ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-585/2014 от 04.02.2014 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

 Судья Занездрова К.В. Дело № 33-585/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 04 февраля 2014 года г. Оренбург

 Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Лебедевой Н.В.,

 судей областного суда Коваленко А.И., Фединой Е.В.,

 при секретаре Рассейно Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой Н.В. апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 22 октября 2013 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о признании незаконным решения, обязании назначить пенсию,

 установила:

 Истица ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику УПФ РФ ГУ в г.Оренбурге о признании незаконным решения, включении в стаж периодов работы, обязании назначить пенсию, указав, что решением начальника УПФ РФ в г.Оренбурге № *** от ***. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

 Из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, были исключены периоды работы:

 - с *** г. по *** г. – в должности ***

 - с *** г. по *** г. – в должности ***

 - с *** г. по *** г. – в должности ***

 С указанным решением истица не согласна, так как оно нарушает ее конституционное право на пенсионное обеспечение.

 ФИО1 просила суд признать решение начальника УПФ РФ ГУ в г.Оренбурге № 10 от *** г. об отказе в назначении трудовой досрочной пенсии по старости несоответствующим действующему законодательству, обязать УПФ РФ ГУ в г.Оренбурге включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы:

 - с *** г. по *** г. – в должности ***

 - с *** г. по *** г. – в должности ***

 - с *** г. – в должности ***

 Просила обязать УПФ РФ в г.Оренбурге назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня обращения за указанной пенсией, а именно с 16.11.2012 г., взыскать в свою пользу с ответчика судебные издержки.

 В судебном заседании истица ФИО1 и ее представитель М.Д.В.., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

 Представитель ответчика УПФ РФ ГУ в г.Оренбурге Х.А.В.., действующий по доверенности от 08.04.2013 г., возражал в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

 Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 22 октября 2013 года исковые требования ФИО1 были удовлетворены: решение начальника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге от *** года №*** признано частично незаконным, на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Оренбурге возложена обязанность включить в стаж работы ФИО1, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением ею педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды работы: с *** г. по *** г. в должности ***», с ***. в должности ***», с *** г. по *** г. в должности *** и назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения - с *** года. Взыскано с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации Государственное учреждение в городе Оренбурге в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей.

 С решением суда не согласился ответчик. В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Государственное учреждение в городе Оренбурге просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

 Заслушав доклад судьи Лебедевой Н.В., пояснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Оренбурге Х.А.В.., действующего на основании доверенности, поддержавшего апелляционную жалобу, ФИО1 и ее представителя М.Д.В.., действующей на основании доверенности, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в законную силу с 01.01.2002 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом № 319-ФЗ от 30.12.2008 года), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

 Условием досрочного назначения пенсии в соответствии с п.2 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является занятость на работах, в профессиях, должностях, специальностях и учреждениях (организациях), которые предусмотрены Списками, утвержденными Правительством РФ.

 Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, включается работа в должностях учителя, преподавателя в общеобразовательных учреждениях для детей: школы всех наименований; лицей; кадетская школа; суворовское военное училище; нахимовское военно-морское училище; кадетский корпус; морской кадетский корпус.

 Согласно п.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены данные организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназии, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат).

 В силу пп. 1-5 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждением, осуществляющим образовательный процесс, то есть реализующим одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающим содержание и воспитание обучающихся, воспитанников относятся учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

 Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

 Из материалов дела усматривается, что решением начальника УПФ РФ в г. Оренбурге № *** от *** г. ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В рамках действующего пенсионного законодательства истице не были засчитаны в стаж педагогической деятельности периоды работы:

 - с *** г. по *** в должности ***

 - с *** г. по *** г. в должности ***

 - с *** г. по *** г. в должности ***

 Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

 Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что педагогическая деятельность истца с *** г. по *** г. в должности *** подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.

 Так, согласно записей в трудовой книжке истицы, с *** г. она была принята ***; *** г. присвоена высшая квалификационная категория по должности «Учитель»; *** г. уволена в связи с ликвидацией организации.

 Из архивной справки, выданной МОУ «Архив города Оренбурга» от 09.08.2012 г. № ***, следует, что в архивном фонде МОУ «Центр образования № 1» приказом директора по личному составу от 25.08.2004 г. ФИО1 принята *** г. Приказом директора по личному составу ФИО1, учитель, уволена в связи с ликвидацией учреждения с *** г.

 Постановлением главы города Оренбурга от 27.06.2008 г. № 1534-п «Об изменениях в муниципальной системе образования в 2008/2009 учебном году» Управлению образования администрации г. Оренбурга было поручено ликвидировать ***

 Согласно представленных в материалы дела справок от июля 2005 г. №№ 482, 483, выданных ***, в *** в 2000-2001 учебном году обучались учащиеся в возрасте до 18 лет в количестве 3 722 человек, в 2003-2004 учебном году обучались учащиеся в возрасте до 18 лет в количестве 4 337 человек.

 Сообщением МКУ «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» от 25.12.2012 г. подтверждается, что ФИО1 действительно работала в *** *** с установленной годовой нормой 720 часов в год, в том числе: периоды с *** г. по *** г. – по тарификации 1096 часов учителя, фактическая нагрузка 1096 часов учителя; периоды с *** г. по *** г. – по тарификации 1017 часов учителя, фактическая нагрузка 1017 часов учителя; периоды с *** г. по *** г. – по тарификации 960 часов учителя, фактическая нагрузка 731 часов учителя; периоды с *** г. по *** г. – по тарификации 800 часов учителя, фактическая нагрузка 800 часов учителя. Иных периодов не подлежащих включению в специальный стаж истицы не имеется. Основание: тарификация с 2004 по 2008 г., лицевые счета с 2004 по 2008 г.

 Согласно сообщению МКУ «Управление по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений» от 07.08.2012 г. № 140, индивидуальные сведения за период работы ФИО1 в *** с ***. по *** г. сданы со льготным стажем, с перечнем льготных должностей в УПФ, что является подтверждением выполнения условия обучения в указанном учреждении не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.

 Согласно сообщению отдела взаимодействия со страхователями в УПФ РФ в г. Оренбурге от 18.02.2012 г., учреждение ***» состояло на учете в УПФ РФ в г. Оренбурге как имеющее льготные рабочие места и представляет «Перечни ЛП» с 2002-2008 гг. Учреждение ликвидировано. Справок о количестве учащихся за 2004-2008 гг. в наблюдательном деле нет.Из акта проверки льготных условий труда от 20.11.2003 г., в том числе Устава *** утвержденного Управлением образованием администрации г. Оренбурга в 1998 г. следует, что с сентября 1975 года согласно решению исполкома Ленинского района г.Оренбурга №428 от 11.12.1974г. был образован ***, в *** переименованный в психолого*** на основании решения исполкома Ленинского района Совета народных депутатов №*** 05.12.1990г., который с 1998г. стал именоваться МОУ «***». *** является правопреемником *** в соответствии с передаточным актом. Учредитель – Управление образования г. Оренбурга. Организационно-правовая форма – муниципальное общеобразовательное учреждение. *** приобретает право на образовательную деятельность с момента выдачи лицензии. Права на выдачу выпускникам документа о начальном профессиональном образовании государственного образца, с момента государственной аккредитации. Основные задачи МОУ *** создание благоприятных условий для разностороннего развития личности; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума общеобразовательных программ начального профессионального образования. Кроме этого для проверки были представлены документы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 28.04.2001 г.; лицензия от 20.07.2001 г., разрешающая осуществлять учреждению образовательную деятельность по профессиональной подготовке рабочих кадров; лицензия от 23.11.2001 г., которая дает право Учреждению осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам.

 Таким образом, в оспариваемый период истица выполняла обязанности *** на одну ставку в ***», который предусмотрен Списком в числе муниципальных общеобразовательных учреждений для детей, следовательно, период работы истицы с *** г. по *** г., что составляет *** подлежит зачету в стаж педагогической деятельности истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

 Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на п.14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, согласно которому работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет, не опровергает выводов суда.

 Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что педагогическая деятельность истца с *** г. по *** г. в должности *** подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.

 Согласно записей в трудовой книжке истицы, она с *** г. назначена в ***; *** г. -уволена по собственному желанию.

 Согласно справке НОУ *** ФИО1 работала в данном учебном учреждении с *** г. по *** г. При этом продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической или учебной нагрузки» за ставку заработанной платы по занимаемой должности составила: с *** г. – 18 часов в неделю; с *** г. – 18 часов в неделю.

 Аналогичная информация содержится в справке *** № *** от ***

 С учетом Устава *** от 2009 г., Устава *** от 2001 г., лицензий от 22.06.2006 г., от 23.11.2009 г., от 15.07.2010 г. на право ведения *** образовательной деятельности, суд пришел к правильному выводу о том, что, исходя из целей и видов деятельности, учреждение *** относится к общеобразовательным учреждениям для детей.

 Следовательно, спорный период работы истицы с *** г. по *** г. в должности учителя в данном учреждении подлежит включению в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости педагогическим работникам, и отказ ответчика в зачете в трудовой стаж данного периода работы истицы вынесен без законных на то оснований.

 Судебная коллегия не согласна с доводами апелляционной жалобы о том, что наименование учреждения не предусмотрено Списком, т.к. данные доводы ответчика основаны на неправильном применении норм материального права. Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ №781, не содержит исчерпывающий перечень общеобразовательных учреждений для детей, работа в которых подлежит включению в стаж педагогической деятельности. Юридическое значение в данном случае имеет не название учреждения, а вид образовательной деятельности, которое оно осуществляет на основании выданной в установленном законом порядке лицензии. Кроме того, в силу Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательных учреждений возможна не только в форме государственных и муниципальных учреждений, но и в негосударственных формах. *** всем вышеуказанным требованиям соответствует.

 Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что педагогическая деятельность истца с *** г. по *** г. в должности *** в *** также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.

 Записями в трудовой книжке на имя истицы подтверждается, что она *** года принята на должность ***»; *** г. присвоена первая квалификационная категория по должности «*** продолжает работать по настоящее время.

 Согласно справке № 5 от 11.01.2013 года, выданной ***, ФИО1 работает в *** в должности *** с *** года по настоящее время на 1 ставку. Данная работа дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

 На основании распоряжения Правительства РФ № 1433 от 12.08.2011 года *** с *** года переименовано в ***

 Согласно Устава ***, утвержденного Министром обороны РФ 01.09.2010 г., следует, училище в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о президентских кадетских училищах, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ, договором между Учредителем и училищем, а также Уставом и локальными актами (п.5).

 Основной целью деятельности училища является: подготовка несовершеннолетних граждан к государственной службе; получение каждым обучающимся образования в соответствии с требованиями государственных стандартов; формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания общеобразовательных программ; обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, получения ими среднего (полного) общего образования; воспитание и развитие творческих способностей; социально-психологическая адаптация обучающихся в процессе обучения и творческой деятельности (п. 11).

 Обучение и воспитание в училище ведется на русском языке. Основные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы в училище осваиваются обучающимися по очной форме обучения. Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении. Срок обучения в училище – 7 лет (п.30).

 Училище осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ и ступенями общего образования: вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет), 5-9 класс; третья ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года), 10-11 класс (п.31).

 Организация образовательного процесса в училище строится на основе учебного плана, годового плана и годового календарного учебного графика, разрабатываемого училищем и утверждаемого Министром обороны РФ. Учебный план училища на текущий год разрабатывается на основе базисного учебного плана для президентских кадетских и с учетом методических рекомендаций для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется за счет введения специальных курсов разного профиля (п.34).

 Учебный год начинается в училище, как правило, 1 сентября. Продолжительность учебного года – не более 34 недель.

 Аналогичные положения содержатся и в Уставе ***, утвержденного Министром обороны РФ 22.10.2011 года.

 Суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что *** является общеобразовательным учреждением для детей, основной целью деятельности которого является обучение и воспитание несовершеннолетних, вид (тип) данного образовательного учреждения соответствует виду (типу) учреждения, предусмотренного Списком № 781 от 29.10.2002 г.

 Судебная коллегия не соглашается с доводом ответчика, согласно которому видовое наименование учреждения «***» не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. № 781, т.к. основаны на неправильном понимании и применении норм материального права.

 Судебная коллегия также не соглашается с доводом апелляционной жалобы ответчика о том, что оспариваемые периоды работы в *** не подлежат учету в льготный стаж истца на том основании, что при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета и что за оспариваемые периоды работы индивидуальные сведения работодатели представили на общих условиях (без кода льготной работы).

 Непредставление работодателем индивидуальных сведений истца, в том числе кода льготных условий, а также отсутствие регистрации *** и *** как организаций, имеющих льготные профессии, не может служить основанием для отказа в зачете спорных периодов работы в специальный стаж, дающий истице право на назначение трудовой пенсии досрочно, поскольку по смыслу ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» непредставление страхователем по вышеуказанному периоду работы индивидуальных сведений персонифицированного учета не означает отсутствие таких условий.

 Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые исследовались в суде первой инстанции и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отклонены судом.

 Обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом правильно. В мотивировочной части решения им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, с выводами суда судебная коллегия согласна, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе и которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.

 Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: