ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-589/2016 от 12.02.2016 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Шулев А.Н.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 февраля 2016 года № 33-589/2016

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Образцова О.В.,

судей Теплова И.П., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Кустовой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области по доверенности ФИО1 на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от <ДАТА>, которым исковое заявление ФИО2 удовлетворено частично.

На Управление ФСИН по Вологодской области возложена обязанность включить в стаж ФИО2, дающий право на получение пенсии по выслуге лет, периоды службы:

в Государственной налоговой инспекции по г.Великий Устюг в должности ведущего специалиста отдела организации учета и обслуживания налогоплательщиков с <ДАТА> по <ДАТА>, в должности государственного налогового инспектора отдела документальных проверок с <ДАТА> по <ДАТА>, в Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г.Великий Устюг в должности государственного налогового инспектора отдела документальных проверок с <ДАТА> по<ДАТА> и в должности государственного налогового инспектора отдела ресурсных платежей с <ДАТА> по <ДАТА>,

с применением к указанным периодам коэффициента 1 (один месяц службы за один месяц);

в Великоустюгском МРО УФСНП по Вологодской области в должности специалиста первой категории с <ДАТА> по <ДАТА> и в должности ведущего специалиста с <ДАТА> по <ДАТА>,

с применением к указанным периодам коэффициента 1,5 (один месяц службы за полтора месяца);

в Великоустюгском МРО Управления ГНК России по Вологодской области в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам с <ДАТА> по <ДАТА>, во 2-м отделении Череповецком МРО Управления ФСКН по Вологодской области в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам с <ДАТА> по <ДАТА>, в должности начальника отделения с <ДАТА> по <ДАТА>,

с применением к указанным периодам коэффициента 1,3 (один месяц службы за один и одну треть месяца).

На Управление ФСИН по Вологодской области возложена обязанность произвести перерасчет назначенной ФИО2 пенсии по выслуге лет с учетом вышеуказанных периодов и порядка их исчисления.

С Управления ФСИН по Вологодской области в пользу ФИО2 взыскано в возмещение расходов по уплате государственной пошлины ... рублей.

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Вологодской области от ответственности по настоящему иску освобождено.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения представителей УФСИН по Вологодской области по доверенностям ФИО1, ФИО3, представителя Управления ФСКН России по Вологодской области по доверенности ФИО4, судебная коллегия

установила:

ФИО2, <ДАТА> года рождения, обратился в <ДАТА> суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее – УФСИН по Вологодской области), ФКУ ИК-3 УФСИН России по Вологодской области о перерасчете пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с <ДАТА> по <ДАТА> проходил службу в уголовно-исполнительной системе, уволен по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, выслуга лет по состоянию на <ДАТА> составила: в календарном исчислении ... лет ... месяца ... дней, в льготном исчислении - ... года ... месяца ... дня.

Ответчиком при расчете стажа за выслугу лет не была включена служба истца в должностях ведущего специалиста, налогового инспектора в Государственной налоговой инспекции по г.Великий Устюг с <ДАТА> по <ДАТА>,

служба в должностях специалиста первой категории, ведущего специалиста Великоустюгского МРО УФСНП по Вологодской области с <ДАТА> по <ДАТА>, старшего оперуполномоченного по особо важным делам Великоустюгского МРО Управления ГНК России по Вологодской области, 2-го отделения Череповецкого МРО Управления ФСКН по Вологодской области с <ДАТА> по <ДАТА> была включена в календарном исчислении.

Полагал данный расчет ответчика неправомерным, просил суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, службу в налоговой инспекции в календарном порядке, службу в органах налоговой полиции - в льготном исчислении с применением коэффициента 1,5, службу в органах Госнаркоконтроля России – в льготном исчислении с применением коэффициента 1,3, произвести перерасчет назначенной истцу пенсии по выслуге лет.

В судебном заседании ФИО2 и его представитель адвокат Полозов С.Ю. исковые требования поддержали.

Представитель ответчиков по доверенностям ФИО5 с иском не согласился, ссылаясь на правомерность расчета выслуги лет, поскольку служба истца в налоговой инспекции не относится к службе в органах налоговой полиции в качестве сотрудника, имеющего специальное звание (уволен на основании нормы трудового законодательства – по собственному желанию). Федеральная служба в уголовно-исполнительной системы отсутствует в положениях действующего законодательства, предусматривающего сохранение стажа, исчисленного на момент увольнения сотрудника налоговой полиции в случае перевода на службу в иные государственные органы. Занимаемые истцом должности специалиста первой категории и ведущего специалиста в налоговой полиции не предусмотрены подпунктом «г» пункта 3 соответствующего постановления Правительства РФ № 941, согласно которому один месяц службы засчитывает за полтора месяца стажа.

Представитель третьего лица Управления ФСКН России по Вологодской области в судебное заседание не явился.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Вологодской области по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца адвокат Полозов С.Ю. просит решение суда оставить без изменения, жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на данную жалобу, не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что ФИО2 с <ДАТА> по <ДАТА> проходил службу в органах налоговой инспекции, занимая при этом должности ведущего специалиста отдела организации учета и обслуживания налогоплательщиков, государственного налогового инспектора отдела документальных проверок Государственной налоговой инспекции по г. Великий Устюг, государственного налогового инспектора отдела документальных проверок и государственного налогового инспектора отдела ресурсных платежей Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Великий Устюг;

в органах налоговой полиции - с <ДАТА> по <ДАТА> в должности специалиста первой категории и ведущего специалиста Великоустюгского МРО УФСНП по Вологодской области.

В период прохождения указанной службы ФИО2 был присвоен классный чин сотрудника налоговой службы и специальное звание налоговой полиции.

В дальнейшем указанное лицо проходило службу в органах по контролю за оборотом наркотиков с <ДАТА> по <ДАТА>, занимая при этом должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам Великоустюгского МРО Управления ГНК России по Вологодской области, старшего оперуполномоченного по особо важным делам 2-го отделения и начальника 2-го отделения Череповецкого МРО Управления ФСКН по Вологодской области;

в органах уголовно-исполнительной системы в должности заместителя начальника по безопасности и оперативной работе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Вологодской области с <ДАТА> по <ДАТА>, откуда было уволено по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, выслуга лет по состоянию на <ДАТА> составила: в календарном исчислении ... лет ... месяца ... дней, в льготном исчислении - ... года ... месяца ... дня.

При увольнении УФСИН России по Вологодской области в расчет выслуги лет на пенсию не включил данному сотруднику период службы в органах налоговой инспекции, а периоды службы в налоговой полиции и органах по контролю за оборотом наркотиков были зачтены в календарном, а не льготном исчислении.

Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с частью 1 статьи 13 данного Закона порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 № 4991-1.

Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям», Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2004 № 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации"(далее Постановление № 941).

Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 30.06.2003 № 86 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 № 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.

Согласно подпункту «г» пункта 3 Постановления № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции - сотрудникам этих органов, имеющим специальные звания, по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

В силу подпункта «в» пункта 3 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2004 № 254 в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются на следующих льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца время службы в подразделениях, выполняющих задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с перечнем подразделений и должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и на определяемых им условиях.

Учитывая, что при увольнении из органов налоговой полиции ФИО2 в расчет выслуги лет на пенсию была включена служба в налоговой инспекции в календарном исчислении, служба в налоговой полиции в полуторном исчислении, при увольнении из органов по контролю за оборотом наркотиков данная служба была исчислена с применением коэффициента 1,3, вывод суда первой инстанции о правомерности данных исковых требований является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО2 в расчет выслуги лет на пенсию не может быть включена служба в органах налоговой полиции, поскольку он занимал должности, не предусмотренные соответствующими нормативными актами, регулирующими вопросы исчисления выслуги лет на пенсию, в том числе и Постановлением № 941 (специалиста первой категории и ведущего специалиста) отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

Приказом Директора ФСНП РФ от 04.12.2000 № 473 "Об утверждении перечней должностей сотрудников подразделений федеральных органов налоговой полиции, служба в которых засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии" должности специалиста первой категории и ведущего специалиста подразделений федеральных органов налоговой полиции были включены в перечень должностей сотрудников местных органов налоговой полиции, осуществляющих розыскную деятельность, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца;

приказом данного должностного лица от 24.07.2002 № 345 "О приведении наименований должностей в некоторых подразделениях федеральных органов налоговой полиции в соответствие с типовыми штатными должностями" должности специалиста первой категории и ведущего специалиста подразделений органов налоговой полиции переименованы в должности соответственно старшего оперуполномоченного и оперуполномоченного по особо важным делам указанных органов; указанное переименование не влекло за собой изменения функцио­нальных и должностных обязанностей сотрудников, замещающих названные должности.

Таким образом, на должности специалиста первой категории и ведущего специалиста подразделений органов налоговой полиции распространяется действие нормативных актов об исчислении выслуги лет на пенсию в полуторном размере.

Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они не опровергают вышеуказанных выводов, основаны на неправильном толковании норм материального права.

При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от <ДАТА> оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказания по Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: