Председательствующий по делу Дело № 33-5883/2017
судья Коберская М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
и судей краевого суда Щаповой И.А., Лещевой Л.Л.
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 15 ноября 2017 года гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Баринову А. А., Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, УМВД России по <адрес> о прекращении права собственности на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие и признании недействительным разрешения на хранение и ношение оружия,
по апелляционной жалобе представителя ответчика УМВД России по <адрес>Прокофьевой Н.В.
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13 июля 2017 года, которым постановлено: иск военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Прекратить право собственности Баринова А. А. на боевое ручное стрелковое нарезное одноствольное длинноствольное огнестрельное оружие - винтовку системы Мосина № ГК 6067, калибра 7,62x54 мм, 1944 года выпуска, с учетом характера и назначения передать оружие в собственность Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Баринова А. А. денежные средства в размере 7925 рублей.
Признать недействительным разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего, пневматического огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, выданное <Дата> ЦЛРР УВД России по <адрес>Баринову А. А. на КО-44-01, калибра 7,62x54 мм, № ГК 6067, 1944 года выпуска.
Заслушав доклад судьи краевого суда Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
военный прокурор гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на следующее.
Военной прокуратурой гарнизона Дровяная проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, сохранности оружия и боеприпасов, в результате которой установлено, что войсковой частью 55449 (в настоящее время 59313-47) Совету BOO ЗабВО <адрес> были проданы два карабина КО-44-01, в том числе карабин КО-44-01, калибра 7,62*54 мм № ГК 6067, 1944 года выпуска. Названное оружие в настоящее время принадлежит Баринову А.А., которым <Дата> получено разрешение на право его хранения и ношения (РОХ №). Согласно справке отдела криминалистических экспертиз и учетов ЭКЦ УМВД России по <адрес> о проведенном баллистическом исследовании №с от <Дата>, названный образец огнестрельного оружия является боевым ручным стрелковым нарезным одноствольным длинноствольным огнестрельным оружием - винтовкой системы Мосина № ГК 6067 калибра 7,62*54 мм 1944 года выпуска. Ссылаясь на положения Федерального закона «Об оружии», согласно которому оборот боевого оружия ограничен, а также на положения статей 235 и 238 ГК РФ, военный прокурор просил суд прекратить право собственности Баринова А.А. на боевое ручное стрелковое нарезное одноствольное длинноствольное огнестрельное оружие - винтовку системы Мосина № ГК 6067 калибра 7,62*54 мм., 1944 года выпуска, а также признать недействительным разрешение РОХа № на хранение и ношение охотничьего, пневматического огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, выданное <Дата> ЦЛРР УВД России по <адрес>Баринову А. А. на КО-44-01 калибра 7.62*54 мм № ГК 6067, 1944 года выпуска (л.д.3-8).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.55-61).
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика УМВД России по <адрес>Прокофьева Н.В. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. Считает, что судом при вынесении решения были существенно нарушены нормы материального и процессуального права. Суд, принимая решение о прекращении права собственности на оружие и передаче его в собственность государства в лице МВД России, с взысканием с последнего в пользу бывшего собственника данного оружия его стоимости, не учел доводы представителя МВД России и УМВД России по <адрес> о том, что в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ осуществляют войска национальной гвардии, а также должны исполнять решения суда о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов. Обжалуемым решением суда на МВД России возложены обязанности, которые не входят в его компетенцию (л.д.69-72).
В возражении на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя МВД России и УМВД России по <адрес>Прокофьеву Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, военного прокурора Дамдинжапова Б.А. о том, что решение суда законное и обоснованное, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, войсковая часть 55449 (в настоящее время 59313-47) продала Совету BOO ЗабВО <адрес> два карабина КО-44-01, в том числе карабин КО-44-01 калибра 7,62*54 мм № ГК 6067, 1944 года выпуска (л.д.9).
В настоящее время карабин КО-44-01 калибра 7,62*54 мм № ГК 6067, 1944 года выпуска, принадлежит на праве собственности Баринову А.А.
Разрешение на право хранения по месту жительства и ношения получено указанным гражданином <Дата> (л.д.22).
Согласно справке отдела криминалистических экспертиз и учетов ЭКЦ УМВД России по <адрес> о проведенном баллистическом исследовании №с от <Дата>, названный образец огнестрельного оружия является винтовкой системы Мосина образца 1891/1930 серии ГК № калибра 7,62x53 мм., 1944 года выпуска, и относится к боевому ручному стрелковому нарезному одноствольному длинноствольному огнестрельному оружию (л.д.11-15).
Разрешая спор и принимая решение о передаче оружия в собственность Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, с возмещением бывшему собственнику из казны Российской Федерации стоимости имущества, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, применив материальный закон, подлежащий применению, исходил из того, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является органом, уполномоченным изымать оружие в случае аннулирования в установленном порядке разрешения на оружие, осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого огнестрельного оружия.
Суждения суда подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
В соответствии с действующим законодательством Баринов А.А. не является лицом, в собственности которого может находиться боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие. Боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие не относится к гражданскому оружию, предназначенному для использования гражданами Российской Федерации в целях охоты, в связи с чем, выдача разрешений на право хранения по месту жительства и ношения данного оружия нельзя признать правомерным.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в частности отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
В силу статьи 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» к боевому ручному стрелковому оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение государственных военизированных организаций, исчерпывающий перечень которых приведен в указанной статье, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, в том числе в органах внутренних дел утверждены постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 года № 1314.
Согласно п.1 вышеназванных Правил оборот оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
В силу п.5 Правил государственные военизированные организации имеют право: продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами; продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензию органов внутренних дел на торговлю этим оружием и патронами к нему; временно выдавать оружие должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, с оформлением соответствующих разрешений в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации; приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях; передавать в установленном порядке наградное оружие музеям и организациям, имеющим право на коллекционирование и (или) экспонирование соответствующих видов оружия; передавать для использования работниками ведомственной охраны государственной военизированной организации, прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, и при отсутствии у них противопоказаний к владению огнестрельным оружием, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия с комплектом патронов для ношения и использования при выполнении обязанностей по защите охраняемых объектов.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что нахождение спорного оружия в собственности ответчика Баринова А.А. и выдача разрешений на право хранения по месту жительства и ношения данного оружия противоречит положениям действующего законодательства, требования прокурора о прекращении права собственности данного лица на боевое ручное стрелковое нарезное огнестрельное оружие по основанию, предусмотренному ст. 238 ГК РФ, признании недействительным выданного разрешения на хранение и ношение оружия являются правомерными.
Учитывая то, что оборот спорного оружия осуществляется исключительно в государственных военизированных организациях, принудительная продажа данного оружия крайне маловероятна.
С учетом этого, данное оружие подлежит передаче в государственную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости оружия.
Довод апелляционной жалобы представителя МВД России о том, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, а оружие должно быть передано войскам национальной гвардии в соответствии с п. 12 и 27 ст. 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», судебной коллегией отклоняется в виду следующего.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел с последующей передачей оружия и патронов к нему в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия в случае аннулирования в установленном порядке разрешения на хранение и ношение оружия.
Согласно п. 22 ст. 12 Федерального закона «О полиции» прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, является обязанностью полиции и осуществляется в порядке, определённым Приказом МВД РФ от 17 декабря 2012 года № 1107.
Министерство внутренних дел Российской Федерации является уполномоченным государственным органом, организующим и осуществляющим контроль за оборотом оружия (п.п. 18 п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248).
Как указано выше, Министерство внутренних дел Российской Федерации является государственной военизированной организацией, в которой осуществляется оборот боевого оружия, которая вправе продавать или передавать оружие другим государственным военизированным организациям, а также юридическим лицам, занимающимся производством оружия или торговлей им в соответствии с лицензией на производство и торговлю, а также нормативно-техническими документами.
Из указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел.
В соответствии с п.12 ст.9 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочием осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Однако в силу ч.2 ст. 35 указанного Федерального закона, положение п.12 ч.1 ст. 9 вступает в силу с 01 января 2018 года.
Таким образом, в силу приведенных норм, в настоящее время органом, в лице которого оружие подлежит передаче в собственность Российской Федерации, является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи Л.Л. Лещева
И.А. Щапова
Копия верна. Судья А.А. Карабельский
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>