Судья Калиниченко Н.А. Дело № 33-5892/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2016 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Романовой И.Е.,
судей Антонова Д.А., Борисовой Е.Е.,
при секретаре Олиярник Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО – Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 3 марта 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО – Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития ХМАО – Югры присвоить (ФИО)1 звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО – Югры в пользу (ФИО)1<данные изъяты>. в счет возмещения судебных расходов».
Заслушав доклад судьи Антонова Д.А., судебная коллегия,
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО – Югры о присвоении звания «Ветеран труда». Требования мотивировала тем, что письмом (номер) от (дата) ответчиком оказано в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ, которая ей вручена на основании приказа Министра (номер)(дата) за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, не включена в перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО-Югры». Истец просит признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать присвоить ей указанное звание.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Ответчик отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ не включена в перечень наград, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение указанного звания. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ, со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Постановлением правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005 года № 103-П «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечня наград, почетных званий ХМАО – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали РФ, почетные звания, РФ, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, значки, почетные звания автономного округа. Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ в данный перечень не входит. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Таким образом, правовые основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда» отсутствуют.
Стороны или их представители в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь требованиями ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть материалы гражданского дела без участия лиц, не явившихся в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса «Ветерана труда»», а равно и условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утв. Указом Президента РФ от 02.03.1994 года № 442.
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6, п.п. 6.2. указанного Постановления, Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федерального агентства, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Приказом Минздрава России от 10 августа 2012 года № 78н (ред. от 29.01.2013) «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации» определены ведомственные награды. Согласно указанному приказу в числе прочих знаков отличия учреждена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Этим же приказом утверждено Положение о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно п. 1 данного Положения, Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Почетная грамота, Министерство) является ведомственной наградой, которой награждаются работники организаций здравоохранения, независимо от форм собственности, за многолетний добросовестный труд, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения не менее 10 лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.
Содержание вышеприведенных норм позволяет суду сделать вывод, что Почетная грамота Министерства здравоохранения относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право истице для присвоения звания «Ветеран труда».
Из материалов дела следует, что (ФИО)1 работает в системе здравоохранения с <данные изъяты>.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 мая 2014 года №490п она награждена Почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд.
Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата)(номер) истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании того, что Почетная грамота Министерства здравоохранения РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-П.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, дав правильный анализ действующему законодательству, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст.7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения «Ветерана труда») присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Суд первой инстанции признал право истца на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку пришел к обоснованному выводу о том, что утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта РФ незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного ст.7 Федерального закона «О ветеранах», что недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 3 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития ХМАО – Югры – без удовлетворения.
Председательствующий Романова И.Е.
Судьи: Антонов Д.А.
Борисова Е.Е.