Судья Агрба Д.А. дело № 33-5856/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 апреля 2018г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Щетининой Е.В.,
судей Котельниковой Л.П., Шамрай М.С.,
при секретаре Гребенкиной Э.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Октябрьском районе Ростовской области о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии, по апелляционной жалобе ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 декабря 2017 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии, указав в обоснование заявленных исковых требований, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. ФЗ-400«О страховых пенсиях». Решением ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону от 20.07.2017г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. В специальный стаж истца не были включены периоды работы: с 31.08.2001г. по 31.12.2002г. (01 год 04 мес. 01 дн.) в качестве старшего производителя работ ООО «СКВИАЛ» по причине отсутствия должности в Списке 2 от 26.01.1991г. раздела XXVII (старший производитель работ в производстве «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов); с 01.01.2007г. по 29.06.2007г. (00 лет 05мес. 29 дн.) в качестве производителя работ ООО «Ростовавтодорстрой» по причине отсутствия кода льготы индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ( далее по тексту- ИЛС); с 02.07.2007г. по 31.12.2008г. (01 год 06 мес. 00 дн.) в качестве производителя работ ООО «Ростовавтодорстрой» по причине отсутствия кода льготы на ИЛС; с 30.01.2011г. по 31.03.2011г. (00 лет 02 мес. 01 дн.) в качестве производителя работ ООО «Ростовавтодорстрой» по причине отсутствия кода льготы на ИЛС ; с 23.01.2012г. по 31.03.2012г. (00 лет 02 мес. 09 дн.) в качестве производителя работ ООО «Ростовавтодорстрой» по причине отсутствия кода льготы на ИЛС; с 11.12.2012г. по 16.12.2012г. (00 лет 00 мес. 06 дн.) в качестве производителя работ ООО «Ростовавтодорстрой» по причине отсутствия кода льготы на ИЛС; с 19.01.2013г. по 31.03.2013г. (00 лет 02 мес. 13 дн.) в качестве производителя работ ООО «Ростовавтодорстрой» по причине отсутствия кода льготы на ИЛС;
С данным решением пенсионного органа истец не согласен, полагает, что оснований для отказа в назначении пенсии по пп.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. ФЗ-400«О страховых пенсиях» не имелось.
Истец, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просил суд признать незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости и включить в его специальный стаж периоды работы с 31.08.2001 по 31.12.2002 в должности старшего производителя работ в ООО «СКВИАЛ», с 01.01.2007 по 29.06.2007, с 02.07.2007 по 31.12.2008, с 30.01.2011 по 31.03.2011, 23.01.2012 по 31.03.2012, с 11.12.2012 по 16.12.2012, 19.01.2013 по 31.03.2013 в должности производителя работ в ООО «Ростовавтодорстрой», с 19.05.2014 по 26.04.2016 в должности производителя работ в ООО «Южная строительная компания», с 27.04.2016 по 14.05.2017 в должности производителя работ в ООО «СК Беттекс», а также обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения.
Решением Октябрського районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 декабря 2017 года исковые требования истца удовлетворены частично.
Суд обязал ГУ ПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы с 31.08.2001 по 31.12.2002 в должности старшего производителя работ в ООО «СКВИАЛ», с 01.01.2007 по 29.06.2007, с 02.07.2007 по 31.12.2008 в должности производителя работ в ООО «Ростовавтодорстрой», с 19.05.2014 по 26.04.2016 года в должности производителя работ в ООО «Южная строительная компания», с 27.04.2016 по 14.05.2017 в должности производителя работ в ООО «СК Беттекс», назначив ФИО1 пенсию с 30 мая 2017 года.
В остальной части исковые требования ФИО1 были оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону считает решение суда незаконным и необоснованным, просит отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Апеллянт указывает на то, что судом не было учтено то обстоятельство, что старшие производители работ по Списку № 2, и Раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, Реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным разделом не пользуются.
По мнению апеллянта, судом не учтён факт того, что за периоды работы истца с 01.01.2007 г. по 29.06.2007 г., с 02.07.2007г. по 31.12.2008г., с 19.05.2014г. по 26.04.2016г., 27.04.2016г. по 14.05.2017г. индивидуальные сведения о его работе на льготных условиях, работодателями в органы пенсионного обеспечения не подавались.
В 2007-2008гг. работодатель истца - ООО «Ростовавтодорстрой» не состоял на учёте в Пенсионном фонде, как организация, имеющая рабочие места, дающие право на назначение досрочных пенсий. Перечни рабочих мест, наименований профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда, работа в которых дает право на досрочную пенсию, не подавались.
В 2016-2017гг. ООО «СК Беттекс» также не состояло на учёте в Пенсионном фонде, как организация, имеющая рабочие места, дающие право на назначение досрочных пенсий. При этом, перечни рабочих мест, наименований профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда, работа в которых дает право на досрочную пенсию, не подавались.
Апеллянт обращает внимание на то, что в спорные периоды работы истца обоснованно в индивидуальных сведениях не заявляются коды льготы специального трудового стажа ввиду отсутствия условии для их проставления, данные обстоятельства судом не были учтены.
ФИО1 с доводами апелляционной жалобы не согласился, представил возражения, в которых решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и его представителя, а также представителя ответчика. проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ".
Назначение пенсии по данным основаниям производится в строгом соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", вступил в силу с 1 января 1992г., Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноля 2002г. №516.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абз.1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда РФ 22 мая 1996 г. N 29).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам пп. "а" п. 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1015, определено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1-3 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено, что истец, достигнув 55 летнего возраста, 15 мая 2017 года обратился в ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В специальный стаж истца не были включены следующие периоды работы: с 31.08.2001 по 31.12.2002 в должности старшего производителя работ в ООО «СКВИАЛ», с 01.01.2007 по 29.06.2007, с 02.07.2007 по 31.12.2008, с 30.01.2011 по 31.03.2011, 23.01.2012 по 31.03.2012, 11.12.2012 по 16.12.2012, 19.01.2013 по 31.03.2013 в должности производителя работ в ООО «Ростовавтодорстрой», с 19.05.2014 по 26.04.2016 года в должности производителя работ в ООО «Южная строительная компания», с 27.04.2016 по 14.05.2017 в должности производителя работ в ООО «СК Беттекс».
При этом, период работы с 31.08.2001 по 31.12.2002 в должности старшего производителя работ в ООО «СКВИАЛ» не был включен в специальный стаж истца со ссылкой на то, что должность «старший производитель работ» не поименована в списке, а периоды работы с 01.01.2007 по 29.06.2007, с 02.07.2007 по 31.12.2008, с 30.01.2011 по 31.03.2011, 23.01.2012 по 31.03.2012, 11.12.2012 по 16.12.2012, 19.01.2013 по 31.03.2013 в должности производителя работ в ООО «Ростовавтодорстрой» не включены в специальный стаж, поскольку на индивидуальном лицевом счете отсутствует код льготы.
В решении ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону по включению в специальный стаж периодов работы истца с 19.05.2014 по 26.04.2016 в должности производителя работ в ООО «Южная строительная компания» и с 27.04.2016 по 14.05.2017 в должности производителя работ в ООО «СК Беттекс» информации не содержится
По подсчетам ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону общий стаж истца определен 34 лет 06 месяцев 17 дней, специальный - 07 года 05 месяцев 19 дней.
Решением УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону от 20.07.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности ( л.д. 23-25).
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, исходил из того, что сведения о работе истца в указанные периоды по профессии производитель работ, которая предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, а также период работы в качестве старшего производителя, не предусмотренного Списками - подтверждены записями в трудовой книжке истца. Суд указал, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в ее трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в его трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом суд отметил, что обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 09 апреля 2002 года (л.д.23).Таким образом, с даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования его стаж, в том числе и специальный, подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела истец в период с 31.08.2001г. по 31.12.2002 г. работал старшим производителем работ в ООО «СКВИТАЛ».
Согласно Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 126.12.1994 № 367) состоит из кодового обозначения профессий рабочих и должностей служащих.
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" составлены по производственному признаку и содержат наименования профессий согласно Общесоюзному классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), который в свою очередь соответствует в части наименований профессий выпускам Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕКТС).
Однако, Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми. условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", относит профессию производителя работ к категории «руководители и специалисты» (в Приложении), но никак не категории «рабочие».
Между тем, квалификационный Справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998г. № 37 указывает на то, что профессия производителя работ к профессии рабочего не относится, что также подтверждается квалификационной характеристикой должности производителя работ (прораба) (в Приложении).
Списком N 2 от 1991 г. в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" поименованы мастера строительных и монтажных работ, а также производители работ, а старшие производители работ в указанном списке не поименованы.
Вывод суда о идентичности вышеуказанных должностей, поскольку указание «старший» характеризует лишь степень квалификации рабочего, судебная коллегия считает не правильным, не основанным на нормах закона, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
В этой связи ссылку суда на п. 9 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, также нельзя признать обоснованной.
Изложенное указывает на то, что старшие производители работ по Списку № 2, раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным разделом не пользуются.
Периоды работы истца с 01.01.2007г. по 29.06.2007г. и с 02.07.2007г. по 31.12.2008г. в качестве производителя работ ООО «Роставтодорстрой» пенсионным органом не зачтен в льготный стаж со ссылкой на то, что в указанные периоды стаж истца представлен работодателем на общих основаниях
Из уточняющей справки от 15.05.2017г. от 01/153, выданной ФИО1 ООО «Ростовавтодорстрой» следует, что в период с 02.07.2007г. по 31.12.2008г. в должности производителя работ истец работал полный рабочий день, полную рабочую неделю. В данной справке также указано, что по этому периоду стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст.27,28 ФЗ РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следует учесть по данным персонифицированного учета (л.д.26).
При этом, из справки от 20.07.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ООО «Ростовавтодорстрой», представленной в пенсионный орган следует, что в связи с тем, что ООО «Ростовавтодорстрой» за 2007, 2008г. не предоставляло «Перечни рабочих мест, наименований, профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда, работа которых дает право на досрочную пенсию» в ПФР РФ, то работодатель истца - ООО «Ростовавтодорстрой» просил считать указанную выше справку от 15.05.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН необоснованно выданной ( л.д. 37).
В материалах дела также имеется письмо ГУ УПФР Железнодорожного района в г. Ростове-на-Дону от 08.06.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, из которого следует, что в 2007-2008гг. ООО «Ростовавтодорстрой» не состояло на учёте в Пенсионном фонде, как организация, имеющая рабочие места, дающие право на назначение досрочных пенсий. Перечни рабочих мест, наименований профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда, работа в которых дает право на досрочную пенсию, не подавались. Кроме того, в данном письме ООО «Ростовавтодорстрой» указано, что представленные ООО «Ростовавтодорстрой» сведения за периоды с 30.01.2011 по 31.03.2011, 23.01.2012 по 31.03.2012, 11.12.2012 по 16.12.2012, 19.01.2013 по 31.03.2013 являются правильными и корректировке не подлежат, так как согласно справкам о режиме, представленным предприятием, в эти периоды в связи с отсутствием объема работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог ФИО1 был занят на работах по зимнему содержанию автомобильных дорог (л.д.38).
В судебном заседание суда апелляционной инстанции обозревалось пенсионное дело ФИО1, представленное представителем ответчика.
Период работы истца с 19.05.2014г. по 26.04.2016г. в качестве производителя работ ООО «Южная строительная компания» также не включен ответчиком в специальный стаж истца, поскольку стаж истца представлен работодателем на общих основаниях.
Так, из представленной ГУ УПФР в г.Батайске информации от 25.01.2018г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на запрос ответчика, содержащейся в пенсионном деле истца, следует, что в 2014г.-2016г. ООО «ЮСК» не состоял на учете в пенсионном фонде, как организация, имеющая рабочие места, дающие право на назначение досрочных пенсий. Перечни рабочих мест, наименований профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда, работа в которых дает право на досрочную пенсию не подавались.
Период работы истца с 27.04.2016г. по 14.05.2017г. в ООО «СК Беттекс» также не был включен пенсионным органом в специальный стаж истца, поскольку стаж представлен работодателем на общих основаниях.
Согласно представленной ГУ УПФР в Кировского района г. Ростова-на-Дону информации от 25.01.2018г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на запрос ответчика и содержащейся в пенсионном деле истца, следует, что в 2016г.-2017г. ООО «СК Беттекс» не состояло на учете в пенсионном фонде, как организация, имеющая рабочие места, дающие право на назначение досрочных пенсий. Перечни рабочих мест, наименований профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда, работа в которых дает право на досрочную пенсию не подавались.
Таким образом, работодатель отражал характер работы своего работника, как того требовало действующее законодательство, ввиду чего периоды работы истца с 01.01.2007г. по 29.06.2007г., с 02.07.2007г. по 31.12.2008г., с 19.05.2014г. по 26.04.2016г., а также с 27.04.2016г. по 14.05.2017г. не включены ответчиком в специальный стаж истца.
Из материалов дела следует, что за указанные периоды работы с работодателями сведения о работе истца с наличием кода льготы, в пенсионный орган не подавались.
Работодателем производится оценка условий труда работников и представление индивидуальных сведений, а статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ на органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений, в том числе, по их учетным данным.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств занятости истца на работах в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня в спорные периоды.
Вывод суда о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя, несостоятелен.
Судом не учтено, что в отношении ФИО1 работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако, в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы истца являются недостоверными.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы ФИО1, а также архивные справки, личные карточки формы Т2, которые подтверждают выполнение истцом работы постоянно в течение полного рабочего дня в должности производителя работ в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Вывод суда о том, что сведения о специальном стаже истца подтверждены записями в его трудовой книжке, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
При этом, судом не принято во внимание, что согласно ч. 4 ст. 66 Трудового кодекса РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке ФИО1 содержатся сведения о периодах ее трудовой деятельности в определенных должностях и организациях. Данных о характере и условиях выполняемой ФИО1 работы в его трудовой книжке не содержится.
Поскольку доказательств, подтверждающих работу истца в тяжелых условиях труда в течение всего рабочего времени в спорные периоды истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований истца о включении спорных периодов в специальный стаж и назначении досрочной пенсии, ввиду чего решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 13 декабря 2017 года в части обязания Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии периодов работы с 31.08.2001 по 31.12.2002 в должности старшего производителя работ в ООО «СКВИАЛ», с 01.01.2007 по 29.06.2007, с 02.07.2007 по 31.12.2008 в должности производителя работ в ООО «Ростовавтодорстрой», с 19.05.2014 по 26.04.2016 года в должности производителя работ в ООО «Южная строительная компания», с 27.04.2016 по 14.05.2017 в должности производителя работ в ООО «СК Беттекс», назначив пенсию ФИО1 с 30 мая 2017 года, отменить, постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований ФИО1 отказать.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 декабря 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 апреля 2018 года.