ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-589/2018Г от 29.03.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Липкова Г.А. Дело № 33-589/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Стальмахович О.Н.

судей Четыриной М.В. и Степашкиной В.А.,

при секретаре Пальминой Е.А.,

29 марта 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам­чатском гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 декабря 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования Леоновой Я.Б. удовлетворить.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края» в пользу Леоновой Я.Б. пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии в сумме 156779 рублей 58 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4200 рублей, всего 160979 рублей 58 копеек.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Леонова Я.Б. обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края», в котором с учетом частичного отказа от исковых требований, просила взыскать пособие на погребение отца в размере его трехмесячной пенсии в сумме 156269 рублей 58 копеек.

В обоснование искового требования указала, что 3 мая 2017 года на территории содружественного государства Белоруссии в г. Барановичи умер ее отец ФИО1., о чем органами ЗАГС Барановического горисполкома Брестской области сделана запись, выданы справка и свидетельство о смерти. Отец был похоронен за счет ее собственных денежных средств. Поскольку отец являлся военным пенсионером, она обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» с заявлением о получении пособия на погребение, однако, получила отказ в выплате пособия ввиду отсутствия справки о смерти формы № 33, заверенной печатью органа ЗАГС Российской Федерации, и отсутствием регистрации смерти Консульским учреждением Российской Федерации, с чем она не согласна, поскольку получить справку формы № 33 невозможно, так как справка о смерти выдается один раз, при обращении в Консульство Российской Федерации получен ответ, что повторных записей и справок не выдается. Указала, что согласно Минской Конвенции 1993 года документы, которые на территории одной из Договорившихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других Договорившихся Сторон доказательной силой официальных документов.

В судебном заседании Леонова Я.Б. исковые требования поддержала.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» Ковальчук В.В. исковые требования не признала. Указала, что истец не обращалась в Российское Консульство за регистрацией акта смерти ФИО1., документы, предусмотренные действующим законодательством, для получения пособия на погребение за счет средств Министерства обороны РФ, а именно справка о смерти формы № 33, Леоновой Я.Б. не представлены. Предоставление иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, которые могли бы замещать установленные российским законодательством документы, предоставляющие право на выплаты расходов на погребение в соответствии с Российским законодательством, не предусмотрено. Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт неполучения расходов на погребение или другого соответствующего пособия на территории Республики Беларусь.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

Не соглашаясь с решением, ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в апелляционной жа­лобе просит его отменить, принять по делу новое решение, полагая, что суд неправильно приме­нил нормы мате­риального права. Настаивает на том, что отсутствуют правовые основания для выплаты истцу пособия на погребение от Министерства обороны РФ по представленным документам, выданным в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В возражениях на апелляционную жалобу Леонова Я.Б. полагает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, су­деб­ная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», в редакции от 29 декабря 2016 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение не выплачиваются, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6мая 1994 года № 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 являлся пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоял на пенсионном обеспечении ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края»; Леонова (до заключения брака ФИО) Я.Б. является дочерью ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 умер в г. Барановичи, Брестской области, Республики Беларусь, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданными отделом ЗАГС Барановичского городского исполнительного комитета Брестской области.

В ответ на обращение Леоновой Я.Б. о выплате пособия на погребение ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» 20 июля 2017 года направило истцу сообщение, в котором предложило представить справку о смерти формы № 33, заверенную печатью органами ЗАГС Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что смерть ФИО1. наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована компетентным органом отделом ЗАГС Барановического горисполкома Брестской области Республики Беларусь, руководствуясь положениями ст. 13 Минской конвенции, подписанной, в числе прочих, Республикой Беларусь, из которой следует, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждение или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа ЛеоновойЯ.Б. в выплате пособия на погребение, в связи с чем взыскал с ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в пользу последней указанное пособие в размере трехмесячной пенсии в сумме 156779 рублей 58копеек.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие справки формы № 33, которая не могла быть выдана истцу, не может являться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, сделанными в результате неверного определения имеющих значение для дела обстоятельств, что в соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 15ноября1997года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния – ежемесячно).

Таким образом, исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, если регистрация смерти произведена органом ЗАГС Российской Федерации, то справка о смерти установленного законодательством образца для получения пособия на погребение выдается данным органом. Государственная регистрация смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, производится консульским учреждением Российской Федерации, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС Российской Федерации, после передачи Министерством иностранных дел Российской Федерации в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.

Бланк справки о смерти утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» – форма № 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.

Таким образом, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по форме №33. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.

Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, и которые могут заменить справку формы № 33, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Кроме того, форма бланка свидетельства о смерти, утвержденная приказом Министерства юстиции России от 25 июня 2014 года № 142, предусматривает информацию о гражданстве, дате рождения и месте рождения гражданина; форма № 33 «Справка о смерти», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года № 1274, также содержит строку «дата рождения». При отсутствии информации, содержащейся в указанных документах, невозможна идентификация личности умершего. Представленные истцом документы о смерти ФИО1 указанных сведений не содержат.

Поскольку смерть ФИО1 наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, и не была зарегистрирована органами ЗАГС Российской Федерации, то в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона №143-ФЗ, государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».

Сведений об обращении истца в Посольство (Консульство) Российской Федерации в Республике Беларусь за выдачей справки формы № 33, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие документов, выданных компетентными органами Российской Федерации, лишает истца возможности получения пособия на погребение, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22сентября 1993 года № 941.

Представленные истцом свидетельство о смерти и справка о смерти, выданные государственными органами Республики Беларусь, не свидетельствуют о наличии у истца права на получение пособия, так как данные документы подтверждают факт смерти, однако не соответствуют условиям реализации права на получение пособия, императивно установленным действующим Российским законодательством.

Ссылка суда первой инстанции в решении на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск 22 января 1993 года), подписанной, в том числе, Республикой Беларусь, является неверной, поскольку положения ст. 13 указанной Конвенции обеспечивают лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля), однако, установление льгот и социальных гарантий для различной категории граждан и признание на них права указанной Конвенцией не предусмотрены.

Суд первой инстанции при вынесении решения требования вышеприведенных нормативных правовых актов не учел, сделал необоснованный вывод об удовлетворении искового требования Леоновой Я.Б. со ссылкой на то, что представленные ею документы выданы компетентными органами иностранного государства.

С учетом изложенного, обжалуемое решение суда, как незаконное и необоснованное, подлежит отмене.

Принимая согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение, судебная коллегия, учитывая установленные по делу обстоятельства и требования закона, регулирующего спорные правоотношения, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ЛеоновойЯ.Б.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 декабря 2017 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Леоновой Я.Б. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» о взыскании пособия на погребение отказать.

Председательствующий судья

Судьи