Судья Карпенко О.Н. Дело № 33- 5874/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Одинцова В.В.,
судей Поповой С.К., Пшеничниковой С.В.,
при секретаре Дмитриевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2018 года по делу по иску ФИО1 к Жилищно-строительному кооперативу «Юго-Запад» об обязании получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Заслушав доклад судьи Пшеничниковой С.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а так же возражений на неё, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Жилищно-строительному кооперативу «Юго-Запад» об обязании получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования уточнил, просил обязать ЖСК «Юго-Запад» в 3-х месячный срок с даты вступления в силу решения суда выполнить действия, необходимые для получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <...> а именно: осуществись подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; получить итоговое заключение Госстройнадзора; подготовить полный комплект документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обратиться с заявлением о выдаче разрешения в уполномоченный орган.
В обоснование заявленных требований указал, что между истцом и ответчиком 25.12.1997 заключен договор об оплате долевого участия в жилищном строительстве от 25.12.1997 № 507. Согласно указанного договора истец обязан осуществить строительство 95-квартирного жилого дома по адресу: <...> и передать ответчику квартиру площадью <...> кв.м. и гараж в указанном жилом доме, при условии оплаты долевого участия в строительстве. Долевой взнос оплачен полностью, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №138 от 30.12.1997. Пунктом 3.1. договора от 25.12.1997 определено, что передача доли в жилищном строительстве производится после сдачи жилья в эксплуатацию.
В 2013 году истец обратился в суд с исковым заявлением о признании права собственности на долю в незавершенном строительством жилом многоквартирном доме по адресу: <...> в виде трехкомнатной квартиры <...> общей площадью <...> кв.м. и двух обособленных нежилых помещений гаражей <...> площадью <...> кв.м. и <...> площадью <...> кв.м. и суд указанный иск удовлетворил (решение по делу №2-3551/2013 от 18.12.2013). На основании указанного решения ответчиком зарегистрировано право на квартиру <...> с кадастровым номером <...> по адресу: <...>
Строительство жилого дома было с рядом недоделок завершено в 2013 году, однако разрешение на ввод дома в эксплуатацию до настоящего времени не получено. Причиной этого являются, по устным пояснениям председателя ЖСК «Юго-Запад» ФИО2, проблемы с подключением к сетям энергоснабжения. В связи с тем, что застройщиком не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, квартиру невозможно использовать для проживания. В частности, отсутствует подключение дома к системам водоснабжения и энергоснабжения. Имеются также иные недоделки - протекает кровля дома. Истцу стало известно, что внеочередным общим собранием ЖСК «Юго-Запад» принято решение о добровольной ликвидации (протокол №06/08/2018 от 06.08.2018). Запись о процедуре ликвидации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. Объявление о ликвидации размещено в вестнике государственной регистрации №34 от 29.08.2018. Инициирование процедуры добровольной ликвидации является попыткой ответчика избежать исполнения обязанностей по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Представитель ЖСК «Юго-Запад» с заявленными требованиями не согласилась, представила возражение на иск, согласно которому ЖСК «Юго-Запад» ведет работу, направленную на ввод объекта в эксплуатацию.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2018 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Милоша А.А. просит отменить указанное решение суда и удовлетворить требования. В обоснование жалобы указывает на наличие оснований для удовлетворения требований, отсутствие разрешения на ввод дома в эксплуатацию в течение 20 лет, жилье не пригодно для проживания, ссылка ответчика о том, что осуществляются меры по вводу дома в эксплуатацию, не может быть основанием для отказа в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя истца Милоша А.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ФИО3 и представителя МО г-к Анапа ФИО4, настаивавших на оставлении решения суда без изменения, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 25.12.1997 года между ФИО1 и ЖСК «Юго-Запад» заключен договор участия в долевом строительстве, по условиям которого ФИО1 принимает долевое участие в строительстве многоквартирного дома, оплачивая стоимость квартиры, а ЖСК «Юго-Запад» после окончания строительства предоставляет в собственность ФИО1 квартиру <...> в блоке «Б» 95-ти квартирного жилого дома по адресу: <...>
05 декабря 1995 года ЖСК «Юго-Запад» выдано разрешение №37 на строительно-монтажные работы многоквартирного жилого дома по адресу: <...>
Постановлением главы Администрации курорта Анапа Краснодарской края от 20.02.1996 года ЖСК «Юго-Запад» передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок по адресу: <...>
23.06.2011 года за ЖСК «Юго-Запад» зарегистрировано права собственности на незавершенный строительством, процент готовности 70%, многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными гаражами и помещениями литер В,В 1 и литер Б,Б 1.
Данные обстоятельства установлены Анапским городским судом при вынесении решения от 18.12.2013, которым признано за ФИО1 право собственности на долю в незавершенном строительством жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> 1-й этаж, в виде трехкомнатной квартиры <...> общей площадью <...> кв.м. и в виде двух обособленных нежилых помещений гаражей <...> общей площадью <...> кв.м. и <...> общей площадью <...> кв.м., расположенных по адресу: <...>
Решение суда вступило в законную силу 22.01.2014 года и исполнено, что следует из выписки из ЕГРН и свидетельства о государственной регистрации права от 03.10.2014 года за ФИО1 право собственности на квартиру <...> с кадастровым номером <...> по адресу: <...>
Вновь возводимый объект капитального строительства считается объектом незавершенного строительства вплоть до наступления юридического факта, с которым законодательство связывает завершение работ. Таким фактом является выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, до получения такого разрешения эксплуатация объекта является незаконной.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ЖСК «Юго-Запад» ведет работу, направленную на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для дальнейшего получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ГК РФ государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса.
Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (п. 16). Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (п. 17). Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (п. 18).
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также необходимо представление заключения государственного строительного надзора, сроки получения которого законодательством не регламентированы.
Таким образом, поскольку решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию принимает комиссия, а при наличии каких-либо несоответствий выдается акт для проведения дополнительных работ для устранения нарушений норм, СНиП и других требований, то требования %" истца о предоставлении ЖСК «Юго-Запад» срока в три месяца для получения разрешения на ввод спорного многоквартирного жилого дома в эксплуатацию основаны на неправильном толковании закона.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд руководствовался положениями действующего законодательства, регулирующим Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (ч.10 ст.48 ГрК РФ).
Суд учел содержание п.8 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», согласно которого государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с ч.5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (п. 16). Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (п. 17). Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (п. 18).
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также необходимо представление заключения государственного строительного надзора, сроки получения которого законодательством не регламентированы.
Судом установлено, что согласно договора №48 от 01.01.2018 года, заключенного ЖСК «Юго-Запад» с ОАО «Анапа Водоканал», по адресу: <...>, осуществлена подача холодной (питьевой) воды через водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения. Из договора следует, что абонентом ЖСК «Юго-Запад» выполнены технические условия.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЖСК «Юго-Запад» ЭПУ многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными гаражами и помещениями выполняются в соответствии с договорами № ЮЛ-82-08/18, № ЮЛ-83-08/18, № ЮЛ-84-08/18 от 15.10.2018 года, заключенными с ООО «ВТ-Ресурс». Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения ЭПУ многоквартирных жилых домов корпусов 1, 2, 3 по адресу: <...> Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединение составляет 4 месяца со дня заключения настоящего договора (п.5).
Оценивая данные обстоятельства, суд пришел к выводу, что ЖСК «Юго-Запад» ведет работу, направленную на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для дальнейшего получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ГК РФ государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 настоящего Кодекса.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, свидетельствующих о том, что решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию принимает комиссия, а при наличии каких-либо несоответствий выдается акт для проведения дополнительных работ для устранения нарушений норм, СНиП и других требований, суд, применив положения действующего законодательства, пришел к правомерному выводу о том, что требования истца о предоставлении ЖСК «Юго-Запад» срока в три месяца для получения разрешения на ввод спорного многоквартирного жилого дома в эксплуатацию основаны на неправильном толковании закона и не подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании положений законодательства, устанавливающих порядок представления заключения государственного строительного надзора, сроки получения которого законодательством не регламентированы.
Обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, судом не было допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи