ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-590 от 11.07.2018 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Шнайдер О.А. Дело № 33-590

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2018 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.

судей – Антуха Б.Е., Черткова С.Н.

при секретаре – Володиной Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» Головиной С.В. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 мая 2018 года, которым

удовлетворено исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

Возложена обязанность на Казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» разработать планы обеспечения транспортной безопасности следующих объектов транспортной инфраструктуры: Мост через р. Каракокша на км 37+030 автомобильной дороги «Паспаул - Каракокша - Красносельск», реестровый номер ДХА0040251; Мост через р. Кузя на км 44+602 автомобильной дороги «Паспаул - Каракокша - Красносельск», реестровый номер ДХА0040272; Мост через р. Куюм на км 25+238 автомобильной дороги «Усть-Сема - Чемал - Куюс», реестровый номер ДХА0040276; Мост через р. Сарыкокша на км 29+463 автомобильной дороги «Паспаул - Каракокша - Красносельск», реестровый номер ДХА0040293; Мост через р. Сема на км 5+440 автомобильной дороги «Шебалино - Дъектиек», реестровый номер ДХА0040295; Мост через р. Чаганка на км 1+421 автомобильной дороги «Кош-Агач - Беляши», реестровый номер ДХА0040309; Мост через р. Чемал на км 38+939 автомобильной дороги «Усть-Сема - Чемал - Куюс», реестровый номер ДХА0040314; Мост через р. Ынырга на км 34+756 автомобильной дороги «Чоя - Сейка - Ынырга», реестровый номер ДХА0040322, и принять меры по их утверждению в установленном законодательством порядке с Федеральным дорожным агентством в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложена обязанность на Казенное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» обеспечить проведение в установленном порядке оценки уязвимости, разработать планы обеспечения транспортной безопасности следующих объектов транспортной инфраструктуры: Мост через р. Абай на км 186+695 автомобильной дороги «Черга - Беш-Озек - Усть-Кан - Талда - Карагай - граница Казахстана с подъездом Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040238; Мост через р. Акалаха на км 75+000 автомобильной дороги «Каракол - Аргамджи - Акалаха», реестровый номер ДХА0040239; Мост через р. Арык на км 17+240 автомобильной дороги «Майск - граница Кемеровской области», реестровый номер ДХА0040240; Мост через р. Б. Улаган на км 0+760 автомобильной дороги «Улаган - Саратан», реестровый номер ДХА0040241; Мост через р. Байбыш на км 57+100 автомобильной дороги «Саратан - Язула», реестровый номер ДХА0040242; Мост через р. Байгол на км 1+380 автомобильной дороги «Курмач-Байгол - Майск», реестровый номер ДХА0040243; Мост через р. Балыктуюль на км 0+280 автомобильной дороги «Балыктуюль - Балыкча», реестровый номер ДХА0040244; Мост через р. Башкаус на км 10+060 автомобильной дороги «Улаган - Кара- Кудюр», реестровый номер ДХА0040245; Мост через р. Башкаус на км 53+577 автомобильной дороги «Акташ - Улаган - Балыктуюль», реестровый номер ДХА0040246; Мост через р. Башкаус на км 84+280 автомобильной дороги «Балыктуюль - Балыкча», реестровый номер ДХА0040247; Мост через р. Бия на км 0+205 автомобильной дороги «Подъезд к с. Иогач», реестровый номер ДХА0040248; Мост через р. Ело на км 0+588 автомобильной дороги «Ело - Каярлык», реестровый номер ДХА0040249; Мост через р. Иша на км 65+860 автомобильной дороги «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск», реестровый номер ДХА0040250; Мост через р. Кара-Кудюр на км 11+660 автомобильной дороги «Улаган – Кара - Кудюр», реестровый номер, ДХА0040252; Мост через р. Катанда на км 106+585 автомобильной дороги «Подъезд Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040253; Мост через р. Катунь на км 0+123 автомобильной дороги «Аскат - Аюла», реестровый номер ДХА0040254; Мост через р. Бия на км 112+319 автомобильной дороги «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск», реестровый номер ДХА0040255; Мост через р. Катунь на км 168+543 автомобильной дороги «Подъезд Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040256; Мост через р. Катунь на км 2+285 автомобильной дороги «Октябрьское - Мульта», реестровый номер ДХА0040257; Мост через р. Катунь на км 2+910 автомобильной дороги «Октябрьское - Мульта», реестровый номер ДХА0040258; Мост через р. Катунь на км 497+836 автомобильной дороги «Подъезд к с. Усть-Сема», реестровый номер ДХА0040259; Мост через р. Каурчак на км 7+880 автомобильной дороги «Майск - граница Кемеровской области», реестровый номер ДХА0040260; Мост через р. Каярлык на км 5+686 автомобильной дороги «Ело - Каярлык», реестровый номер ДХА0040261; Мост через р. Кебезенка на км 215+650 автомобильной дороги «Бийск - Турочак – Артыбаш-Иогач», реестровый номер ДХА0040262; Мост через р. Клык на км 8+320 автомобильной дороги «Бийка - Курмач- Байгол», реестровый номер ДХА0040263; Мост через р. Кок-Озек на км 2+247 автомобильной дороги «Ортолык - Бельтир», реестровый номер ДХА0040264; Мост через р. Кокса на км 0+775 автомобильной дороги «Подъезд к с. Тюгурюк», реестровый номер ДХА0040265; Мост через р. Кокса на км 0+750 автомобильной дороги «Усть-Кокса - Мараловодка», реестровый номер ДХА0040266; Мост через р. Кокса на км 206+094 автомобильной дороги «Черга - Беш-Озек - Усть-Кан - Талда - Карагай - граница Казахстана с подъездом Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040267; Мост через р. Кокса на км 4+200 автомобильной дороги «Соузар - Банное», реестровый номер ДХА0040268; Мост через р. Коргон на км 60+579 автомобильной дороги «Усть-Кан - Коргон», реестровый номер ДХА0040269; Мост через р. Куба на км 6+037 автомобильной дороги «Чемал - Уожан», реестровый номер ДХА0040270; Мост через р. Кубадра на км 44+279 автомобильной дороги «Акташ - Улаган - Балыктуюль», реестровый номер ДХА0040271; Мост через р. Кумир на км 36+442 автомобильной дороги «Усть-Кан - Коргон», реестровый номер ДХА0040273; Мост через р. Курайка на км 0+734 автомобильной дороги «Курай - Кызыл-Таш», реестровый номер ДХА0040274; Мост через р. Курья на км 121+758 автомобильной дороги «Бийск - Турочак - Артыбаш», реестровый номер ДХА0040275; Мост через р. Лебедь на км 158+110 автомобильной дороги «Бийск - Турочак - Артыбаш-Иогач», реестровый номер ДХА0040277; Мост через р. Лебедь на км 3+690 автомобильной дороги «Турочак - граница Кемеровской области», реестровый номер ДХА0040278; Мост через р. М. Иша на км 0+608 автомобильной дороги «Паспаул - Каракокша - Красносельск», реестровый номер ДХА0040279; Мост через р. М. Иша на км 58+455 автомобильной дороги «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск», реестровый номер ДХА0040280; Мост через р. М. Катанда на км 107+495 автомобильной дороги «Подъезд Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040281; Мост через р. Майма на км 0+043 автомобильной дороги Подъезд к микрорайону «Северный» в с.Кызыл-Озёк», реестровый номер ДХА0040282; Мост через р. Майма на км 10+348 автомобильной дороги «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск», реестровый номер ДХА0040283; Мост через р. Малый Ильгумень на км 0+050 автомобильной дороги «Примыкание к автомобильной дороге М-52 «Чуйский тракт» на км 651 в районе урочища реки Урсул», реестровый номер ДХА0040284; Мост через р. Мульта на км 0+260 автомобильной дороги «Мульта - Замульта», реестровый номер ДХА0040285; Мост через р. Мульта на км 0+370 автомобильной дороги «Мульта - Замульта», реестровый номер ДХА0040286; Мост через р. Н. Байнанду на км 48+990 автомобильной дороги «Саратан - Язула», реестровый номер ДХА0040287; Мост через р. Песчаная на км 43+619 автомобильной дороги «Арбайта - Мариинск», реестровый номер ДХА0040288; Мост через р. Песчаная на км 65+094 автомобильной дороги «Черга - Беш- Озек - Усть-Кан - Талда - Карагай - граница Казахстана с подъездом Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040289; Мост через р. Сайдыс на км 13+681 автомобильной дороги «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск», реестровый номер ДХА0040290; Мост через р. Саратан на км 0+420 автомобильной дороги «Саратан - Язула», реестровый номер ДХА0040291; Мост через р. Саратанчик на км 6+200 автомобильной дороги «Саратан - Кок-Таман», реестровый номер ДХА0040292; Мост через р. Сарыкокша на км 49+589 автомобильной дороги «Паспаул - Каракокша - Красносельск», реестровый номер ДХА0040294; Мост через р. Тамба-Суу на км 2+132 автомобильной дороги «Кош-Агач - Беляши», реестровый номер ДХА0040296; Мост через р. Теректа на км 79+631 автомобильной дороги «Подъезд Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040297; Мост через р. Теректа на км 7+500 автомобильной дороги «Усть-Кокса - Теректа-Чендек», реестровый номер ДХА0040298; Мост через р. Тондошка на км 181+102 автомобильной дороги «Бийск - Турочак - Артыбаш», реестровый номер ДХА0040299; Мост через р. Тулой на км 199+195 автомобильной дороги «Бийск - Турочак - Артыбаш», реестровый номер ДХА0040300; Мост через р. Тюгурюк на км 40+978 автомобильной дороги «Подъезд Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040301; Мост через р. Узнезя на км 21+159 автомобильной дороги «Усть-Сема - Чемал - Куюс», реестровый номер ДХА0040302; Мост через р. Ульмень на км 141+291 автомобильной дороги «Бийск - Турочак - Артыбаш», реестровый номер ДХА0040303; Мост через р. Урсул на км 0+364 автомобильной дороги «Онгудай - Каянча», реестровый номер ДХА0040304; Мост через р. Урсул на км 0+805 автомобильной дороги «Каракол - Кулада», реестровый номер ДХА0040305; Мост через р. Урсул на км 14+506 автомобильной дороги «Примыкание к автомобильной дороге М-52 «Чуйский тракт» на км 651 в районе урочища реки Урсул», реестровый номер ДХА0040306; Мост через р. Ускуч на км 94+028 автомобильной дороги «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск», реестровый номер ДХА0040307; Мост через р. Ушпа на км 134+057 автомобильной дороги «Бийск - Турочак - Артыбаш», реестровый номер ДХА0040308; Мост через р. Чарыш на км 1+120 автомобильной дороги «Подъезд к с. Козуль», реестровый номер ДХА0040310; Мост через р. Чарыш на км 126+555 автомобильной дороги «Черга - Беш-Озек Усть-Кан - Талда - Карагай - граница Казахстана с подъездом Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040311; Мост через р. Чарыш на км 139+108 автомобильной дороги «Черга - Беш-Озек - Усть-Кан - Талда - Карагай - граница Казахстана с подъездом Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040312; Мост через р. Челушман на км 55+250 автомобильной дороги «Саратан - Язула», реестровый номер ДХА0040313; Мост через р. Черга на км 1+317 автомобильной дороги «Подъезд к с. Черга», реестровый номер ДХА0040315; Мост через р, Чойка на км 64+402 автомобильной дороги «Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск», реестровый номер ДХА0040316; Мост через р. Чуйка на км 34+747 автомобильной дороги «Тулой - Бийка», реестровый номер ДХА0040317; Мост через р. Чуя на км 0+050 автомобильной дороги «Подъезд к с, Чаган-Узун», реестровый номер ДХА0040318; Мост через р. Чуя на км 1+533 автомобильной дороги «Ортолык - Бельтир», реестровый номер ДХА0040319; Мост через р. Чуя на км 170+230 автомобильной дороги «Подъезд Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040320; Мост через р. Шипты-Кол на км 96+672 автомобильной дороги «Кош-Агач - Беляши», реестровый номер ДХА0040321; Мост через р. Элекманар на км 30+454 автомобильной дороги «Усть-Сема - Чемал - Куюс», реестровый номер ДХА0040323; Мост через р. Юрток на км 235+004 автомобильной дороги «Бийск - Турочак - Артыбаш», реестровый номер ДХА0040324; Мост через р. Юстик на км 22+299 автомобильной дороги «Подъезд Талда - Тюнгур (Природный парк «Белуха»)», реестровый номер ДХА0040325; Мост через р. Ярлу-Айры на км 4+228 автомобильной дороги «Акташ - Улаган Балыктуюль», реестровый номер ДХА0040326 и принять меры по их утверждению в установленном законодательством порядке с Федеральным дорожным агентством в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Первый заместитель прокурора Республики Алтай обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, интересах Российской Федерации с иском к КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» об обязании ответчика обеспечить проведение в установленном порядке оценки уязвимости, разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» нарушены требования Федерального закона от 06.03.2006 гола №35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федерального закона от 09.02.2007 гола № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» является субъектом транспортной инфраструктуры, в оперативном управлении которого находятся дороги общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственные сооружения на них. В соответствии с уведомлением Росавтодора от 22.03.2016 года №08-27/8005, поступившим в КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» 12.04.2016 года, приказом Федерального дорожного агентства от 21.03.2016 года №401 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» искусственным сооружениям данного казенного учреждения присвоены категории и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Согласно сведениям Реестра в него включены 89 искусственных сооружений регионального значения – мостов, правообладателем которых является КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор». При этом, оценка уязвимости проведена только 8 включенных в Реестр объектов, в нарушение норм Федерального закона «О транспортной безопасности» и Приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 года № 34, ни один из 8 мостов не имеет плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, такие планы КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» до настоящего времени не разработаны, для утверждения в компетентный орган не направлены. Кроме того, вопреки требованиям федерального законодательства КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» не проведена оценка уязвимости и не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры 81 включенного в Реестр объекта транспортной инфраструктуры. 27.11.2017 года прокуратурой республики с целью устранения нарушений федерального законодательства в КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» было внесено представление. Однако, согласившись с данным представлением, учреждение до настоящего времени нарушения законодательства не устранило.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель КУ РА «РУАД «Горно-Алтайавтодор» Головина С.В., указывая, что КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» создано для выполнения функций заказчика. Основным видом деятельности Учреждения является осуществление по заданию Учредителя услуг (работ) указанных в уставе КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор». Функции и полномочия учредителя от имени Республики Алтай осуществляет Министерство регионального развития РА, в подведомственной подчиненности которого находится Учреждение. Автомобильные дороги регионального значения РА, а также искусственные сооружения на них, переданы КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» в оперативное управление. Ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения осуществляется по программе утвержденной Министерством регионального развития Республики Алтай в пределах доведенных лимитов из дорожного фонда Республики Алтай. КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» обратилось в Министерство финансов Республики Алтай о выделении финансовых средств для выполнения необходимых мероприятий. В пределах бюджетных ассигнований проведена оценка уязвимости на 8 мостах. Кроме проведения оценки уязвимости на 8 мостах в пределах бюджетных ассигнований, обеспечили обучение четырем специалистам по вопросу обеспечения транспортной безопасности. Оценка оставшихся мостов не проведена в силу отсутствия соответствующего финансирования. Планы обеспечения транспортной безопасности не разработаны, в связи с отсутствием финансирования. Судом не учтено, что на выполнение данных работ отсутствует соответствующее финансирование, (наличие которого не зависит от КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор»), без которого Учреждение не может выполнять работы по транспортной безопасности. КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» исполняет обязанности по проведению мероприятий по транспортной безопасности в отношении категорированных мостов, в рамках выделенных бюджетных ассигнований.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителя Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» Головину С.В. и представителя Министерства финансов Республики Алтай Арбанакову Д.Г., поддержавших доводы жалобы, прокурора Сырых А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Федерального дорожного агентства от 21.03.2016 года № 401 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» 89 искусственным дорожным сооружениям (мосты) Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» присвоены категории и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что по состоянию на 08 ноября 2017 года из 89 искусственных сооружений регионального значения – мостов, включенных в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, оценка уязвимости проведена только 8 объектов. Кроме того, в нарушение норм Федерального закона «О транспортной безопасности» и Приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 года № 34, ни один из 89 внесенных в Реестр мостов не имеет плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Ответчик указывает, что причиной невыполнения мероприятий по обеспечению требований транспортной безопасности в полной мере является недостаточное финансирование данного вида работы, при поступлении финансовых средств работа по выполнению мероприятий по обеспечению транспортной безопасности будет незамедлительно продолжена. С целью продолжения работ по выполнению требований обеспечения транспортной безопасности категорированных мостовых сооружений на автомобильных дорогах регионального значения Республики Алтай предусмотрено проведение следующих мероприятий: проведение аттестации четырех сотрудников КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор»; в соответствии с Программой работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружениях на них на 2018 год, утвержденной приказом Министерства регионального развития Республики Алтай № 60-Д от 29.12.2017 в КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», для освоения поступивших финансов по целевому назначению в КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» запланировано обеспечить заключение договоров на разработку, утверждение и выполнение планов обеспечения транспортной безопасности на 6 мостах на автомобильных дорогах регионального значения Республики Алтай по Перечню запланированных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор».

Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 1, 2, 5, 9 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 года № 87, Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 года № 34, Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 года № 924, исходил из возложенных на КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» функций, а также того, что оценка уязвимости спорных мостов в установленный срок не проведена, планы обеспечения транспортной безопасности спорных объектов транспортной инфраструктуры не разработаны, принимаемые ответчиком меры не являются действенными, указанное бездействие приводит к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга лиц - участников дорожного движения, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования прокурора.

Поскольку указанные действия может произвести только ответчик, и это требует временных затрат, применительно к правилам ст. 204 ГПК РФ, суд в соответствии с нормами п. 1 ст. 206 ГПК РФ определил срок для исполнения постановления суда, являющийся разумным и достаточным для его исполнения.

Выводы суда в данной части лицами, участвующими в деле, не оспариваются, подтверждаются собранными судом первой инстанции в ходе разбирательства дела доказательствами, которым в оспариваемом решении дана надлежащая оценка. Не оспаривая факт необходимости проведения оценки уязвимости спорных мостов, и разработки планов обеспечения транспортной безопасности спорных объектов транспортной инфраструктуры, ответчик указывает на отсутствие достаточного финансирования для этого.

Указанные доводы жалобе несостоятельны, так как указанное обстоятельство не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей, реализация требований законодательства в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности, тем более, что установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья населения. В материалах дела отсутствуют сведения о формировании соответствующих бюджетных заявок, попытках получить дополнительное бюджетное финансирование из бюджета, иных законных способов привлечения денежных средств на указанные нужды, кроме как единичных писем (апрель 2016 года, декабрь 2017 года). При этом, Конституция РФ, как основной закон государства, предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Поскольку субъектами спорных правоотношений выступают граждане РФ, то не может быть отказано в реализации принадлежащих им прав в связи с отсутствием бюджетного финансирования ответчика, поскольку таких ограничений действующее законодательство не предусматривает.

Суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны, нормы материального и процессуального права не нарушены, в том числе, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, которые являются безусловным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Казенного учреждения Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» Головиной С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий судья В.Б. Сарбашев

Судьи Б.Е. Антух

С.Н. Чертков