Судья: Орлова Н.В.
Докладчик: Чунькова Т.Ю. Дело № 33-5906
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Чуньковой Т.Ю.,
судей: Потловой О.М., Латушкиной С.Б.,
при секретаре: Краевой О.А.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционной инстанции по докладу судьи Чуньковой Т.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 1 марта 2016 года
по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации Полысаевского городского округа об обязании к сносу жилого дома и предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен сносимого,
установила:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации Полысаевского городского округа, просят обязать ответчика к сносу принадлежащего им жилого дома и предоставить жилое помещение взамен сносимого.
Требования мотивируют тем, что 17.02.2011 г. они приобрели в общую долевую собственность жилой дом по адресу: <адрес>, 34. В настоящее время дом находится в зоне сейсмической активности. Его сейсмоусиление является нецелесообразным, в связи с чем он подлежит сносу.
Считают, что в соответствии со ст. 14 ЖК РФ ответчик полномочен решать вопрос о сносе дома и предоставлении им благоустроенного жилого помещения на семью из 4 человек в соответствии с нормой предоставления жилья, предусмотренной ст.50 ЖК РФ.
Полагают, что их требования подлежат удовлетворению на основании Положения о переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.06.2012 г. №.
Ответчик нарушает их права, поскольку их жилище может разрушиться в любое время, а ответчик не инициирует предоставление либо гарантийное обязательство предоставления им и их детям благоустроенного жилого помещения.
Кроме того, ответчик не инициирует привлечение к обследованию и даче инженерно-сейсмического заключения (отчета) независимой организации, не требует финансирования из федерального и областного бюджета на реализацию программы переселения из домов, находящихся в сейсмических районах, в связи с чем финансирование отсутствует.
Длительное проживание в доме опасно для жизни всех членов семьи. Ответчик располагает всеми средствами для сноса дома и предоставления истцам благоустроенной квартиры.
С учетом уточнения исковых требований истцы просят обязать ответчика снести жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 34 и предоставить им в равную долевую собственность по 1/2 доли каждому благоустроенное жилое помещение в городе Полысаево не менее ранее занимаемого, т.е. не менее общей площади 33,4 кв.м., жилой - 20 кв. м.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО3, действующий на основании доверенности, на уточненных исковых требованиях настаивали.
Представитель Полысаевского городского округа ФИО4, действующая на основании доверенности, иск не признала.
Представители третьего лица ОАО «СУЭК-Кузбасс» ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенностей, указали, что влияние горных работ на дом истца окончено в 2010 году, вины шахт ОАО «СУЭК-Кузбасс» в деформации дома истцов не имеется.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 1 марта 2016 года постановлено: «Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации Полысаевского городского округа об обязывании ответчика к сносу жилого дома и предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен сносимого».
В апелляционной жалобе ФИО1 и его представителя ФИО7,, ФИО2 просят отменить решение суда как незаконное, указывая, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы за счет средств федерального бюджета, поскольку программа Президента РФ по предоставлению жилого помещения взамен жилых помещений, находящихся в сейсмоопасных зонах, в которой расположен принадлежащий им жилой дом, осуществляется за счет федерального бюджета.
Также указывает, что судом нарушен принцип равноправия сторон, поскольку на истцов суд возложил обязанность по представлению доказательств, свидетельствующих о непригодности жилого помещения, при этом на ответчика не возложена обязанность по представлению доказательств, свидетельствующих об отсутствии финансирования на переселение из домов, расположенных на сейсмоопасных территориях.
Кроме того, ФИО2 указывает, что она не была извещена о времени и месте рассмотрения дела. Заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие было написано ею под диктовку ФИО1, который самостоятельно поставил дату его составления.
На апелляционную жалобу представителем администрации Полысаевского городского округа Кемеровской области ФИО8 принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения истцов ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы жалобы, а также пояснения представителя ОАО «СУЭК-Кузбасс» ФИО5, просившей решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что истцы ФИО1 и ФИО2 являются равнодолевыми собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, 34 на основании договора купли-продажи от 24.01.2011 г. Право собственности за истцами зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.02.2011 года (регистрационная запись №).
В указанном жилом доме проживают истцы и их дети: К.А.В., дата года рождения и К.Л.В., дата года рождения.
Судом установлено, что в установленном порядке дом непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу не признавался. Истцы не признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не состоят на учете в качестве нуждающихся.
Из материалов дела следует, что истцы заявили исковые требования о сносе жилого дома по адресу: <адрес>, 34 и предоставлении жилого помещения взамен сносимого, ссылаясь на то, что дом находится в зоне сейсмической активности.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2009 № 365 утверждена Федеральная целевая Программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 -2018 годы».
В соответствии с разделом 1 Программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление которых или реконструкция которых нецелесообразны, осуществляют мероприятия по сейсмическому районированию территорий, обследование жилых домов и объектов инфраструктуры, а также выполнение региональных и муниципальных целевых программ.
Согласно Приложению № 1 к Федеральной целевой Программе, содержащему Перечень сейсмических районов Российской Федерации, на территории которых реализуется данная Программа, среди которых названа Кемеровская область.
В соответствии с Федеральной целевой Программой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 -2018 годы» постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.06.2012 № утверждено Положение «О переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно».
Согласно п. 1.2. названное Положение регламентирует порядок переселения граждан, проживающих в домах, сейсмоусиление которых невозможно или экономически нецелесообразно, перечень которых утвержден постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.02.2012 № «Об утверждении комплексной программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Кемеровской области на 2012 -2015 годы».
Согласно пунктам 1.3 и 1.4. Положения основанием для переселения граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, является принятие органом местного самоуправления муниципального образования решения о невозможности сейсмоусиления или экономической нецелесообразности сейсмоусиления и сносе жилых домов на основании заключения (отчета) независимой организации о проведении обследования строительных конструкций жилого дома (инженерно-сейсмического обследования).
Предоставление жилых помещений гражданам, выселяемым из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии с п.3.1 Положения гражданину-собственнику, освобождающему принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение в доме, подлежащем сносу, предоставляется возмещение в натуральной форме в виде
жилого помещения в многоквартирном доме, построенном по комплексной программе, в собственность либо с его письменного согласия по договору социального найма в соответствии с пунктами 2.1 - 2.5 данного Положения.
В соответствии с комплексной Программой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Кемеровской области на 2012 -2015 годы», утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.02.2012 №, сложные сейсмические условия в Кемеровской области усиливаются техногенным воздействием предприятий угольно-добывающей промышленности. Подземные выработки в непосредственной близости от населенных пунктов оказывают негативное влияние на безопасность проживания в городах – угольных центрах Кемеровской области. В ряде случаев решение данной проблемы возможно путем сейсмоусиления существующих зданий (Прокопьевский городск4ой округ, Киселевский городской округ, Калтанский городской округ, Осинниковский городской округ) Однако в некоторых поселениях необходимо строительство жилых домов с целью переселения граждан из зон максимального риска (г. Полысаево) или в случаях, когда реконструкция и сейсмоусиление объектов экономически нецелесообразно (г. Новокузнецк, г. Белово).
Таким образом, г. Полысаево отнесен к зоне максимального риска, в связи с чем граждане, проживающие в жилых домах, расположенных в данном сейсмоопасном районе, подлежат переселению в другие жилые помещения.
Согласно Перечню жилых домов, расположенных в зонах максимального риска на территории Полысаевского городского округа, подлежащих первоочередному расселению в 2012-2016 годах (Приложение №1 к комплексной Программе) в перечень домов, подлежащих переселению в 2012 г., включены дома №№ 31 и 35а по <адрес>, в 2016 г. - дома №№ 11, 16, 18, 21, 22, 23, 24, 30, 36, 37, 39, 40, 42 и 43 по <адрес>.
Таким образом, в перечень жилых домов, расположенных в зонах максимального риска на территории Полысаевского городского округа, подлежащих первоочередному расселению, включены дома, соседние с домом истцов по <адрес>, однако, дом, принадлежащий истцам (№ 34), в данный перечень не включен.
Решением Полысаевского городского Совета народных депутатов от 10.08.2011 № утверждена Муниципальная целевая Программа «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Полысаевского городского округа на 2012-2013 годы и на перспективу до 2020 года».
Согласно положениям раздела 3.4. данной Программы («Состояние жилищного сектора»), в связи с интенсивным колебанием (1,5 – 3,0 балла) и деформацией земной поверхности районов города в начале 2010 года по поручению Президента России в Полысаево работала правительственная комиссия. В ходе её работы выявлено, что город Полысаево действительно расположен в сейсмоактивной активной зоне. На основании анализа результатов проведенного обследования сделан вывод, что проведение капитального ремонта домов в условиях расположения на подработанной территории экономически нецелесообразно. Жилые дома подлежат сносу. Дома, имеющие процент износа менее 65%, но расположенные в зоне сейсмической активности также подвергаются риску разрушения, в связи с чем, возникает необходимость рассмотрения вопроса о сносе и этих домов.
Из материалов дела следует, что согласно данным акта обследования от 26.01.2016 г. и технического паспорта по состоянию на 21.11.2009 г., год постройки дома, принадлежащего истцам, - 1958, износ дома - 59 %.
Согласно приведенным положениям Федеральной целевой Программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы», Положения «О переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно», утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.06.2012 №, а также Муниципальной целевой Программы «Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Полысаевского городского округа на 2012-2013 годы и на перспективу до 2020 года», утв. Решением Полысаевского городского Совета народных депутатов от 10.08.2011 №, жилой дом, принадлежащий истцам, расположенный по адресу: <адрес>, 34, находится в зоне максимального риска в сейсмоопасном районе, жители которых подлежат переселению, при этом, несмотря на то, что дом имеет износ менее 65 %, органом местного самоуправления признана необходимость рассмотрения вопроса о сносе таких домов.
В то же время, судебная коллегия соглашается с выводами суда по существу спора, а именно, что исковые требования ФИО1 и ФИО2 о возложении на Администрацию Полысаевского городского округа обязанности снести жилой дом № 34 <адрес> и предоставить им другое жилое помещение не подлежат удовлетворению.
Так, установлено, что дом истцов не включен в перечень жилых домов, расположенных в зонах максимального риска г. Полысаево, подлежащих расселению, утвержденный Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.02.2012 №, т.е. на мероприятия по сносу данного дома и предоставлению истцам другого жилого помещения не предусмотрены и не выделены соответствующие средства в соответствии с Федеральной целевой Программой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы». При таких обстоятельствах требования истцов о сносе жилого дома и переселении их в другое жилое помещение в соответствии с указанной Федеральной целевой Программой и Положением «О переселении граждан из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно», утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.06.2012 №, не подлежит удовлетворению.
При этом необходимо отметить, что истцами не были заявлены требования о включении их жилого дома по адресу: <адрес>, 34 в перечень жилых домов, расположенных в зонах максимального риска на территории Полысаевского городского округа, подлежащих первоочередному расселению в соответствии с Федеральной целевой Программой «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы», соответственно указанные требования не разрешались судом.
Принимая во внимание изложенное, исходя из предмета и оснований заявленных истцами требований, в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 1 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи