Дело № 33-5870/2015
В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Черниковой Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Кустовой С.В.,
судей Железовского С.И., Масловой Т.В.,
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 октября 2015 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным,
по апелляционной жалобе ответчика ОАО «РЖД» на решение Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 19 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., объяснения транспортного прокурора Жиляевой О.Ю., представителя ОАО «РЖД» ФИО1, судебная коллегия
установила:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО «РЖД» о признании бездействия по выполнению требований транспортной безопасности незаконным, понуждении устранить нарушения законодательства, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обосновании заявленных требований прокурор указал, что проверкой исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, проведенной в Шестой Хабаровской дистанции пути, являющейся структурным подразделением Дальневосточной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», установлено нарушение сроков разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности Железнодорожного перегона <данные изъяты>. Данному перегону присвоена 2 категория транспортной безопасности. 08.07.2013г. Федеральным агентством железнодорожного транспорта утверждены результаты оценки уязвимости Железнодорожного перегона <данные изъяты>. Прокуратурой установлено, что план обеспечения транспортной безопасности Железнодорожного перегона <данные изъяты> (далее по тексту План) направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта 07.04.2014г. 28.04.2014г. в утверждении Плана отказано по причине наличия в нем недостатков. До настоящего времени план не утвержден.
На основании изложенного прокурор просил суд признать бездействие ОАО «РЖД», выразившиеся в невыполнении требований транспортной безопасности, а именно ст.8, п.2 ст.9 ФЗ «О транспортной безопасности», п.п.8 и п.п.10 п.4 Порядка разработки, п.5.6.9, п.5.6.11, п.5.14.3 Требований на Железнодорожном перегоне <данные изъяты> Дальневосточной железной дороги, незаконным; обязать ОАО «РЖД» устранить указанные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, допущенные при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ - Железнодорожный перегон <данные изъяты> Дальневосточной железной дороги, а именно: предусмотреть в Плане схему оснащения ОТИ инженерными сооружениями, препятствующими проникновению любых лиц в технологический и перевозочный секторы зоны транспортной безопасности; разработать порядок действия сил обеспечения транспортной безопасности, порядок патрулирования и действия групп быстрого реагирования при различных угрозах совершения актов незаконного вмешательства в соответствии с приказом Министра транспорта РФ, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010г. № «Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность субъектов транспортной инфраструктуры и ТС», с привлечением подразделения транспортной безопасности; разработать порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности и реагирования на такую информацию; предусмотреть в Плане схему оснащения ОТИ системами видеофиксации, видеомониторинга, видеораспознавания и видеообнаружения (технические средства обеспечения транспортной безопасности); определить перечень предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа ОТИ; определить в Плане обеспечения транспортной безопасности этапы его реализации и сроки их проведения; обязать ОАО «РЖД» направить План обеспечения транспортной безопасности ОТИ (Железнодорожный перегон <данные изъяты> Дальневосточной железной дороги) для утверждения в компетентный орган в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 25.05.2015г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Определением Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 19.06.2015г. прекращено производство по делу в части исковых требований Хабаровского транспортного прокурора о понуждении ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, допущенные при разработке плана обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - Железнодорожный перегон <данные изъяты> Дальневосточной железной дороги и возложении на ОАО «РЖД» обязанности направить План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (Железнодорожный перегон <данные изъяты> Дальневосточной железной дороги) для утверждения в компетентный орган в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в связи с отказом Хабаровского транспортного прокурора от иска в этой части и принятием его судом.
Решением Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 19 июня 2015 года исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выразившееся в невыполнении требований транспортной безопасности по разработке Плана обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной безопасности - Железнодорожный перегон <данные изъяты> Дальневосточной железной дороги и утверждению его в компетентном органе.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО «РЖД» не согласившись с решением суда, считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального права. Указывает, что План обеспечения транспортной безопасности на Железнодорожном перегоне <данные изъяты> Дальневосточной железной дороги находится на утверждении в компетентном органе, результат его рассмотрения ответчику неизвестен. В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», в части исключения из объектов транспортной инфраструктуры такого объекта как «перегон», и до вступления в силу Постановления Правительства РФ, определяющего перечень зданий, сооружений, устройств и оборудования, обеспечивающих функционирование транспортного комплекса, ОАО «РЖД» приостановило работу по корректировке плана спорного объекта, в связи с отсутствием обязанности по его утверждению. Действующим законодательством не установлена обязанность по утверждению планов транспортной безопасности в отношении таких объектов как перегоны, в связи с чем, бездействие со стороны ответчика отсутствует.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела 20.08.2012г. ФАЖТ Железнодорожному перегону <данные изъяты> была присвоена вторая категория транспортной безопасности (реестровый №).
08.07.2013г. ФАЖТ утверждены результаты оценки уязвимости Железнодорожного перегона <данные изъяты>, на основании чего ОАО «РЖД» разработало План обеспечения транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры и 07.04.2014г. направило его на утверждение в Дальневосточное территориальное управление ФАЖТ.
Приказом Минтранса России от 11.02.2010г. № утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в котором содержатся требования по оформлению Плана и содержащихся в нем сведениям.
В соответствии с заключением ФАЖТ в лице ДВТУ от 28.04.2014г. в утверждении Плана обеспечения транспортной безопасности Железнодорожного перегона <данные изъяты> отказано в связи с имеющимися к Плану замечаниями, в связи с чем, План был возвращен ОАО «РЖД» на доработку.
Согласно приказу Минтранса России от 11.02.2010г. №, ответчик ОАО «РЖД» должен был доработать План, устранить указанные в заключении ФАЖТ замечания и представить доработанный План на утверждение в ФАЖТ в течение одного месяца.
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный перегон <данные изъяты> (реестровый №) ответчиком ОАО «РЖД» представлен в ДВТУ ФАЖТ для утверждения после доработки только 02.03.2015г.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», правомерно установил факт ненадлежащего исполнения ответчиком ОАО «РЖД», являющимся субъектом транспортной инфраструктуры, требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и обоснованно признал незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в невыполнении обязанности в установленные сроки разработать план обеспечения транспортной безопасности Железнодорожного перегона <данные изъяты>.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время план обеспечения транспортной безопасности Железнодорожного перегона <данные изъяты> Дальневосточной железной дороги разработан и находится на утверждении в компетентном органе, что по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны ОАО «РЖД», не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку по существу указанный план имеет недостатки и не утвержден в установленном порядке.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки нет.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда гор. Хабаровска от 19 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОАО «РЖД» - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи: Т.В. Маслова
С.И. Железовский