Судья: Васенина О.А.
№ 33-5902
Докладчик: Хомутова И.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 июня 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Хомутовой И.В.,
судей: Сорокина А.В., Дударек Н.Г.,
при секретаре: Третьяковой И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хомутовой И.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 20 марта 2012 года,
по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Кемеровской области к ФИО1 о взыскании налога на землю,
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная ИФНС №7 по Кемеровской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании налога на землю.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 имеет земельные участки в г.Топки, расположенные по <адрес> «а» и по <адрес>, т.е. является плательщиком земельного налога.
Ответчику 16.02.2011 года было направлено уведомление № об уплате земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 42:35:107003:163 расположенный по адресу: <адрес> в сумме <данные изъяты>, за земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> в сумме <данные изъяты>. Итого <данные изъяты>. Ответчику было направлено требование от 15.04.2011 года <данные изъяты> об уплате земельного налога. Требование осталось неисполненным.
17.11.2011 года Инспекция обратилась в мировой суд г. Топки с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание земельного налога и пени с ФИО1 25.11.2011 года был вынесен судебный приказ на взыскание земельного налога и пени с ФИО1, однако определением от 06.02.2012 года судебный приказ был отменен, так как от должника в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.
По данным Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии ФИО1 с 22.01.2008г имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с разрешенным использованием «для иных целей».
Решением Топкинского городского совета народных депутатов от 27.11.2007г № 79 на территории г. Топки установлены следующие ставки земельного налога:
- 0,3 % кадастровой стоимости в отношении земельных участков занятых жилищным фондом или предоставленных для жилищного строительства,
- 1,5 % кадастровой стоимости - в отношении прочих земельных участков.
Согласно п. 1 Постановления Администрации Тонкинского муниципального района от 02.11.2010г № 910-п категория разрешенного использования данного земельного участка изменена. В кадастровом паспорте земельного участка слова «разрешенное использование: для иных целей», заменены словами «разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки».
Следовательно, ставка 0,3% может быть применена только с 01.01.2011 года, то есть после изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка. Инспекцией правомерно исчислен земельный налог за 2010 год исходя из ставки земельного налога 1,5 % кадастровой стоимости.
Просит суд взыскать с ФИО1 в местный бюджет задолженность по земельному налогу <данные изъяты> и пени <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
Решением Топкинского городского суда от 20 марта 2012 года постановлено: «Взыскатьо с ФИО1 ИНН № в местный бюджет задолженность по земельному налогу в размере <данные изъяты> пени <данные изъяты>
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 ФИО2 Е.Г., действующая на основании доверенности от 24.11.2011 г., выданной сроком на три года, просит отменить решение суда от 20 марта 2012 года.
Считает, что решение суда является незаконным, поскольку принято с нарушением норм процессуального и материального права, а также выводы суда противоречат установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что на момент начисления земельного налога, согласно свидетельству от 22.01.2008 года ФИО1 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «для иных целей», вместе с тем из справки Государственного предприятия «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» филиала № 20 г. Топки от 20.04.2008 года следует, что здание конторы и склада, находящиеся на спорном земельном участке и принадлежащих прежнему собственнику участка ОАО «Сортсемовощ», полностью демонтированы.
Кроме того, 21.05.2008 года ФИО1 получено разрешение на строительство на спорном земельном участке индивидуального жилого дома и им начато строительство, то есть предоставлен земельный участок именно для строительства жилого дома.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ.
Решение Топкинского городского Совета народных депутатов от 27.11.2007 года № 79, п. 2 которого предусмотрено, что на территории Топкинского городского поселения с 01.01.2008 года установлена ставка земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости, в отношении земельных участков занятых жилым фондом или предоставленных для жилищного строительства, что в данном случае подтверждается выданным администрацией г. Топки разрешением на строительство индивидуального жилого дома.
ФИО1 не мог самостоятельно изменить разрешенное использование земельного участка, так как данное полномочие принадлежит органу местного самоуправления, а КУМИ администрации Топкинского района только постановлением от 02.11.2010г. № 910-П изменили разрешенное использование спорного земельного участка «для размещения домов индивидуальной жилой застройки».
Считает, что в данном случае при исчислении земельного налога налоговому органу следовало исходить из разрешенного использования земельного участка «для индивидуальной жилой застройки», а не «для иных целей.»
Таким образом, налоговая база, исходя из площади земельного участка – 4 046,19 кв.м. и удельного показателя его кадастровой стоимости 281,65 руб. за кв.м. составляет 113 609,4 руб.
Исходя из налоговой ставки 0,3 процента, установленной для земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной застройки, размер земельного налога составляет 3 418,83 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 75 НК РФ, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Ставка рефинансирования на 25.04.2012 года составляет 8%. Соответственно пеня по земельному участку, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, составляет <данные изъяты>, пеня по земельному участку, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, составляет <данные изъяты>. 26.04.2012 года вышеназванные суммы налогов и пени были оплачены.
МРИ ИФНС № 7 по Кемеровской области относительно апелляционной жалобы принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя ФИО1 – ФИО2 Е.Г., поддержавшей доводы жалобы, представителя Межрайонной ИФНС России №7 ФИО8, возражавшей по доводам жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого постановления согласно доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
1) 0,3 % в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства,
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства,
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства,
2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования.
В соответствии с ч.1 и 4 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 имеет земельные участки с кадастровым номером 42:35:107003:127, расположенный по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером 42:35:107003:163, расположенный по адресу: <адрес> и участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (л.д.9-11).
16.02.2011 г. ФИО1 было направлено уведомление № 31353 об уплате земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 42:35:107003:163, расположенный по адресу: <адрес> в сумме <данные изъяты>, за земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в сумме <данные изъяты>. Итого в сумме <данные изъяты>. (л.д. 5).
Поскольку земельный налог не был оплачен ответчиком, ему было направлено требование от 15.04.2011 г. № 2587 об уплате земельного налога и пени (л.д. 6-8). Требование также не было исполнено.
17.11.2011 г. ИФНС России №7 обратилась к мировому судье г.Топки с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание земельного налога с ФИО1
25.11.2011г судебный приказ был вынесен мировым судьей. Однако определением от 06.02.2012 г. судебный приказ был отменен, так как в соответствии со ст. 129 ГПК РФ от должника в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения (л.д. 21-22).
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных ИФНС России № по Кемеровской области, о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу.
Из материалов дела видно, что согласно данным Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, переданным в налоговую инспекцию ФИО1 с 22.01.2008 г. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с разрешенным использованием «для иных целей» (л.д. 10).
Решением Топкинского городского совета народных депутатов от 27.11.2007 г. № 79 на территории г. Топки установлены ставки земельного налога: - 0,3% кадастровой стоимости - в отношении земельных участков занятых жилищным фондом или предоставленных для жилищного строительства; - 1,5% кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
При исчислении земельного налога в отношении земельного участка принадлежащего ФИО1 налоговой инспекцией была применена ставка 1,5 % кадастровой стоимости.
Согласно п.1 ст.390 и п.1 ст.391 НК налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, в силу положений Письма Министерства Финансов РФ от 09.07.2008 г. №03-05-04-02/40, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельным участком и его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения в течение данного налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Согласно п.1 Постановления администрации Топкинского муниципального района от 02.11.2010 г. № 910-п категория разрешенного использования данного земельного участка изменена. В кадастровом паспорте земельного участка слова «Разрешенное использование: для иных целей», заменены словами «Разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилой застройки».
Следовательно, ставка 0,3% может быть применена только с 01.01.2011 г., т.е. после изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что МРИ ИФНС России № 7 по Кемеровской области для исчисления земельного налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> неверно применена ставка земельного налога за 2010 г. в размере 1,5%, является необоснованным.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, собранных по делу, которым судом первой инстанции дана правильная и надлежащая оценка, в связи с чем, они не могут быть приняты во внимание судебной коллегии и не являются основаниями к отмене решения суда в обжалованной части.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены в обжалуемой части, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 20 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: