего трудового законодательства, регулирующие спорные правоотношения, учитывая фактически отработанное истцом в спорный период время, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с работодателя в пользу истца не начисленную и не выплаченную заработную плату.
Доводы апелляционной жалобы о том, что тарифные ставки, оклады могут быть меньше, чем минимальный размер оплаты труда, но оплата труда конкретного работника с учетом всех надбавок и доплат не должна быть менее этого размера, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из изложенного выше следует, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, поскольку являются дополнительной компенсацией в связи с работой и проживанием в неблагоприятных климатических условиях. Иное исчисление заработной платы работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в такой местности, приведет к уравниванию с минимальной заработной платой работников, не работающих в подобных условиях, и будет являться нарушением принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило бы закону.
Принимая во внимание, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права относительно начисления и выплаты заработной платы лицам, проживающим и работающим в местностях, приравненных к Крайнему Северу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 27 октября 2016 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Краевого государственного учреждения «Читинская база авиационной охраны лесов» ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи