Судья Черепанова Г.Я.
Судья-докладчик Стефанков Д.В. По делу № 33-5911/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2016 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Сальниковой Н.А., Стефанкова Д.В.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» о признании права на единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения, о признании незаконным приказа областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» и понуждении принять их на учет,
по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Стефанкова Д.В., судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
установила:
Обратившись в суд с иском, ФИО1 и ФИО2 указали, что проживали и проживают п. Горно-Чуйском Мамско-Чуйского района Иркутской области. Истцы пользуются квартирой, расположенной по адресу: (адрес изъят), предоставленной им по договору социального найма от 26 мая 2011 года. Указанное помещение является местом их регистрации.
Истцы обратились к ответчику с заявлением о постановке их на учет как имеющих право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 9 июля 2015 года № 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области от 9 июля 2015 года № 68-03).
Приказами областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» (далее ОКГУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району») № 167 и № 168 от 24 августа 2015 года ФИО1 и ФИО2 отказано в постановке на учет как имеющих право на получение меры социальной поддержки. Основанием отказа послужил тот факт, что в 1999 году отцу ФИО3 – ФИО2 выделялась жилищная субсидия на состав семьи из пяти человек (в том числе на истцов ФИО1 и ФИО2) в сумме 211200 рублей. В связи с изложенным истцы утратили своё право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Истцы полагают, что не получали указанную субсидию, поскольку отказались переезжать вместе получателем субсидии в г. Ангарск где ему была приобретена квартира стоимостью в 87679 рублей. Остальная сумма полученной субсидии была возвращена в бюджет государства.
Истцы просили суд признать за ними право на единовременную социальную выплату в соответствии с Законом Иркутской области от 9 июля 2015 года № 68-03.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 января 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят отменить решение суда по мотивам его незаконности, необоснованности и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Истцы высказывают несогласие с выводами суда о том, что ими была ранее получена жилищная субсидия. Считают, что суд не принял во внимание, что жилищная субсидия согласно Закону РФ № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года выделялась ФИО2 в сумме 211200 рублей. Фактическая стоимость приобретенной квартиры составила 87679 рублей, оставшаяся неиспользованной часть субсидии возвращена в бюджет государства. Приобретенная квартира находится в г. Ангарске и не является местом жительства, либо местом регистрации истцов. Проживать в п. Горно-Чуйском ФИО1 и ФИО2 не могут, поскольку инженерные сети и коммунальные объекты находятся в аварийном состоянии. Полагают, что оспариваемым судебным решением нарушается их конституционное право на жилище.
Обращают внимание на то, что в Законе Иркутской области от 9 июля 2015 года № 68-03 предусмотрен запрет на получение субсидии лицами, которые ранее уже получали субсидии в соответствии с Законами РФ № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года и № 211-ФЗ от 17 июля 2011 года. Указывают, что субсидий, предусмотренных указанными законами, они не получали.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» ФИО4 указывает на необоснованность доводов жалобы и незаконность изложенных в ней требований, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав пояснения истцов ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, полагавших решение суда подлежащим отмене, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в апелляционном порядке.
В связи с бесперспективностью развития рабочего поселка Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области Законом Иркутской области № 68-ОЗ от 9 июля 2015 года «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области № 68-ОЗ) предусмотрено предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области гражданам Российской Федерации, проживающим на день вступления в силу настоящего Закона в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области (ст. 1 Закона).
Жилищная субсидия предоставляется за счет средств областного бюджета в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, адресности и однократности предоставления жилищной субсидии (ч.1, ч. 5 ст. 2 Закона)
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области № 68-ОЗ право на получение жилищной субсидии имеют граждане, являющиеся на день вступления в силу настоящего Закона: 1) нанимателями по договору социального найма жилого помещения, находящегося в рабочем поселке Горно-Чуйский; 2) членами семьи нанимателя по договору социального найма используемого помещения;3) поднанимателями используемого помещения, предоставленного по договору социального найма; 4) гражданами, вселенными в используемое помещение, предоставленное по договору социального найма, совместно с поднанимателем.
Как следует из ч. 4 ст. 3 Закона Иркутской области № 68-ОЗ гражданин, относящийся к категориям граждан, предусмотренным ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не имеет права на получение жилищной субсидии в случаях получения им жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в качестве гражданина, выезжающего из рабочего поселка Горно-Чуйский или рабочего поселка Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области.
Из ч. 1 ст. 6 Закона Иркутской области № 68-ОЗ следует, что учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в целях предоставления им жилищной субсидии осуществляется в порядке, определенном нормативным правовых актом Правительства Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июля 2015 года № 366-пп определён «Порядок учета граждан, проживающих в рабочих поселках Горно-Чуйский и Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области и имеющих право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области, и предоставления указанной дополнительной меры социальной поддержки» (далее Порядок).
Согласно п.п. 4, 5 Порядка учет граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии со ст. 3 Закона № 68-ОЗ, осуществляется путем ведения реестра граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области и имеющих право на получение жилищной субсидии. Учет осуществляет расположенное по месту жительства указанных граждан государственное учреждение, подведомственное министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - учреждение). Обеспечение предоставления жилищных субсидий осуществляет министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство).
В соответствии с Перечнем государственных учреждений Иркутской области, подведомственных Министерству и реализующих полномочия в сфере социальной защиты населения, утвержденному Приказом Министерства от 31 июля 2014 года № 115-мпр обслуживанием территории Мамско-Чуйского района занимается Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району».
Как следует из п.п. 24, 25 гл. 3 Порядка, учреждение рассматривает заявление о принятии на учет и приложенные к нему документы и осуществляет проверку достоверности предоставленных сведений. Не позднее 30 календарных дней со дня обращения получателя субсидии в целях принятия на учет принимает одно из следующих решений: о принятии получателя субсидии на учет; об отказе в принятии получателя субсидии на учет (ч. 6 ст. 6 Закона № 68-ОЗ). Решение об отказе в принятии получателя субсидии на учет принимается учреждением по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 6 Закона № 68-ОЗ. Основаниями для принятия решения об отказе в принятии заявителя на учет являются, в том числе обстоятельства, если гражданин не имеет права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Законом, или указанное право им утрачено (п. 1 ч. 8 ст. 6 Закона № 68-ОЗ).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 и ФИО2 обратились к ответчику с заявлениями о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Иркутской области № 68-ОЗ, представив в подтверждение права договор № 161 от 26 мая 2011 года социального найма жилого помещения, расположенного в (адрес изъят).
Приказами № 167 от 24 августа 2015 года и № 168 от 24 августа 2015 года ОКГУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» отказало ФИО1 и ФИО2 в принятии их на учет как лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области № 68-ОЗ на основании п. 1 ч. 8 ст. 6 указанного Закона (гражданин не имеет права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Законом, или указанное право им утрачено).
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика пояснил, что К-вы действительно проживают в пос. Горно-Чуйском и относятся к категории лиц, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области № 68-ОЗ. Вместе с тем, истцами ранее в 1999 году было реализовано право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» именно в связи с выездом из Мамско-Чуйского района, что послужило основанием отказа.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Постановлением Главы Администрации Иркутской области № 18-пг от 18 марта 1999 года в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на основании постановлений мэров администраций городов и районов, решения областной комиссии по вопросам предоставления жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выделены жилищные субсидии гражданам, выезжающим в порядке переселения из районов Севера в г. Ангарск.
В Приложении, поименованном как «Список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на предоставление субсидий в (адрес изъят)» в разделе «Мамско-Чуйский район» под порядковым номером 5 значится ФИО2, состав семьи 5 человек, стаж работы 28 лет, размер субсидии 211,2 тыс. рублей, кол-во комнат – 3, стоимость жилья 211 200 рублей.
В материалах приватизационного дела № 1684, номер регистрации 667, дата приема документов 21 февраля 2002 года, на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес изъят) имеется ордер № 372 от 6 апреля 1999 года, выданный Администрацией г. Ангарска ФИО2 на семью, состоящую из пяти человек на право занятия 3-х комнатной квартиры, площадью 46,6/68 кв.м, квартиры № (адрес изъят). В состав семьи включены: ФИО5, (дата изъята) года рождения – жена; ФИО6, (дата изъята) года рождения – сын; ФИО1, (дата изъята) года рождения – сын; ФИО2, (дата изъята) года рождения – внук.
Согласно справке, выданной в 1998 году Администрацией пос. Горно-Чуйского ФИО2, его семья состоит из пяти человек, в том числе: ФИО5 – жена, ФИО1 и ФИО7 –сыновья, ФИО2 – внук.
В письменном заявлении на имя главы администрации Мамско-Чуйского района ФИО2 просил включить его и членов его семьи в список лиц, желающих получить жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и переселиться из пос. Горно-Чуйского Мамско-Чуйского района в г. Ангарск. В случае предоставления жилищной субсидии он и члены его семьи обязались жилое помещение в пос. Горно-Чуйский сдать органу местного самоуправления в течение месяца с момента приобретения жилья и регистрации по новому месту жительства. Заявление подписано заявителем, ФИО5 и ФИО1 Истец ФИО1 в судебном заседании подтвердил, что он также подписывал данное заявление и подлинность своей подписи не оспаривает.
Из расчета субсидии, составленной Председателем районной комиссии по распределению жилищной субсидии ФИО8, на ФИО2 Мамско-Чуйский район. В данном расчете указано: место жительства – п. Горно-Чуйский; северный стаж – 25 л.; состав семьи – 5 человек; расчет субсидии: 2.8?5?18?0,85%=214 200 рублей, выделенная квартира – г. Ангарск, количество комнат – 3-хкомнатная, стоимость квартиры 211 200 рублей. На данном расчете имеется отметка ордер выдан 8 апреля 99 года, а также отметка 95-19-44.
Оценив изложенные сведения суд обоснованно посчитал установленным факт, что ФИО1, действуя от своего имени и от имени своего несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, добровольно в 1998 года обратился за получением жилищной субсидии для себя и своего сына в составе семьи своего отца ФИО2, написав заявление и подав необходимые документы в органы местного самоуправления и органы власти Иркутской области. В связи с этим истцам Колотовым Администрацией Иркутской области в 1999 году была выделена жилищная субсидия за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Право истцов ФИО2 и ФИО1 на (адрес изъят) было основано на Постановлении Главы администрации Иркутской области № 18-пг от 18 марта 1999 года и ордере № 372 от 6 апреля 1999 года. Суд верно отметил, что требований о признании незаконными решений органов местного самоуправления о включении в 1999 году в состав семьи ФИО2 истцов ФИО1 и ФИО2, а также о признании незаконным предоставление ФИО2 безвозмездной жилищной субсидии на семью из пяти человек, включая истцов, о признании недействительным ордера, выданного на семью из 5 человек включая истцов, не заявлялось.
Жилищная субсидия семье ФИО2, в том числе истцам ФИО1 и ФИО2 как членам его семьи, в 1999 году была предоставлена в виде отдельной квартиры, как следует из Постановления Главы Администрации области № 18-пг от 18 марта 1999 года, по ценам на момент её приобретения. То обстоятельство, что при инвентаризации жилья в последующем квартира была оценена в другом размере, не свидетельствует о возвращении в федеральный бюджет жилищной субсидии, выделенной истцам.
Тот факт, что истцы не участвовали в приватизации указанной квартиры, не включены в договор о передаче квартиры в собственность граждан от 8 апреля 2002 года и в настоящее время не имеют жилья за пределами пос. Горно-Чуйский, не свидетельствует о возникновении прав у ФИО2 и ФИО1 на получение субсидии по Закону Иркутской области № 68-ОЗ. Истцы не лишены права на оспаривание приватизации квартиры, предоставленной им как членам семьи ФИО2, на основании ордера № 372 от 6 апреля 1999 года.
Довод апелляционной жалобы, согласно которому Закон Иркутской области № 68-ОЗ не содержит запрета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области лицами, получившими субсидию в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года, повторяет довод истцов, заявленный при рассмотрении дела судом первой инстанции. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о несостоятельности этого довода, поскольку характер и назначение жилищных субсидий, предоставленных гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, преследует цели решения проблемы переселения граждан из районов Севера и приобретения жилого помещения по новому месту жительства в более благоприятных для проживания районах. Согласно ст. 1 Закона Иркутской области № 68-ОЗ предоставление гражданам, проживающим на день вступления в силу настоящего Закона в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области, дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области вызвано бесперспективностью развития указанного поселка. При таких данных получение гражданином субсидии на приобретение жилья ранее влечет утрату возможности получения других единовременных социальных выплат, также предназначенных для приобретения жилого помещения.
Таким образом, суд пришёл к правильному выводу, что действие ч. 4 ст. 3 Закона Иркутской области № 68-ОЗ распространяется на всех лиц, получивших безвозмездные жилищные субсидии за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в том числе и утратившими силу. Иное толкование противоречило бы принципу равенства, закрепленному ст. 19 Конституции РФ.
Из изложенного следует, что не имеется оснований для признания незаконными оспариваемых приказов ОКГУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» и признания за ФИО1 и ФИО2 права на получение единовременной социальной выплаты на приобретения жилого помещения на территории Иркутской области.
Значимые обстоятельства по делу суд определил верно, исследованным доказательствам дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуального закона. Решение суда подробно мотивировано, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не опровергающим и не ставившим под сомнение правильность сделанных судом выводов. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 19 января 2016 года по иску ФИО1 и ФИО2 к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» о признании права на единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения, о признании незаконным приказа областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» и понуждении принять их на учет, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.С. Гуревская
Судьи: Н.А. Сальникова
Д.В. Стефанков