ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5880/20 от 20.10.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Дука Е.А.,

судей: Максименко И.В., Ковалёва А.А.,

при секретаре Зинченко Н.В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» о перерасчете заработной платы, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска ФИО1 к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» о нарушении трудовых прав – отказать».

Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» (далее МП НРМУ ТТП или Предприятие) о перерасчете заработной платы за период с 1 мая 2019 года по 1 мая 2020 года в соответствии с разделом 3 Отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017-2019 и 2020-2022 годы; плата, взыскании недополученной заработной платы в период с 1 мая 2019 года по 1 мая 2020 года в соответствии с произведенным перерасчетом, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 работает в Предприятие с 11 мая 2018 года водителем автобуса. За вышеуказанный период заработная плата выплачена не в полном объёме, так как размер тарифной ставки истца составляет 80 рублей 83 копейки, что не соответствует дополнительному соглашению № 1 о продлении на 2017-2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному транспорту и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2014-2016 годы и Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заключено Трехстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2020-2022 годы, пунктом 3.4 которого предусмотрено, что индексация заработной платы внебюджетного сектора экономики производится в соответствии с отраслевыми, территориальными соглашениями или коллективными договорами (пункт 3.5 Трехстороннего соглашения на 2017-2019 годы). Однако, раздел 5 коллективного договора МП НРМУ ТТП противоречит разделу 3 Отраслевых соглашений.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2 исковые требования поддержали.

Представители ответчика МП НРМУ ТТП ФИО3, ФИО4 с требованиями не согласились.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов ссылается на то, что судом сделан неверный вывод о том, что коллективный договор и оплата труда истца в соответствии с разрядами и тарифными коэффициентами, установленными приказами ответчика от 21 декабря 2018 года № 575 и от 27 декабря 2019 года № 596, соответствует действующему трудовому законодательству и не противоречит нормам отраслевых соглашений. Ссылаясь на пункты отраслевого соглашения, полагает, что судом не проведено сравнение отраслевой базовой тарифной ставкой 1 разряда рабочих равной 1 МРОТ (12 130 рублей) с действующей тарифной сеткой предприятия МП НРМУ ТТП, утвержденной приказом № 596 от 27 декабря 2019 года. В отношении тарифных ставок 2019 года и действия коллективного договора указывает на то, что судом не уточняется правовой статус профсоюзного комитета МП НРМУ ТТП, который осуществляет подписание коллективного договора и локальные правовые акты предприятия. Коллективный договор подписан от лица профсоюзного комитета предприятия, хотя в организации действует первичная профсоюзная организация МП НРМУТТП, входящая в состав Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации. В решение суда указано, что основной вид деятельности предприятия связан с деятельностью сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские и пригородные перевозки. В связи с тем, что установлен факт не отраслевой принадлежности профсоюзного комитета, действие коллективного договора считается недействительным. Обязательность применения тарифной сетки предложенной Отраслевым соглашением на 2014-2016 годы в данном случае является актуальной. Профсоюзный комитет МП НРМУТТП не мог участвовать в рассмотрении и подписании коллективного договора. Суд не принял доводы истца в отношении «неверных» установленных диапазонов разрядов по профессии «водитель автомобиля», так как согласно исковому заявлению, истец не связывает недоначисление заработной платы с неверно установленной тарифной ставкой. Истцом были представлены пояснения и расчеты недополученной заработной платы, в которых четко и ясно указывается на несоответствие действующих тарифных ставок в МП НРМУТТП к базовой тарифной ставке и межтарифным коэффициентам. В соответствии с трудовым договором № 13 от 15.05.2018 года, истец принят водителем 1 класса автомобилей различной грузоподъемности и вместимости, согласно открытых категорий. Ссылаясь на межтарифные коэффициенты, установленные отраслевым соглашением, указывает, что оклад водителя 5 разряда ответчика в размере 13 330 рублей меньше обязательной тарифной ставки, установленной отраслевым соглашением для рабочих 5 разряда в размере 21 834 рублей.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик МП НРМУ ТТП считает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик МП НРМУТТП не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено не в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности МП НРМУТТП связан с деятельностью сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров.

24 октября 2013 года Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией «Российский автотранспортный союз» заключено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы (далее Федеральное отраслевое соглашение на 2014 – 2016 годы), которое регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспортного, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности (л.д. 99-125).

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 февраля 2014 года № 14-4/10/В-756, опубликованному в «Российской газете» № 43 от 24 февраля 2014 года, соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (от 29 ноября 2013 года № 234/14-16), опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда» (приложение № 3 к № 4 (13) 2013 год), газете «Солидарность» (приложение № 1, 2014 год) и размещено на официальном сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru). В соответствии с частью 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему, что соответствует процедуре, предусмотренной Порядком опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2007 года № 260 (в редакции от 9 апреля 2012 года).

Дополнительным соглашением Российского автотранспортного союза и Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» №1 от 18 ноября 2016 года действие Федерального отраслевого соглашения на 2014 – 2016 годы продлено на 2017-2019 годы.

Действие Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 гг. продлено Дополнительным соглашением № 1, утвержденным Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 18 ноября 2016 года, на 2017-2019 годы.

В соответствии с пунктом 1.7 Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.

Пунктом 3.1 Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта установлена с 1 января 2017 года в размере 7 500 рублей в месяц.

В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы.

Согласно пункту 3.5 Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы указанный в пункте 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре.

Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1 (пятому разряду оплаты соответствует тарифный коэффициент 2,2).

Согласно совместного письма президента некоммерческой организации «Российский автотранспортный союз» и председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017-2019 (пункты 3.3, 3.4) размер минимальной (базовой) тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 1 января 2019 года составляет 8 112 рублей.

19 ноября 2019 года Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утверждено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (далее Отраслевое соглашение на 2020-2022 годы) (л.д. 127-154).

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. № 14-4/10/В-807, опубликованному в «Российской газете» № 29, 12 февраля 2020 года, соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный № 15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru). В соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему, что соответствует процедуре, предусмотренной Порядком опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 ноября 2015 года. № 860н.

В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района.

Согласно пункта 3.2 Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы, в редакции дополнительного соглашения № 1 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы до 1 января 2021 года, среднемесячная заработная плата работников по предприятию должна быть на уровне не менее трёхкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размеры минимальных гарантий по заработной плате работников автомобильного и городского пассажирского транспорта устанавливаются в размере двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (л.д. 158-159).

Как предусмотрено пунктом 3.5 Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы, указанный в пункте 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.

Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1 (пятому разряду оплаты соответствует тарифный коэффициент 2,2).

Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 года установлен в сумме 12 130 рублей в месяц (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2019 года) «О минимальном размере оплаты труда»).

Судом установлено, что на правоотношения между сторонами распространяется действие трудового законодательства, а также Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, срок действия которого продлен на 2017-2019 годы, и Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы. Это обстоятельство не было предметом спора в судебном заседании.

С 11 мая 2018 года ФИО1 работает в автоколонне № 1 МП НРМУТТП по трудовому договору № 13 от 11 мая 2018 года водителем 1 класса автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости, согласно открытых категорий, при 40-часовой рабочей недели, согласно утвержденным графикам, с суммированным учетом рабочего времени; с часовой тарифной ставкой 73 рубля 36 копеек (пункты 1.1, 4.1.1, 4.2); процентная надбавка за работу в МКС 50%; районный коэффициент к заработной плате - 70% в месяц; - доплата за вредные условия труда в размере 4% от часовой тарифной ставки.

Также трудовым договором предусмотрено, что ФИО1 могут выплачиваться - другие надбавки и выплаты согласно Положению об оплате труда, Положению о текущем премировании работников, других Положений о поощрении, премировании и стимулировании работников (л.д. 9, 11-15).

Из дополнительного соглашения к трудовому договору от 30 декабря 2019 года следует, что с 1 января 2020 года ФИО1 за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, установлены часовые тарифные ставки в следующих размерах:

- на автобусах до 7 метров – 69 рублей 88 копеек,

- на автобусах до 10 метров – 75 рублей 35 копеек,

- на автобусах свыше 10 метров – 80 рублей 83 копейки.

Условия труда работников определены разделом 5 коллективного договора МП НРМУТТП на 2017-2020 годы (с последующими приложениями), действовавшего до 26 апреля 2020 года.

Пунктом 5.3 коллективного договора предусмотрено, что тарифные ставки рабочим и должностные оклады руководителям, специалистам и служащим устанавливаются локальным нормативным актом предприятия самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников МП НРМУТТП

Минимальные тарифные ставки (оклады) рабочих установлены с сохранением действующих соотношений между разрядами и являются гарантиями минимальных размеров оплаты труда (пункт 5.4 коллективного договора).

Согласно разделу 2 Положения об оплате труда работников МП НРМУТТП, утвержденного 27 апреля 2017 года, у ответчика установлена повременно-премиальная система оплаты труда с учетным периодом один календарный месяц: для работников с суммированным учетом рабочего времени - часовые тарифные ставки; для водителей автомобилей и трактористов спецтехники установлены часовые тарифные ставки исходя из разрядов: автобусы – по габаритным размерам (пункты 2.2, 2.3).

Размеры должностных окладов и часовых тарифных ставок устанавливаются в индивидуальном трудовом договоре с работником в соответствии с штатным расписанием МП НРМУТТП; часовыми тарифными ставками основных и вспомогательных рабочих МП НРМУТТП, часовыми тарифными ставками водителей автомобилей всех типов грузоподъемности и вместимости и трактористов МП НРМУТТП, утверждаемыми генеральным директором (пункт 2.4).

Часовые тарифные ставки рассчитываются исходя из месячных тарифных ставок (окладов) согласно среднемесячной норме рабочего времени; на каждый календарный год рассчитывается Годовой фонд рабочего времени по предприятию при 5-ти дневной рабочей неделе и 6-ти дневной рабочей неделе, а также при 40-часовой и 36-часовой неделе (пункт 2.6).

Работникам МП НРМУТТП осуществляются выплаты районного коэффициента равного 1,7 предусмотренного районным регулированием оплаты труда, а также процентные надбавки за стаж работы районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях (пункт 2.9).

Согласно пунктам 3.1, 3.2 Положения об оплате труда работников МП НРМУТТП заработная плата водителям всех типов грузоподъемности и вместимости начисляется по утвержденным часовым тарифным ставкам согласно марки автомобиля: - за время отработанное на линии (маршрут, заказ, резерв или служебные); - за подготовительно-заключительное время (0,5 часа на маршрутных перевозках и 0,38 часа на заказных и служебных); - за время нахождения в ремонте (во время нахождения в ремонте водитель работает по режиму 6-ти дневной рабочей недели с одним выходным днем – воскресенье); - за время прохождения стажировки. При привлечении водителя к длительному ремонту по восстановлению автомобиля, оплата производится из расчета среднего заработка, но не более 1 месяца.

Разделом 5 Положения об оплате труда работников МП НРМУТТП предусмотрено, что работникам могут устанавливаться стимулирующие доплаты и надбавки к часовой тарифной ставке, не требующие приказа по предприятию: - за уборку и мойку салонов водителям автобусов – 5% от ЧТС; - за классность водителям автомобилей в размере: за 1 класс – 25% от ЧТС, за 2 класс – 10% от ЧТС (л.д. 77-98).

Приказом МП НРМУТТП № 575 от 21 декабря 2018 года установлена месячная тарифная ставка на оплату труда с 1 января 2019 года в размере 8 190 рублей в месяц для руководителей, специалистов и служащих согласно приложению № 1, для рабочего первого разряда согласно приложению № 2, для основных и вспомогательных рабочих согласно приложению № 3 и для водителей автомобилей всех типов грузоподъемности и вместимости и трактористов согласно приложению № 4 (л.д. 42).

Приложениями № 2 и № 4 к вышеуказанному приказу с 1 января 2019 года по 4 - 5 разряду при 40-часовой неделе, месячная тарифная ставка (оклад) составляет 11 832 рублей, часовая тарифная ставка установлена в размере 72 рубля 07 копеек; по 5 разряду – 12 697 рублей, часовая тарифная ставка – 77 рублей 34 копейки (л.д.43, 45).

Приказом МП НРМУТТП № 552 от 7 ноября 2018 года на предприятии утверждена средняя норма рабочего времени согласно производственного календаря на 2019 год для шестидневной рабочей недели при 40 часах - 164,17 (л.д.46,47).

Приказом МП НРМУТТП № 596 от 27 декабря 2019 года установлена месячная тарифная ставка на оплату труда с 1 января 2020 года в размере 8 600 рублей в месяц (л.д.48).

Приложениями № 2 и № 4 к вышеуказанному приказу с 1 января 2020 года по 4-5 разряду при 40-часовой неделе месячная тарифная ставка (оклад) составляет 12 427 рублей, часовая тарифная ставка установлена в размере 75 рублей 35 копеек; по 5 разряду - 13 330 рублей, 80 рублей 83 копейки соответственно (л.д. 49, 51).

Согласно приложению № 7 к приказу МП НРМУТТП от 26 ноября 2019 года № 525 среднемесячная норма рабочего времени согласно производственному календарю на 2020 год для 5-ти и 6-ти дневной рабочей недели при 40 часах составляет 164,92 (л.д. 52,53).

Согласно справке от 20 мая 2020 года среднемесячная заработная плата ФИО1 за период с мая 2019 года по апрель 2020 года составила 51 340 рублей 62 копейки (л.д. 16).

Разрешая спор по существу и отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что истцу в 2019-2020 годах была установлена тарифная ставка в нарушение требований Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы, с учетом дополнительного соглашения №1 от 18 ноября 2016 года, а также Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы, не представлено; из расчетных листов за период с мая 2019 года по апрель 2020 года судом установлено, что истцу заработная плата начислялась с учетом часовых тарифных ставок, установленных для автобусов, на которых истец отработал в конкретном месяце, отработанных часов и других показателей условий его труда (работа в ночные часы, праздничные и выходные дни, вредность, уборка и т.д. + ежемесячные премии); расчеты являются арифметически правильными, соответствуют действующему законодательству; доказательств того, что в период с 1 мая 2019 года по 31 мая 2020 года истцу была неправильно установлена тарифная ставка, в связи с чем недоначислена заработная плата, в судебном заседании не установлено. Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что обоснованность предоставленного истцом расчета заработной платы с 1 мая 2019 года по 1 мая 2020 года доказательствами не подтверждена, также как и не подтверждена обоснованность начисления процентной ставки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и районного коэффициента только на тарифную ставку уже увеличенную на 2,2.

Судебная коллегия считает решение суда в части отказа ФИО1 в удовлетворении требований о взыскании недополученной заработной платы за период с 1 мая 2019 года по 31 декабря 2019 года принятым в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, а доводы апелляционной жалобы ФИО1 о необоснованности отказа не состоятельными по следующим основаниям.

Согласно пункту 3.1 Федерального Отраслевого соглашение на 2014-2016 годы в редакции дополнительного соглашения №1 от 18 ноября 2016 года, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-ого разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается с 1 января 2017 года в размере 7 500 рублей.

Пунктом 3.5 Федерального Отраслевого соглашение на 2014-2016 годы указанный в пункте 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре.

Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.

Таким образом, согласно действующему в 2019 году отраслевому соглашению у работодателя было право самостоятельно устанавливать работникам условия оплаты труда.

Между тем, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части разрешения требований о перерасчете и выплате заработной платы за период с 1 января 2020 года по 30 апреля 2020 года по следующим основаниям.

Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях могут устанавливаться условия оплаты труда работникам конкретной отрасли, подлежащие применению работодателями, присоединившимися к соглашению или не направившими в 30-дневный срок мотивированного письменного отказа от присоединения к нему.

Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» участником соглашения не являлось, но и мотивированный письменный отказ присоединиться к нему не направило.

Таким образом, положения Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы являются обязательными для соблюдения на предприятии ответчика.

В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже МРОТ, принятого в Российской Федерации.

Согласно пункту 3.5 Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2.

Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) других разрядов устанавливаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

В соответствии с пунктом 1.7 Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.

Размер МРОТ на 1 января 2020 года составлял 12 130 рублей. Из чего следует, что минимальная (базовая) тарифная ставка рабочего 1 разряда не может быть менее 12 130 рублей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2 Положения об оплате труда работников МП НРМУТТП на предприятии устанавливается повременно-премиальная система оплату труда с учетным периодов один календарный месяц: для работников с суммированным учетом рабочего времени – часовые тарифные ставки.

Согласно пункту 2.3 Положения об оплате труда работников МП НРМУТТП для водителей автомобилей и трактористов спецтехники часовые тарифные ставки установлены исходя из разрядов:

- грузовые автомобили – по грузоподъемности,

- автобусы – по габаритным размерам,

- тракторная самоходная техника – по объемам двигателей.

На основании Приложения №1 к приказу МП НРМУТТП № 531 от 12 ноября 2018 года за ФИО1 было закреплено транспортное средство автобус Маз-104Х25.

Согласно сведениям о классификационных признаках транспортных средств, которыми управлял ФИО1, представленных ответчиком суду апелляционной инстанции, длина транспортных средств, которыми управлял истец с 1 мая 2019 года по 1 мая 2020 года составляла более 11 метров, что соответствует тарифной ставка 5 разряда.

Из путевых листов автобуса за период с 1 января 2020 года по 30 апреля 2020 года следует, что ФИО1 постоянно работал на автобусах длинной более 11 метров, то есть водителем по 5 разряду.

Соответственно, минимальный гарантированный указанным Отраслевым соглашением размер месячной тарифной ставки рабочего 5 разряда (с учетом межтарифного коэффициента 0,2) не мог быть менее 21 834 рубля (12 130 * 1,8).

Между тем, в период с 1 января по 30 апреля 2020 года заработная плата начислялась и выплачивалась истцу в нарушение условий Соглашения исходя из минимальной (базовой) тарифной ставки в размере 8 600 рублей с учетом межтарифного коэффициента водителя 5 разряда 1,55, а не 1,8.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика об отсутствии перед истцом задолженности по выплате заработной платы судебная коллегия признает не состоятельными. МП НРМУТТП ошибочно полагает, что фактически выплаченная истцу заработная плата превышает заработную плату, подлежащую начислению по условиям Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы. Рассчитывая заработную плату по условиям Отраслевого соглашения на 2020 – 2021 годы, ответчик не учитывает причитающиеся истцу надбавки, в частности, за классность, за разрывной график работы и т. д.

Поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения прав работника на полную оплату труда в 2020 году, суд первой инстанции ошибочно отказал в удовлетворении исковых требований о перерасчете и взыскании недоплаты за четыре месяца 2020 года, а также производного требования о компенсации морального вреда.

В связи с чем, решение суда первой инстанции в указанной выше части подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия считает не подлежащим применению, предоставленный МП НРМУТТП расчет заработной платы истца с учетом положений Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы, по вышеуказанным основаниям.

Проверив расчет, представленный ФИО1, суд апелляционной инстанции считает его верным, соответствующим положениям Отраслевого соглашения на 2020 - 2022 годы, в связи с чем, считает возможным принять его. Согласно расчета задолженность ответчика по заработной плате перед истцом за период с 1 января 2020 года по 30 апреля 2020 года составляет 142 621 рубль 45 копеек.

Данная задолженность представляет собой разницу между фактически начисленной ФИО1 заработной платой и заработной платой, подлежащей начислению с учетом положений Отраслевого соглашения на 2020 – 2021 годы и Положения об оплате труда, за вычетом НДФЛ.

Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из разъяснений, данных в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Учитывая характер допущенного ответчиком нарушения, степень нравственных страданий истца в результате невыплаты причитающихся сумм, требования разумности и справедливости, с работодателя подлежит взысканию в пользу ФИО1 компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку судебной коллегией принимается решение об удовлетворении как имущественных, так и неимущественного требования о компенсации морального вреда, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 758 рублей 85 копейки (300 рублей по требованию неимущественного характера + 3 458 рублей 85 копеек от взысканной суммы).

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к Муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» о перерасчете и выплате заработной платы за период с 1 января 2020 года по 1 мая 2020 года, взыскания компенсации морального вреда.

Принять в данной части новое решение, которым возложить на Муниципальное предприятие Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» обязанность произвести перерасчет и выплатить ФИО1 недоплаченную заработную плату за период с 1 января 2020 года по 30 апреля 2020 года в размере 112 942 рублей 28 копеек.

Взыскать с Муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Взыскать с Муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» в доход местного бюджета города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственную пошлину в размере 3 758 рублей 85 копеек.

В остальной части решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий Дука Е.А.

Судьи Максименко И.В.

Ковалёв А.А.