Судья Ваншейд А.К. Дело № 33-585/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГ <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Горской О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску ФИО1 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на предоставление жилого помещения, включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, с учетом уточнений, просил признать его право на предоставление жилого помещения из специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; включить его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с даты обращения к ответчику – с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование требований указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец ФИО2 решением Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГ был лишен родительских прав, мать – ФИО3 – умерла. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** он определен на полное государственное обеспечение и помещен в Тальменский детский дом, в 1998 году переведен в Горняцкий детский дом. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** он поставлен на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и полагал, что на основании данного постановлении он состоит в очереди на получение жилья. Ни социальные педагоги, ни органы опеки и попечительства не поставили его в известность, что необходимо снова вставать на учет. В связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей указанными лицами он не смог реализовать свое право на получение жилья.
ДД.ММ.ГГ он обратился к ответчику с заявлением о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако, ему было отказано в связи с превышением 23-летнего возраста. Истец считает отказ незаконным, поскольку достижение указанного возраста не может служить основанием для лишения нереализованного права на предоставление жилого помещения, которое не было получено не по его вине. В настоящее время он не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, каким-либо жилым помещением не обеспечен.
Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.
За ФИО1 признано право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицу их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить ФИО1 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с 13.03.2013г.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий названных лиц. Истец до достижения 23 летнего возраста предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовался, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встал, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представил, впервые обратился к ответчику с заявлением о включении в Список в возрасте 27 лет, когда статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, был утрачен. Судом сделан неправильный вывод о том, что несовершеннолетний ФИО1, поставленный на предварительный регистрационный учет выразил свою волю быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку самостоятельно в возрасте с 18 до 27 лет с личным заявлением в органы местного самоуправления никогда не обращался. Предварительный регистрационный учет несовершеннолетних правового значения для признания нуждающимся и постановки на учет для улучшения жилищных условий не имеет, поскольку нуждающимися признаются только несовершеннолетние граждане.
Указывает также, что отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот на обеспечение жилым помещением. Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска данного сорока истцом не представлено.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, отец ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО2 лишен родительских прав решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, его мать - ФИО3 умерла в 1994 году.
На основании постановления администрации <адрес> – на – Оби от ДД.ММ.ГГ *** истец был определен в Тальменский детский дом и находился на полном государственном обеспечении. В 1998 году он переведен в Горняцкий детский дом. В период с 2002 года по 2006 год ФИО1 обучался в Каменском педагогическом колледже, после чего продолжил обучение в Барнаульской государственном педагогическом университете, который закончил в 2009 году.
Из материалов дела следует, что ФИО1 недвижимого имущества в собственности или в пользовании, а также закрепленного жилого помещения не имеет. В настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, собственником данного жилого помещения не является.
ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратился в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Письмом Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГ истцу отказано во включении в указанный список, поскольку на момент подачи заявления его возраст превышал 23 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на обеспечение жилыми помещениями до достижения им возраста 23 лет не реализовано, в то время как он в лице своего законного представителя выразил свою волю быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23 лет и добросовестно полагал, что поставлен на такой учет органами местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона в редакции от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ, действующей с ДД.ММ.ГГ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме названных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях(пункт 1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (пункт 3).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст.17-2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ № 136-ЗЗ «О предоставлении жилых помещений государственной жилищного фонда Алтайского края» в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 настоящего Закона (далее - список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Включение в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 14 лет, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган документов.
В соответствии с п. 5.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 736, органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до ДД.ММ.ГГ и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что в январе 1999 года Горняцким детским домом в администрацию <адрес> направлено ходатайство о постановке несовершеннолетнего ФИО1 на регистрационный учет на получение жилой площади в связи с отсутствием закрепленного жилья.
По результатам рассмотрения указанного ходатайства постановлением администрации <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ *** ФИО1 поставлен на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья (л.д.26).
Кроме того, в материалах дела имеется ответ администрации <адрес> – на – Оби от ДД.ММ.ГГ на запрос Горняцкого детского дома о том, что несовершеннолетний ФИО1 поставлен на регистрационный учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленной жилплощади.
Доводы жалобы о том, что регистрационный учет в 2000 году имел предварительный характер, не принимаются судебной коллегией, поскольку опровергаются материалами дела, в том числе, вышеуказанными постановлением администрации <адрес> – на – Оби и ответа администрации <адрес> – на – Оби на запрос детского дома, из текста которых временный характер данного учета не следует.
Кроме того, законодательством предварительный регистрационный учет не предусмотрен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в первоначальной редакции, действующей на момент постановки истца на регистрационный учет для получения жилья, регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с жилищным законодательством в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и возможно было при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Таким образом, истец, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, постановленный на регистрационный учет лиц указанной категории для получения жилья до достижения 23 лет не был обеспечен жилым помещением, не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите прав истца образовательным учреждением, в котором обучался и воспитывался, при этом добросовестно полагал, что поставлен на такой учет органом местного самоуправления. О том, что он не был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, ему стало известно только из ответа Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГ. До настоящего времени право истца на обеспечение жилым помещением не реализовано.
На основании изложенного, вывод суда о наличии оснований для признания за истцом права на внеочередное предоставление жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности на ответчика по включению ФИО1 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями является соответствующим приведенным выше нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: