Дело № 33-5911/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 10 августа 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Сенотрусовой И.В.,
судей Галенко В.А., Федоровой Г.И.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Седойкиной И. П. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 мая 2017 года по гражданскому делу по иску Седойкиной И. П. к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными изменений условий трудового договора, взыскании денежной компенсации морального вреда лицу, подвергнутому дискриминации в сфере труда, к главе города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными распоряжений главы города Комсомольска-на-Амуре от 01 декабря 2016 года №155-р, от 02 декабря 2016 года №157-р.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., пояснения представителя ответчиков Осадчей К.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Седойкина И.П. обратилась в суд с иском к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконными изменений условий труда, действий ответчика по ограничению трудовых прав работника, распоряжений главы города Комсомольска-на-Амуре от 01 декабря 2016 года №155-р, от 02 декабря 2016 года №157-р, возложении обязанности по отмене распоряжений, восстановлению полномочий начальника юридического отдела, юридического отдела администрации города Комсомольска-на-Амуре в муниципальных правовых актах администрации города Комсомольска-на-Амуре, муниципальных правовых актах главы города Комсомольска-на-Амуре, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что с 06 апреля 1992 года состоит с ответчиком в трудовых отношениях, замещала различные должности в юридическом отделе администрации города Комсомольска-на-Амуре. На должность начальника юридического отдела переведена 04 июня 2001 года.
Согласно структуре администрации города, утвержденной решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы №3 от 17 февраля 2006 года, юридический отдел является самостоятельным отраслевым органом администрации. Без законных оснований, с нарушением действующего законодательства РФ и трудовых прав истца администрацией города Комсомольска-на-Амуре изданы распоряжения: №155-рк от 01 декабря 2016 года и №157-рк 02 декабря 2016 года «О внесении изменений в штатное расписание администрации города Комсомольска-на-Амуре».
В результате принятых решений № 155-рк и № 157-рк штатное расписание отдела кадровой и муниципальной службы администрации города Комсомольска-на-Амуре с 01 декабря 2016 года дополнено 4 штатными единицами за счет 4 штатных единиц юридического отдела. В штатном расписании юридического отдела оставлена одна должность - начальник отдела. Фактического сокращения штата (численности) юристов не проведено. Из подчинения начальника юридического отдела без законных на то оснований и причин выведены работники отдела в сектор отдела кадров и переданы в подчинение управляющего делами администрации города Комсомольска-на-Амуре. В результате принятых решений работа юридического отдела по правовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и работодателя дезорганизована. О причинах создания сектора, изменении условий труда истца за два месяца письменно не уведомили. При численности в одну штатную единицу юридический отдел заведомо не в состоянии исполнять полномочия, предусмотренные Положением о юридическом отделе, что по сути своей является преднамеренным созданием в отношении истца неравных условий по сравнению с работниками сектора отдела кадров - бывших работников юридического отдела, переведенных в отдел кадров с функциями юридической службы. Объем работы отдела без объяснения причин возложен на одного работника. Муниципальных правовых актов об изменении организационных и (или) технологических условий труда юридической службы или администрации города в соответствии с абзацем 22 ч. 1 ст. 2, п. 6 ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» работодатель не принимал, чтобы по их результатам провести штатные мероприятия в порядке ст. 74 Трудового кодекса РФ, не ознакомил истца с распоряжениями № 155-рк, № 157-рк. Положение о юридическом отделе администрации города Комсомольска-на-Амуре от 01 декабря 2016 года, Положение об отделе кадровой и муниципальной службы администрации города Комсомольска-на-Амуре после 01 декабря 2016 года не прошли антикоррупционные экспертизы. В Положение о кадровой службе внесены нормы не свойственные кадровым службам. Работодатель не имел законных оснований прекращать деятельность юридического отдела, поскольку по состоянию на 02 декабря 2016 года отдел не был исключен из структуры местной администрации решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы, к ведению которой отнесены вопросы об утверждении структуры местной администрации. Изменение условий труда было проведено в период нахождения истца в отпуске и без соответствующего уведомления работника (истца). По окончанию отпуска 05 декабря 2016 года работодатель отстранил работника от выполнения трудовых функций, в чем истец усматривает дискриминацию в сфере труда. 29 декабря 2016 года без законных оснований уволил истца с работы. Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре работник восстановлен на работе 17 февраля 2017 года.
С учетом уточненных в ходе рассмотрении дела требований просит суд признать незаконными изменение условий трудового договора, распоряжения главы города Комсомольска-на-Амуре №155-рк 01 декабря 2016 года и №157-рк от 02 декабря 2016 года «О внесении изменений в штатное расписание администрации города Комсомольска-на-Амуре», взыскать компенсацию морального вреда как лицу, подвергшемуся дискриминации в сфере труда, в размере 10 000 руб.
Определением судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 апреля 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава города Комсомольска-на-Амуре.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что вывод суда об отсутствии изменений условий трудового договора не соответствует обстоятельствам дела, поскольку функции по организации работы структурного подразделения уменьшились в связи с сокращением штатных единиц сотрудников структурного подразделения. Судом первой инстанции не учтено, что полномочия об издании распоряжений об изменении штатного расписания возложены на работодателя истца – администрацию города Комсомольска-на-Амуре, в связи с чем распоряжения главы города Комсомольска-на-Амуре не могут быть признаны законными. Изменение штатных расписаний структурных подразделений проведены в целях увольнения конкретного работника, поскольку после принятия оспариваемого решения работодатель вручил истцу уведомление о предстоящем прекращении трудовых отношений в связи с сокращением должности начальника юридического отдела.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО2 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам п.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 принята на работу в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре с 06 апреля 1992 года. 04 июня 2001 года переведена на должность начальника юридического отдела.
Распоряжением главы города Комсомольска-на-Амуре от 01 декабря 2016 года №155-р внесены изменения в штатное расписание администрации города Комсомольска-на-Амуре, отдел кадровой и муниципальной службы администрации города с 01 декабря 2016 года дополнен сектором контрольно-правового обеспечения штатной численностью 4 штатные единицы, в том числе по должностям: заведующий сектором отдела администрации города – 1 ед., главный специалист администрации города – 1 ед., ведущий специалист администрации города – 2 ед.
Распоряжением главы города Комсомольска-на-Амуре от 02 декабря 2016 года №157-р внесены изменения в штатное расписание администрации города Комсомольска-на-Амуре, с 02 декабря 2016 года из юридического отдела исключены 4 штатные единицы, в том числе по должностям: заместитель начальника отдела администрации города – 1 ед., главный специалист администрации города – 1 ед., ведущий специалист администрации города – 2 ед.
01 декабря 2016 года должностная инструкция начальника юридического отдела администрации города была утверждена главой города Комсомольска-на-Амуре в новой редакции, с которой истец была письменно ознакомлена 19 декабря 2016 года.
Разрешая исковые требования, руководствуясь ст.ст. 21, 57, 60 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 34, 41, 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и приходя к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными изменений условий труда, суд первой инстанции исходил из того, что должностной инструкцией начальника юридического отдела администрации города Комсомольска-на-Амуре, утвержденной главой города Комсомольска-на-Амуре 01 декабря 2016 года, трудовая функция, оплата труда, пределы ответственности работника, а также иные обязательные условия трудового договора истца не изменились. Должностная инструкция в новой редакции не содержит положений не свойственных для должностных обязанностей начальника юридического отдела, не содержит и обременительных или не исполнимых обязанностей. Кроме того, утверждение работодателем новой должностной инструкции не является изменением трудовой функции работника, которая определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией, являющейся внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации труда, его прав и ответственности. Действующим трудовым законодательством работодателю не запрещено самостоятельно решать как оформить должностную инструкцию и вносить в нее изменения.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными распоряжений главы города Комсомольска-на-Амуре №155-р от 01 декабря 2016 года и №157-р от 02 декабря 2016 года суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемыми муниципальными правовыми актами трудовые права истца не нарушены, поскольку в результате их принятия не изменились занимая истцом должность, выполняемая трудовая функция, оплата труда.
Правильность выводов суда первой инстанции не вызывает у судебной коллегии сомнений. Оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
Довод апелляционной жалобы о том, что имело место изменение условий трудового договора, поскольку функции по организации работы структурного подразделения уменьшились в связи с сокращением штатных единиц сотрудников структурного подразделения, отклоняется судебной коллегией, так как данный довод являлся предметом исследования судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Довод апелляционной жалобы о том, что полномочия об издании распоряжений об изменении штатного расписания возложены на работодателя истца – администрацию города Комсомольска-на-Амуре, в связи с чем распоряжения главы города Комсомольска-на-Амуре не могут быть признаны законными, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9. ст. 27 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре (в редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы №35 от 18 мая 2016 года) глава города представляет на утверждение городской Думы структуру администрации города и утверждает штаты администрации города, формирует совещательные и вспомогательные органы при главе города.
Согласно п. 2.3 Правил издания муниципальных правовых актов главы города Комсомольска-на-Амуре и муниципальных правовых актов администрации города Комсомольска-на-Амуре, утвержденных постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от 16 августа 2013 года №150, внесение изменений (дополнений) в муниципальные правовые акты главы города Комсомольска-на-Амуре, признание утратившими силу (отмена) оформляется муниципальными правовыми актами главы города Комсомольска-на-Амуре. Внесение изменений (дополнений) в постановление, отмена постановления оформляется постановлением. Внесение изменений (дополнений) в распоряжение, отмена распоряжения оформляется распоряжением.
Действующее до внесения изменений оспариваемыми распоряжениями штатное расписание администрации города Комсомольска-на-Амуре было утверждено распоряжением главы города Комсомольска-на-Амуре от 29 января 2016 года № 17-р.
Таким образом, внесение изменений в штатное расписание администрации города Комсомольска-на-Амуре находится в компетенции главы города Комсомольска-на-Амуре.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности издания главой города Комсомольска-на-Амуре распоряжений №155-р от 01 декабря 2016 года и №157-р от 02 декабря 2016 года «О внесении изменений в штатное расписание администрации города Комсомольска-на-Амуре».
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение штатных расписаний структурных подразделений проведены в целях увольнения конкретного работника, поскольку после вынесения решения работодатель вручил истцу уведомление о предстоящем прекращении трудовых отношений в связи с сокращением должности начальника юридического отдела, судебной коллегией во внимание не принимается, так как работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Нарушений трудовых прав истца в связи с изменением штатного расписания администрации города Комсомольска-на-Амуре в ходе рассмотрения не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного спора судом допущено не было.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда и могли повлиять на принятое решение, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 мая 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий И.В. Сенотрусова
Судьи В.А. Галенко
ФИО3