ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5868/20 от 16.03.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Лозовых О.В. Дело № 33-5868/2020

50RS0008-01-2019-000950-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Глумовой Л.А.,

судей Протасова Д.В., Исаевой Е.В.,

при помощнике судьи Макеевой Н.В.,

рассмотрела в заседании от 16 марта 2020 года апелляционную жалобу администрации городского округа Дубна Московской области на решение Дубненского городского суда Московской области от 17 декабря 2019 года по делу по иску прокурора г. Дубны Московской области в защиту интересов муниципального образования городского округа Дубна Московской области к администрации города Дубны Московской области о признании незаконным постановления и возложении обязанности привести постановление в соответствии с требованиями закона,

заслушав доклад судьи Протасова Д.В.,

объяснения явившихся лиц,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Дубны Московской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Дубна Московской области с требованиями о признании незаконным постановления администрации города Дубны Московской области от 07.12.2018 № 108ПА-968 (в ред. постановления № 108ПА-755 от 28.06.2019) «О создании муниципального казенного предприятия «Городская похоронная служба г. Дубны Московской области» и обязании администрации г.о. Дубна Московской области привести постановление от 07.12.2018 № 108ПА-968 (в ред. постановления № Ю8ПА-755 от 28.06.2019) в соответствии с требованиями части 4 стать 8 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и унитарных предприятиях».

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что постановлением администрации города Дубны Московской области от 07.12.2018 № 108ПА-968 создано муниципальное казенное предприятие «Городская похоронная служба г. Дубны Московской области» (далее - МКП). Считает, что указанный акт принят с нарушением действующего законодательства.

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Согласно статье 2 вышеуказанного закона муниципальное казенное предприятие является одним из видов унитарного предприятия. Абзацами 8-15 части 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых может создаваться казенное предприятие. В нарушение вышеуказанных требований постановлением администрации города Дубны Московской области от 07.12.2018 № 108ПА-968 не определены цели и предмет деятельности унитарного предприятия в соответствии с перечнем, установленным частью 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в связи с чем прокуратурой города 28.03.2019 Главе г.о. Дубна Московской области внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

Однако по результатам рассмотрения представления вышеуказанные нарушения устранены не были, изменения в постановление от 07.12.2018 № 108ПА-968 не внесены, в связи с чем прокуратурой города 18.06.2019 принесен протест. Указанный протест рассмотрен Главой г.о. Дубна Московской области и удовлетворен. Постановлением администрации г.о. Дубна Московской области от 28.06.2019 № 108ПА-755 в постановление администрации города Дубны Московской области от 07.12.2018 № 108ПА-968 внесены изменения: в преамбулу добавлена фраза, что МКП создано «в целях решения социальных задач в области погребения и похоронного дела, повышения доступности похоронных услуг и реализации гарантий погребения путем оказания услуг по установленным органами местного самоуправления г.о. Дубна ценам, обеспечения муниципальных нужд по организации похоронного дела на территории г.о. Дубна, ритуальных услуг и содержанию мест захоронения».

Таким образом, администрацией г.о. Дубна определены три цели создания МКП: решение социальных задач в области погребения и похоронного дела; повышение доступности похоронных услуг и реализации гарантий погребения путем оказания услуг по установленным органами местного самоуправления г.о. Дубна ценам; обеспечение муниципальных нужд по организации похоронного дела на территории г.о. Дубна, ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Однако согласно абз. 3 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях для решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам) должно создаваться не муниципальное казенное предприятие, а муниципальное предприятие. Также согласно абз. 11 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях муниципальное предприятие может быть создано для оказания услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач. При этом цены на услуги МКП установлены не государством, а органом местного самоуправления - администрацией г.о. Дубна Московской области.

Согласно ч. 4 ст. 34 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Согласно абз. 9 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 25 и ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Ранее постановлением администрации г.о. Дубна Московской области от 12.12.2016 № 108ПА-919 создана муниципальное казенное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дала города Дубны Московской области». Согласно п. 2.1 Устава указанное учреждение создано для оказания (выполнения) гарантированного перечня услуг по погребению умерших (погибших). Согласно п. 2.2 целями создания МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Дубны Московской области» является решение вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, обеспечение гарантированного перечня услуг по погребению. МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Дубны Московской области» является действующим и осуществляет деятельность в соответствии с заявленными целями. Таким образом, выполняемые МКП услуги не предназначены для обеспечения муниципальных нужд.

Вышеизложенное свидетельствует, что ни одна из целей создания администрацией г.о. Дубна Московской области МКП не соответствует целям, указанным в абз. 8- 15 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. Осуществление предпринимательской деятельности МКП в соответствии с целями, не отвечающими требованиями абз. 8-15 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях, нарушает права иных субъектов предпринимательской деятельности, круг которых не определен.

В судебном заседании прокурор Чиков С.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель администрации городского округа Дубна ФИО1 против удовлетворения исковых требований возражала, ссылалась на те обстоятельства, что настоящее дело судом неправильно принято к производству для рассмотрения в порядке гражданско-процессуального кодекса РФ, поскольку указанные правоотношение подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ. Цели создания МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Дубны Московской области» приведены в соответствие с требованиями части 4 стать 8 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и унитарных предприятиях», цены установлены государством в лице органов местного самоуправления. Также в представлении прокурор указывает на то, что неверное определение организационно-правовой формы унитарного предприятия возлагает на муниципальное образование г. Дубны дополнительные ограничения - субсидиарную ответственность по обязательствам, однако это лишь гипотетическая возможность, фактически никаких оснований для применения субсидиарной ответственности администрации на настоящий момент не имеется. Из бюджета не выделялось денежных средств на содержание МКП. Также созданные два предприятия - МКУ и МКП могут существовать вместе и являются общедоступными для граждан, что не противоречит законодательству. Таким образом, реального ущерба бюджету г. Дубны и, соответственно, муниципальному образованию создание МКП не причинено.

Представитель третьего лица МКП «Городская похоронная служба города Дубны Московской области» - ФИО2 исковые требования не признал. Дополнительно пояснил, что муниципальное учреждение может существовать и работать по ценам, установленным администрацией, что является доходом муниципалитета, которые могут быть направлены на обустройство мест захоронения и на создание рабочих мест.

Решением суда иск прокурора г. Дубны Московской области, поданный в защиту интересов муниципального образования городского округа Дубна Московской области, удовлетворен.

Суд постановил:

признать незаконным постановление администрации города Дубны Московской области от 07.12.2018 № 108ПА-968 (в ред. постановления № 108ПА-755 от 28.06.2019) «О создании муниципального казенного предприятия «Городская похоронная служба г. Дубны Московской области»;

обязать администрацию г.о. Дубна Московской области привести постановление от 07.12.2018 № 108ПА-968 (в ред. постановления № 108ПА-755 от 28.06.2019) в соответствие с требованиями части 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Не согласившись с постановленным решением, администрацией городского округа Дубна Московской области подана апелляционная жалоба, в которой проси решение суда отменить.

В судебном заседании прокурор Лыско Е.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, согласилась с решением суда.

Представитель МКП «Городская похоронная служба города Дубны МО»

ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы, поданной администрацией городского округа Дубна Московской области.

Представитель администрации городского округа Дубна Московской области в судебное заседание не явился, извещен, ходатайств об отложении слушания дела не представлено.

Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом положений ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации города Дубны Московской области от 07.12.2018 № 108ПА-968 создано муниципальное казенное предприятие «Городская похоронная служба г. Дубны Московской области».

В результате прокурорской проверки установлено, что указанный правовой акт принят с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (редакция закона, действующая на момент вынесения решения суда) решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Согласно статье 2 вышеуказанного закона муниципальное казенное предприятие является одним из видов унитарного предприятия.

Абзацами 8-15 части 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых может создаваться казенное предприятие.

В связи принесением прокуратурой города протеста от 18.06.2019 постановлением администрации г.о. Дубна Московской области от 28.06.2019 № 108ПА-755 в постановление администрации города Дубны Московской области от 07.12.2018 № 108ПА-968 внесены изменения. В преамбулу добавлена фраза, что МКП создано «в целях решения социальных задач в области погребения и похоронного дела, повышения доступности похоронных услуг и реализации гарантий погребения путем оказания услуг по установленным органами местного самоуправления г.о. Дубна ценам, обеспечения муниципальных нужд по организации похоронного дела на территории г.о. Дубна, ритуальных услуг и содержанию мест захоронения».

Таким образом, администрацией г.о. Дубна определены три цели создания МКП: решение социальных задач в области погребения и похоронного дела; повышения доступности похоронных услуг и реализации гарантий погребения путем оказания услуг по установленным органами местного самоуправления г.о. Дубна ценам; обеспечения муниципальных нужд по организации похоронного дела на территории г.о. Дубна, ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Вместе с тем, согласно абз. 3 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях для решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам) должно создаваться не муниципальное казенное предприятие, а муниципальное предприятие.

Кроме того, согласно абз. 11 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях муниципальное предприятие может быть создано для оказания услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

При этом цены на услуги МКП установлены не государством, а органом местного самоуправления - администрацией г.о. Дубна Московской области.

В силу ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно абз. 9 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 25 и ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Постановлением администрации г.о. Дубна Московской области от 12.12.2016 № 108ПА-919 было создано муниципальное казенное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дала города Дубны Московской области».

Согласно п. 2.1 Устава указанное Учреждение создано для оказания (выполнения) гарантированного перечня услуг по погребению умерших (погибших). Согласно п. 2.2 целями создания МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Дубны Московской области» является решение вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, обеспечение гарантированного перечня услуг по погребению.

МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Дубны Московской области» является действующей и осуществляет деятельность в соответствии с заявленными целями.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выполняемые МКП услуги не предназначены для обеспечения муниципальных нужд. Следовательно, ни одна из целей создания администрацией г.о. Дубна Московской области МКП не соответствует целям, указанным в абз. 8- 15 ч. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление администрации г.Дубны Московской области от 07.12.2018г. №108ПА-968 (в редакции постановления №108ПА-755 от 28.06.2019) «О создании муниципального казенного предприятия «Городская похоронная служба г.Дубны Московской области» является незаконным в части избрания организационно-правовой формы.

В этой связи судебная коллегия обязывает администрацию городского округа Дубна Московской области привести постановление администрации г.Дубны Московской области от 07.12.2018г. №108ПА-968 (в редакции постановления №108ПА-755 от 28.06.2019) «О создании муниципального казенного предприятия «Городская похоронная служба г.Дубны Московской области» в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (редакция от 27.12.2019г., действующая на момент вынесения апелляционного определения).

Доводы апелляционной жалобы о неверном определении судом первой инстанции вида судопроизводства - рассмотрение дела в порядке ГПК РФ, а не по правилам КАС РФ - подлежат судебной коллегией отклонению как основанные на ошибочном толковании норм процессуального права.

Кроме того, данные доводы ранее являлись предметом исследования в суде первой инстанции и с учетом разъяснений, изложенных в абз. 5 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в решении им дана мотивированная оценка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дубненского городского суда Московской области от 17 декабря 2019 года изменить, признать незаконным постановление администрации г.Дубны Московской области от 07.12.2018г. №108ПА-968 (в редакции постановления №108ПА-755 от 28.06.2019) «О создании муниципального казенного предприятия «Городская похоронная служба г.Дубны Московской области» в части избрания организационно-правовой формы.

Обязать администрацию городского округа Дубна Московской области привести постановление администрации г.Дубны Московской области от 07.12.2018г. №108ПА-968 (в редакции постановления №108ПА-755 от 28.06.2019) «О создании муниципального казенного предприятия «Городская похоронная служба г.Дубны Московской области» в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Председательствующий:

Судьи: