ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-587/2014 от 29.01.2014 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Токарева Ж.Г. Дело № 33-587/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 29 января 2014 года г. Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего Секериной О.И.

 судей Тарасовой О.Н., Решетниковой И.Ф.

 при секретаре <данные изъяты>.

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 октября 2013 года

 по делу по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах А.Э.А. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.

 Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах А.Э.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети», ссылаясь на то, что истец зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> и в силу п. 5 ч. 1 ст. 2 закона Алтайского края от 03.12.2004 № 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» А.Э.А. как реабилитированному лицу и проживающим совместно с ней членам семьи предоставлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает реабилитированное лицо с членами своей семьи. Однако ответчиками в нарушение закона расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки до (дата) по оплате тепловой энергии незаконно произведен исходя расчета социальной нормы 33 кв.м., а не общей площади жилого помещения 55,1 кв.м.

 Учитывая изложенное прокурор г. Новоалтайска с учетом уточненных требований просил признать незаконными действия МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» по расчету А.Э.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% с (дата) года по (дата) года исходя из социальной нормы площади жилого помещения в 33 кв.м., возложить на МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» обязанность в пределах нормативов потребления услуги произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги – отопление А.Э.А., исходя из общей площади жилого помещения – 55,1 кв.м за период с (дата) года по (дата) года, признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате А.Э.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» за указанный период, возложить на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску обязанность по выплате А.Э.А. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного в результате перерасчета. Также прокурор просил установить срок для исполнения решения суда- месяц со дня вступления решения в законную силу для МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» для перерасчета, два месяца со дня вступления в законную силу Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску для выплаты разницы денежного эквивалента.

 Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10.10.2013 исковые требования прокурора г. Новоалайска в интересах А.Э.А. удовлетворены.

 Признаны незаконными действия МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» по расчету А.Э.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление в размере 50 % в период с (дата) по (дата), исходя из социальной нормы площади жилого помещения.

 На МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет А.Э.А., проживающей по адресу: <адрес>, денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги – отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из общей площади жилого помещения – 55,1 кв.м, за период с (дата) по (дата).

 Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате А.Э.А. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги – отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» за период с (дата) по (дата).

 На Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести А.Э.А. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети», и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с (дата) по (дата).

 Взыскана с МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» в местный бюджет государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

 В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску просит решение отменить, ссылаясь на то, что в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации для установления факта нарушения прав льготополучателя, а суд необоснованно оставил без внимания ходатайство третьего лица об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации, подтверждающего обоснованность исковых требований. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Необходимость установления наличия и размера задолженности подтверждается судебной практикой, согласно которой при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаты, гражданское дело передано по подсудности мировому судье в связи с ценой иска менее <данные изъяты>. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой арифметическую ошибку и нарушение прав государственного органа либо прав гражданина.

 Также с решением суда не согласилось третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представитель которого в апелляционной жалобе просит об отмене состоявшегося судебного акта по аналогичным вышеизложенным доводам.

 В суде апелляционной инстанции прокурор М.Е.Ю. полагала жалобы не подлежащими удовлетворению.

 Истец А.Э.А., представители ответчиков, представитель третьего лица на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

 В соответствии с ч.3 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия рассматривает дело при данной явке.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 В силу ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 № 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки – компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

 В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, но не социальной нормы.

 Такие нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 № 2291 «Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске», в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.

 Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг – это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.

 Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307).

 Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (по тексту – Правила), ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.

 Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.

 В соответствии с п. 3 названных выше Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 приведенного Закона Алтайского края №156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.

 Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

 Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).

 Так законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, А.Э.А. является реабилитированным лицом, ей на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес> общей площадью 55,1 кв.м, в которой последняя проживает совместно с членами своей семьи.

 Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истца является МУП «Новоалтайские тепловые сети».

 Соглашением об информационном обмене *** от (дата) с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП «Новоалтайские тепловые сети» приняло на себя обязанность ежемесячно предоставлять Управлению сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде, а также иную необходимую Управлению информацию, состав которой согласовывается сторонами на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).

 При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.

 В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП г.Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.

 Решением Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 31) истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с (дата).

 Вместе с тем расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению производился А.Э.А. в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление, исходя из площади жилья в размере 33 кв.м., что не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.

 Таким образом, установив при разрешении дела, что А.Э.А. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги – отопление должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения в 55,1 кв.м., суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.

 Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 33 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет 55,1 кв.м.

 При этом требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобах на то, что судом необоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.

 Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.

 Не являются основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора, так как по правилам ст.33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду. Таким образом, подсудность спора при его разрешении судом не нарушена.

 Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается Судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.

 При таких обстоятельствах, Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 10 октября 2013 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи: